КУЗОВ ПОЛУВАГОНА Российский патент 2006 года по МПК B61D3/00 B61D7/16 B65D90/62 

Описание патента на изобретение RU2271292C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям кузовов грузовых полувагонов для перевозки грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков.

Известен грузовой полувагон с глухим кузовом, содержащий ходовые части и размещенный на них кузов, состоящий из рамы, торцовых и боковых стен с крышками люков, снабженными затворами. Крышки люков выполнены открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров, соединенных между собой жесткой связью, при этом шарнир, установленный на каркасе проема люка, снабжен ограничителями поворота жесткой связи, крышка люка снабжена фиксаторами ее закрытого положения, а запор, размещенный снаружи на крышке люка, выполнен в виде поворотного валика с лысками, взаимодействующими с гнездом, закрепленным на элементе каркаса люка [патент РФ №2140866, B 61 D 3/00 от 13.04.98].

Недостатком данной конструкции является сложность ее кинематической схемы работы, которую трудно приспособить без изменения к конструкции кузова с закругленной формой основания.

Так же известен железнодорожный полувагон, содержащий ходовые части и размещенный на них кузов с закругленным основанием, состоящий из рамы, торцовых и боковых стен с крышками люков, снабженными запорными устройствами. Крышки люков выполнены открывающимися внутрь посредством направляющих, установленных на крышке и снабженных криволинейными пазами, взаимодействующими с роликами, размещенными в кронштейнах, прикрепленных к основанию кузова, а запорное устройство выполнено в виде сектора со смещенным центром тяжести, закрепленного на боковой стене кузова и взаимодействующего со скобой, прикрепленной к верхней части крышки люка. Вместе с этим, кронштейны снабжены опорными роликами, взаимодействующими с внешними кромками направляющих [патент РФ №2184667, B 61 D 3/00, 7/16 от 12.07.2000].

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа. Недостатком данной конструкции является наличие быстроизнашивающихся деталей, к которым относятся ролики и направляющие с выполненными криволинейными пазами. Вместе с этим, при закрытом положении крышки люка, часть нагрузки передается через направляющие на опорные ролики, что также отражается на их долговечности. Кроме того, направляющие жестко закреплены на крышке люка, что создает в них дополнительные напряжения при открытом положении люка и требует производить крепление кронштейнов к кузову вагона при установленной крышке люка, что создает дополнительные трудовые и временные затраты на производство единицы продукции. Также, в процессе эксплуатации, на роликах и направляющих образуется наледь, что затрудняет открывание/закрывание крышки люка, а скопление остатков перевозимых грузов на роликах способствует их быстрому износу.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции кузова полувагона, обладающего простой и надежной крышкой люка, позволяющей производить ее открывание/закрывание с минимальными физическими затратами обслуживающего персонала. Поставленная задача решается следующим образом. Крышка люка установлена в месте радиусного соединения боковой стены с полом полувагона и открывается внутрь кузова с помощью двух огибающих рычагов. Каждый рычаг шарнирно закреплен на полу кузова и крышке люка. Шарнирное соединение огибающего рычага и крышки люка позволяет вращаться крышке люка вокруг шарнира. Однако в целях безопасности обслуживающего персонала данное вращение ограничено жестко прикрепленными планками с одной стороны и осью, соединяющей огибающие рычаги с другой, одновременно выполняющей функции рукоятки крышки люка.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что кузов полувагона выполнен с закругленным основанием и состоит из рамы, на которой смонтированы торцовые и боковые стены с крышками люков, установленных в местах радиусных соединений боковых стен с полом в противоположных углах кузова, открывающихся внутрь с помощью шарнирно закрепленных огибающих рычагов. При этом крышка люка фиксируется посредством запорных устройств, выполненных в виде секторов со смещенным центром тяжести, закрепленных на боковых стенах кузова и взаимодействующих со скобами, прикрепленными к верхним частям крышек люков.

Кроме того, рычаги снабжены ограничителями поворота крышки люка, один из которых выполнен в виде планки, а другой совмещен с осью, соединяющей огибающие рычаги.

Сущность поясняется чертежами, где показаны:

на фиг.1 - общий вид кузова вагона,

на фиг.2 - разрез по линии А-А фиг.1,

на фиг.3 - вид Б фиг.2,

на фиг.4 - узел Е фиг.2 в положении «Открыто»,

на фиг.5 - узел Е фиг.2 в положении «Закрыто».

Кузов полувагона состоит из рамы 1, на которой смонтированы торцовые 2 и боковые 3 стены. В местах радиусных соединений боковых стен 3 с полом кузова по диагонали установлены крышки люков 4. Они фиксируются с помощью запорных устройств, которые выполнены в виде секторов 5 со смещенным центром тяжести, закрепленных на боковых стенах 3 кузова и взаимодействующих со скобами 6, прикрепленными к верхним частям крышек люков 4. Крышки люков 4 открываются внутрь кузова с помощью огибающих рычагов 7. Каждый огибающий рычаг 7 закреплен с помощью шарнира 8 на днище кузова и соединен посредством шарнира 9 с крышкой люка 4.

Огибающий рычаг 7 в месте шарнирного соединения 9 с крышкой люка снабжен ограничителями поворота крышки люка, один из которых выполнен в виде планки 10, а другой - в виде оси 11, соединяющей огибающие рычаги и одновременно служащий рукояткой для открывания/закрывания крышки люка.

Технический результат от использования заявляемой конструкции заключается в том, что использование огибающих рычагов позволило создать простую конструкцию механизма открывания крышек люков, содержащую минимальное количество изнашиваемых узлов, а их геометрическая форма позволила максимально облегчить процесс открывания/закрывания крышек люков. Шарнирная установка крышки люка обеспечивает самоустановку крышки люка в закрытом положении, свободное расположение крышки люка в открытом положении, тем самым снимаются напряжения в шарнирах, а ограничение поворота крышки люка позволяет зафиксировать ее центр тяжести, что повышает безопасность обслуживающего персонала.

В настоящее время на заявляемую конструкцию разработана техническая документация и выполнены макетные образцы для проведения испытаний.

Похожие патенты RU2271292C2

название год авторы номер документа
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОЛУВАГОН 2000
  • Крючков А.В.
  • Герман В.П.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Ефимов В.П.
  • Зоценко А.Г.
  • Баженевских Ю.М.
  • Тиссен А.И.
  • Шляпникова Т.В.
  • Суслова Н.Е.
  • Вельчев А.С.
  • Иларионов А.А.
  • Потапов П.Ф.
  • Белов Н.А.
  • Демин К.П.
  • Шихалев В.А.
RU2184667C2
ПОЛУВАГОН С ГЛУХИМ КУЗОВОМ 1998
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Верник В.С.
  • Потапов П.Ф.
  • Зоценко А.Г.
  • Кузьмин Э.К.
  • Родэ М.Я.
  • Баженевских Ю.М.
  • Копылова Г.Г.
  • Белев А.П.
  • Кравченко И.А.
RU2140866C1
Запорное устройство крышки люка полувагона 1989
  • Зацепин Иван Федорович
  • Поманский Николай Сергеевич
SU1625741A1
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО КРЫШКИ ЛЮКА ПОЛУВАГОНА 1992
  • Чеботарев Григорий Аврамович
RU2020098C1
Устройство для открывания и закрывания крышек люков полувагона 1989
  • Шабалин Анатолий Петрович
  • Цымбал Валентина Дмитриевна
  • Крючков Анатолий Викторович
SU1779629A1
Устройство для открывания и закрывания крышки люка полувагона 1977
  • Ганжов Иван Власович
  • Родионов Анатолий Александрович
SU874427A1
Саморазгружающийся полувагон 1978
  • Лихачев Владимир Борисович
  • Филиппов Андрей Константинович
  • Романов Юрий Николаевич
SU734041A1
Запорное устройство крышки люка полувагона 1989
  • Дедушенко Анатолий Яковлевич
  • Дубина Николай Терентьевич
SU1745587A1
ПОЛУВАГОН ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ 2013
  • Чернов Юрий Васильевич
  • Чернов Василий Юрьевич
RU2539701C2
Устройство для открывания и закрывания крышек люков полувагонов 1981
  • Геллер Натан Мойсеевич
  • Собкалов Иван Пантелеевич
  • Геллер Яков Натанович
  • Москаленко Анатолий Семенович
SU948724A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 271 292 C2

Реферат патента 2006 года КУЗОВ ПОЛУВАГОНА

Изобретение относится к конструкциям кузовов грузовых железнодорожных вагонов. Кузов полувагона содержит крышки люка 4, установленные в местах радиусных соединений боковых стен 3 с днищем. Крышка люка 4 открывается внутрь кузова с помощью шарнирно закрепленных огибающих рычагов 7, оснащенных ограничителями поворота крышки люка 4, выполненными в виде планки 10 и оси 11, выполняющей роль рукоятки для открывания или закрывания крышки. Изобретение упрощает конструкцию, повышает надежность, снижает физические затраты. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 271 292 C2

Кузов полувагона, выполненный с закругленным основанием и состоящий из рамы, на которой смонтированы торцевые боковые стены с крышками люков, установленных в местах соединений боковых стен с днищем в противоположных углах кузова, открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров и фиксируемыми посредством запорных устройств, выполненных в виде секторов со смещенным центром тяжести, закрепленных на боковых стенах кузова и взаимодействующих со скобами, прикрепленными к верхним частям крышек люков, отличающийся тем, что крышка люка выполнена открывающейся шарнирно закрепленными огибающими рычагами, снабженными в месте шарнирного соединения с крышкой ограничителями поворота крышки люка, один из которых выполнен в виде планки, а другой в виде оси, соединяющей огибающие рычаги и служащей рукояткой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2271292C2

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОЛУВАГОН 2000
  • Крючков А.В.
  • Герман В.П.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Ефимов В.П.
  • Зоценко А.Г.
  • Баженевских Ю.М.
  • Тиссен А.И.
  • Шляпникова Т.В.
  • Суслова Н.Е.
  • Вельчев А.С.
  • Иларионов А.А.
  • Потапов П.Ф.
  • Белов Н.А.
  • Демин К.П.
  • Шихалев В.А.
RU2184667C2

RU 2 271 292 C2

Авторы

Розенштейн Дмитрий Борисович

Любимов Юрий Андреевич

Крючков Анатолий Викторович

Андронов Владислав Анатольевич

Демин Константин Павлович

Ефимов Виктор Петрович

Васильева Людмила Михайловна

Стрельченко Алексей Николаевич

Агинских Максим Васильевич

Левин Александр Борисович

Клещевников Василий Арсенович

Старостин Георгий Александрович

Галиева Ирина Витальевна

Шевелева Ольга Александровна

Ускова Светлана Николаевна

Даты

2006-03-10Публикация

2003-07-07Подача