Изобретение относится к колесным безрельсовым мобильным машинам и может быть использовано на транспортных средствах с колесами неизменяемого диаметра, в частности, эксплуатируемых в условиях бездорожья, например тундры. Применяемые в таких транспортных средствах колеса повышенной эластичности представлены в авторском свидетельстве СССР №421549, В 60 В 9/06 и в заявке РФ на полезную модель №2004110599. Конструкция колеса повышенной эластичности отличается тем, что в ней обод колеса соединен с его ступицей с помощью эластичных элементов, например спиральных пружин.
Известен способ поворота колесных безрельсовых мобильных машин с четырьмя колесами, заключающийся в том, что для поворота уменьшают диаметр хотя бы одного из колес. Так, для поворота направо уменьшают диаметр правого колеса, для поворота налево уменьшают диаметр левого колеса (см. патент РФ №2203193, кл. B 62 D 9/04, 2003 г.). Способ, естественно, пригоден только для транспортных средств, снабженных колесами изменяемого диаметра, и непригоден для наших целей.
Известен также способ поворота колесных безрельсовых мобильных машин, заключается в том, что каждое управляемое колесо поворачивают в горизонтальной плоскости и одновременно наклоняют в поперечной плоскости к центру поворота машины (см. патент РФ №2191129, кл. B 62 D 9/04, 2002 г.). В колесе повышенной эластичности наклонить можно только его ступицу, обод же останется неподвижным, поэтому и данный способ непригоден для наших целей.
Общеизвестный способ поворота колесных безрельсовых мобильных машин, выбранный в качестве прототипа, заключается в том, что, воздействуя на ось каждого управляемого колеса, его поворачивают в горизонтальной плоскости, проходящей по геометрической оси колеса. При этом колесо поворачивают вместе с осью, на которую оно надето. Этот способ, упоминаемый в авторском свидетельстве СССР №1240675, кл. B 62 D 15/00, 1986 г. в качестве аналога, применяют в большинстве современных автомобилей. В отношении колес повышенной эластичности этот способ малоэффективен, так как при повороте ступицы, соединенной с периферийной частью (ободом) колеса эластичными элементами, периферийная часть либо будет оставаться неподвижной, либо повернется лишь на небольшой, неопределенный по своей величине угол в зависимости от упругости эластичных элементов и сил трения между протектором колеса и почвой.
Технический результат в заявляемом изобретении заключается в том, что способ позволяет обеспечить оптимальный режим устойчивого движения по криволинейной траектории для безрельсовых мобильных машин с колесами повышенной эластичности.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе поворота колесных безрельсовых мобильных машин с колесами повышенной эластичности, заключающемся в том, что каждое управляемое колесо поворачивают в горизонтальной плоскости, проходящей по геометрической оси колеса, повороту подвергают периферийную часть колеса при неизменном положении его ступицы и оси. При этом для поворота периферийной части колеса в упомянутой горизонтальной плоскости воздействуют на обод колеса с помощью роликов, приводя их в контакт с ободом колеса всякий раз при выполнении маневра поворота. Упомянутые ролики при выполнении маневров поворота перемещают по дугообразной траектории, находящейся в упомянутой горизонтальной плоскости или в параллельной ей плоскости.
На фиг.1 показано колесо повышенной эластичности в осевом сечении по А-А фиг.2; на фиг.2 - вид колеса сбоку; на фиг.3 - положение колеса на оси транспортного средства при повороте направо (вид сверху).
На фиг.1 и 2 в качестве примера показано колесо повышенной эластичности, состоящее из ступицы 1, жесткого обода 2 и жесткого промежуточного кольца 3, концентрично расположенного относительно ступицы и соединенного с ней спиральными пружинами 4. С другой стороны жесткое промежуточное кольцо 3 соединено с ободом 2 колеса спиральными пружинами 5. Жесткий обод 2 колеса может быть покрыт резиновым или пластиковым бандажом 6. На фиг.3 позицией 7 обозначена ось колеса, установленная на раме 8 транспортного средства. К раме 8 жестко прикреплена дугообразная направляющая 9, по которой может перемещаться сегмент 10 с установленными на нем роликами 11 и 12.
Заявляемый способ поворота колесных безрельсовых мобильных машин реализуется следующим образом.
Каждое управляемое колесо, одно из которых показано на прилагаемых чертежах, поворачивают в горизонтальной плоскости, проходящей по геометрической оси 13 колеса. (В нашем случае эта горизонтальная плоскость совпадает с плоскостью листа чертежа.) Колесо поворачивают на необходимый угол α, определяемый заданной кривизной траектории движения транспортного средства. В соответствии с целью изобретения повороту подвергают периферийную часть колеса, состоящую из обода 2 и пластикового бандажа 6, при неизменном (относительно рамы 8) положении его ступицы 1 и оси 7. При этом для поворота периферийной части колеса в упомянутой горизонтальной плоскости воздействуют на обод 2 колеса с помощью роликов 11 и 12, приводя один из них в контакт с ободом колеса всякий раз при выполнении маневра поворота. Упомянутые ролики при выполнении маневров поворота перемещают по дугообразной траектории 14, параллельной дугообразной направляющей 9 и находящейся в упомянутой горизонтальной плоскости. Для этого с помощью соответствующей системы управления, не показанной на чертежах, из кабины водителя транспортного средства осуществляют перемещение сегмента 10 по направляющей 9. Для уменьшения износа роликов 11 и 12 расстояние между ними выбрано с таким расчетом, чтобы обод 2 колеса находился между ними с зазором. Тогда при повороте направо (как на фиг.3) в контакте с ободом будет находиться ролик 12, а ролик 11 ввиду наличия упомянутого зазора не будет иметь контакта с ободом 2 и, следовательно, не будет вращаться и, соответственно, не будет подвергаться износу. При повороте налево в контакт с ободом 2 войдет ролик 11, а ролик 12 будет "отдыхать". Можно подобрать зазор такой величины, чтобы при движении прямо оба ролика находились вне контакта с ободом колеса, тогда износ их будет минимальным.
Источники информации
1. RU 2203193 C2, B 62 D 9/04, 2003.
2. RU 2191129 C2, B 62 D 9/04, 2002.
3. SU 1240675, B 62 D 15/00, 1986 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2653649C2 |
СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНЫХ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ МОБИЛЬНЫХ МАШИН | 2000 |
|
RU2191129C2 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2535829C2 |
Колесно-гусеничный движитель | 1985 |
|
SU1263573A2 |
Способ поворота, обеспечивающий безуводный режим качения шин двухосной мобильной машины | 2017 |
|
RU2656983C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2001 |
|
RU2192033C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТНЫМИ КОЛЕСАМИ НАЗЕМНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2320512C1 |
ЭЛАСТИЧНОЕ КОЛЕСО И ПАРА РОЛИКОВЫХ ЛЫЖ, СНАБЖЕННЫХ ЭЛАСТИЧНЫМИ КОЛЕСАМИ | 1993 |
|
RU2099120C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2711771C1 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЕИ САМОХОДНОГО КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И САМОХОДНОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2381127C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесным транспортным средствам, эксплуатируемым в условиях бездорожья. Способ заключается в том, что каждое управляемое колесо поворачивают в горизонтальной плоскости, проходящей по геометрической оси колеса, причем повороту подвергают периферийную часть колеса при неизменном положении его ступицы и оси. При этом для поворота периферийной части колеса в упомянутой горизонтальной плоскости воздействуют на обод колеса с помощью роликов, приводя их в контакт с ободом колеса всякий раз при выполнении маневра поворота. Упомянутые ролики при выполнении маневров поворота перемещают по дугообразной траектории, находящейся в упомянутой горизонтальной плоскости. Технический результат - обеспечение оптимального режима устойчивого движения по криволинейной траектории для безрельсовых мобильных машин с колесами повышенной эластичности. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Способ изменения направления движения колесного транспортного средства | 1983 |
|
SU1240675A1 |
СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНЫХ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ МОБИЛЬНЫХ МАШИН | 2000 |
|
RU2191129C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВУХСЕКЦИОННОГО СОЧЛЕНЕННОГО ВЕЗДЕХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2203193C2 |
Способ Сарчука В.Н. приготовления вещества, нормализующего гомеостаз организма | 1988 |
|
SU1561253A1 |
Авторы
Даты
2006-03-27—Публикация
2004-06-23—Подача