Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автотракторных прицепов.
Известно самосвальное прицепное транспортное средство, описанное в руководстве по уходу и эксплуатации «Прицеп двухосный тракторный 2ПТС-4М модели 785А» Сердобский машиностроительный завод. Приволжский информцентр. Саратов, 1969 г. Такой тракторный прицеп (см. фиг.1 и 2, стр. 5) состоит из кузова, установленного на шасси. В средней части рамы шасси на специальном опорном кронштейне, жестко закрепленном на ее поперечинах, установлен гидроподъемник (стр. 30, рис.15 и стр. 32), снабженный шаровой опорой и гнездом для взаимодействия с самосвальным кузовом и опорным кронштейном в момент самосвальной выгрузки кузова. Существенным недостатком такого прицепа является низкая надежность опорного кронштейна в местах его крепления к поперечинам рамы шасси. Так, в практике, при эксплуатации такого прицепа в условиях бездорожья наблюдаются частые отказы в сварных швах, крепящих опорный кронштейн к стенкам поперечин, а так же изломы основного несущего его элемента. Это вызвано тем, что последние накладывают жесткую связь на соединение препятствуя свободной депланации стенок и полок поперечин при их стесненном кручении. Такая причина отказов подтверждается результатами исследований, полученными при испытании перспективного тракторного прицепа 2ПТС-4 - 793А, которые представлены в монографии А.Д.Глущенко, Е.В.Сливинский Динамика и прочность транспортной системы для перевозки легковесных грузов. Изд-во «ФАН», УзССР, Ташкент, 1988 г. на стр. 54-55, рис.2.10 и стр 78, пункт 4.
Известно также самосвальное прицепное транспортное средство, описанное в руководстве по эксплуатации и паспорт «Двухосный тракторный самосвальный прицеп грузоподъемностью 4 т, 2ПТС-4 (887А). Балашовский завод автомобильных и тракторных прицепов. Балашов, гортипография, 1970 г. На странице стр. 6 и 7 и рис.3 этого руководства показано крепление опорного кронштейна к поперечинам рамы шасси прицепа. Конструкция такого прицепа аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности прицепа за счет ликвидации отказов по узлу крепления опорного кронштейна гидроподъемника к поперечинам рамы.
Поставленная цель достигается тем, что опорная плита состоит из двух установленных с зазором между собой чаш, между которыми расположена шаровая опора гидроцилиндра, при этом каждая из чаш опорной плиты жестко закреплена на одном из составляющих конструкционных элементов кронштейна, принадлежащих одной из поперечин рамы шасси, причем упомянутые чаши опорной плиты охвачены фиксатором, выполненным в виде упругого стопорного кольца.
На фиг.1 показан общий вид самосвального прицепного транспортного средства, на фиг.2 - опорная плита гидроподъемника кузова в разрезе и фиг.3 - стопорное кольцо опорной плиты.
Самосвальное прицепное транспортное средство состоит из рамы 1, на которой установлен кузов 2, взаимосвязанный с гидроцилиндром 3 его опрокидывания. В нижней своей части гидроцилиндр 3 снабжен шаровой опорой 4, подвижно размещенной в чашах 5 опорной плиты, расположенных с зазором 6 между собой и каждая из них жестко присоединена к конструкционным элементам 7 кронштейна, жестко закрепленного на поперечинах 8 рамы 1 прицепа. Нижние чаши 5 опорной плиты охвачены упругим стопорным кольцом 9.
Работает самосвальное прицепное транспортное средство следующим образом. При движении прицепа в составе автотракторного поезда из-за воздействия микро- и макропрофиля неровностей дорог, лонжероны и поперечины рамы 1 испытывают стесненное кручение в местах их соединения между собой. А так как такие упругие деформации возникают, то они от поперечин 8 передаются конструкционным элементам 7 кронштейна гидроцилиндра 3. В связи с тем, что такие несущие элементы жестко соединены с чашами 5 опорной плиты, размещенных с зазором 6 относительно друг друга и охватывают шаровую опору 4 гидроцилиндра 3, то поперечины 8 совместно с конструкционными элементами 7 кронштейнов свободно депланируют не создавая жесткой связи друг с другом так, как это имеет место в конструкциях аналога и прототипа. В то же время, за счет наличия упругого стопорного кольца 9 возможность перемещения конструкционных элементов 7 кронштейнов совместно с поперечинами 8 значительно увеличивается так как такие деформации позволяют изменять зазор 6 (сам зазор 6 в реальной конструкции может быть в пределах 2-3 мм, а за счет деформации упругого стопорного кольца 9 может достигать порядка 5-6 мм и более) на такую величину, которая бы не превышала расчетной, связанной с потерей его прочности или упругих свойств. В тот момент времени, когда производится самосвальная выгрузка кузова 2, под действием силы Р (см. фиг.2) на шаровой опоре 4 возникнут горизонтальные составляющие N этой силы, которые стремятся переместить чаши 5 опорной плиты в этом же направлении. Однако этого не произойдет за счет того, что упругое стопорное кольцо 9 надежно обеспечит соединение чаш 5 опорной плиты относительно друг друга за счет своих упругих свойств, создавая реакции сил F.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет исключить возможность возникновения напряжений стесненного кручения в элементах рамы прицепа и в частности узле опорного кронштейна гидроцилиндра опрокидывания кузова, что и позволит в итоге повысить надежность прицепа в эксплуатационных условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОСВАЛЬНЫЙ ПРИЦЕП | 2008 |
|
RU2368515C1 |
Прицепное самосвальное транспортное средство | 2018 |
|
RU2679818C1 |
САМОСВАЛЬНЫЙ ПРИЦЕП | 2018 |
|
RU2684205C1 |
ПРИЦЕП-САМОСВАЛ | 2009 |
|
RU2402436C1 |
РАМА САМОСВАЛЬНОГО ПРИЦЕПА | 2003 |
|
RU2254258C1 |
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП | 2015 |
|
RU2607903C1 |
САМОСВАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2006 |
|
RU2314941C1 |
САМОСВАЛЬНЫЙ ПРИЦЕП | 2009 |
|
RU2397888C1 |
САМОСВАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2011 |
|
RU2463179C1 |
ПРИЦЕП-САМОСВАЛ | 2010 |
|
RU2424132C1 |
Изобретение относится к транспортной технике. Самосвальное прицепное транспортное средство включает кузов 2, взаимосвязанный с опрокидывающим гидроцилиндром 3 с шаровой опорой, расположенной подвижно в опорной плите кронштейна, жестко присоединенного к поперечинам 8 рамы 1. Опорная плита состоит из двух, установленных с зазором между собой чаш 5, между которыми расположена шаровая опора гидроцилиндра 3. Каждая из чаш опорной плиты жестко закреплена на одном из составляющих конструкционных элементов 7 кронштейна, принадлежащих одной из поперечин рамы шасси. Чаши опорной плиты охвачены фиксатором, выполненным в виде упругого стопорного кольца. Изобретение повышает эксплуатационную надежность. 3 ил.
Самосвальное прицепное транспортное средство, включающее кузов, взаимосвязанный с опрокидывающим гидроцилиндром с шаровой опорой, расположенной подвижно в опорной плите кронштейна, жестко присоединенного к поперечинам рамы шасси, отличающееся тем, что опорная плита состоит из двух установленных с зазором между собой чаш, между которыми расположена шаровая опора гидроцилиндра, при этом каждая из чаш опорной плиты жестко закреплена на одном из составляющих конструкционных элементов кронштейна, принадлежащих одной из поперечин рамы шасси, причем упомянутые чаши опорной плиты охвачены фиксатором, выполненным в виде упругого стопорного кольца.
Самосвальное транспортное средство с трехсторонним опрокидыванием кузова | 1979 |
|
SU861134A1 |
Авторы
Даты
2006-03-27—Публикация
2003-12-10—Подача