Способ поворота, обеспечивающий безуводный режим качения шин двухосной мобильной машины Российский патент 2018 года по МПК B62D9/00 B62D15/00 

Описание патента на изобретение RU2656983C1

Изобретение относится к наземным мобильным машинам, оборудованным колесами с пневмошинами и имеющим управляемые и неуправляемые колеса.

Сущность изобретения заключается в способе поворота мобильной машины, управляемые колеса которой при повороте на углы αв для внутреннего и αн для наружного одновременно отклоняются в сторону центра поворота на углы βс и βн соответственно, а неуправляемые колеса совершают при этом наклон в сторону центра поворота на углы γс для внутреннего и γн для наружного соответственно колес.

В этом случае достигается оптимальный безуводный режим качения всех колес мобильной машины при ее движении по криволинейной траектории. Данное мероприятие помимо снижения сопротивления качению и износа шин способствует повышению поперечной устойчивости мобильной машины и снимает вопрос отнесения ее к недостаточной, нейтральной или избыточной поворачиваемости, а известный критерий, определяеющий критическую скорость наступления неуправляемого режима движения машины, теряет свой смысл, т.к. при отсутствии увода шин режим их качения аналогичен качению жесткого колеса.

Изобретение относится к колесным безрельсовым мобильным машинам и может быть использовано на автомобилях, колесных тракторах, дорожных и сельскохозяйственных машинах, на которых установлены пневматические шины.

Известен способ (патент Великобритании №227047, кл. B62D 9/00, 1984 г.), в котором при повороте машины плоскости управляемых колес вместе с кузовом наклоняются в сторону центра поворота на одинаковые углы. Недостатком этого способа является то, что при повороте машины наклон плоскостей управляемых колес, движущихся по траектории различной кривизны, при одинаковом их наклоне не в состоянии обеспечить оптимальный режим их качения.

Существует способ (авторское свидетельство №1240675, кл. B63D 15/00, 1986 г.) изменения направления движения мобильной машины, в котором каждое управляемое колесо радиусом r при повороте в горизонтальной плоскости наклоняют его в вертикальной плоскости на угол β в зависимости от радиуса R поворота транспортного средства по формуле:

Недостатком указанного способа является устанавливаемая связь между конструктивным, в частности радиусом колеса r, и кинематическим радиусом поворота R мобильной машины параметрами, что затрудняет использование этой зависимости.

За прототип настоящего изобретения принят способ (патент Российской Федерации RU №219129, С2, кл. В22/D 9/04, 2002 г.) изменения направления движения колесного транспортного средства, в котором устанавливается связь между углом поворота и углом наклона плоскостей управляемых колес, чего недостаточно для обеспечения полного безуводного режима качения, т.к. при этом неуправляемые колеса катятся с уводом, тем более, что в этом случае создаются условия наступления опасности избыточной поворачиваемости мобильной машины ввиду отсутствия увода шин передних колес и любого даже самого незначительного увода неуправляемых колес.

Технический результат в заявленном изобретении заключается в том, что в нем обеспечивается безуводное качение помимо шин управляемых колес, но и неуправляемых колес за счет наклона их плоскостей: внутреннего колеса по отношению к центру поворота на угол γв и наружного γн в зависимости от углов поворота управляемых колес: внутреннего на угол αв и наружного колеса на угол αн.

При этом если углы наклона плоскостей управляемых колес βв и βн определяется по формуле

,

где r - радиус колеса;

L - база автомобиля,

то углы наклона неуправляемых колес γв, γн подчиняются зависимости:

.

На фиг. 1 дан вид в плане схемы двухосной машины с двумя передними управляемыми 1 и 2 и двумя задними неуправляемыми 3 и 4 колесами с полюсом управления А, расположенным на неуправляемой оси.

На фиг. 2 приведено схематическое изображение в поперечной плоскости управляемых внутреннего 1 и наружного 2 колес передней оси, которые совершают вокруг точки О радиусами Rв, Rн и имеют наклон к центру поворота соответственно на углы βв, βн.

На фиг. 3 дано схематическое изображение в поперечной плоскости неуправляемой оси с колесами 3 и 4.

Способ поворота машины реализуется следующим образом. При повороте машины, если каждое управляемое колесо 1 и 2 поворачивают на углы αв, αн, то каждое неуправляемое заднее колесо 3 и 4, расположенное на неуправляемой оси, проходящей через полюс рулевого управления А, остается в исходном положении до начала поворота и для того, чтобы обеспечить чистое без увода качение машины, колеса должны претерпеть наклон на углы γв и γн, как это показано на фиг. 3, определяемые по уравнению:

,

Подставив вместо Rв,н его значение, взятое из соотношения, которое определяется на основании анализа фиг. 1

L/Rв,н=tgαв,н,

получим

.

В итоге имеем зависимости углов наклона плоскостей передних управляемых колес βв и βн, а также плоскостей каждого из неуправляемых задних колес на углы γв и γн в зависимости от углов поворота управляемых колес на те же углы αв и αн, определяемые формулами:

для управляемых передних колес

для неуправляемых задних колес

Реализация приведенных выше зависимостей позволит поднять на более высокий качественный уровень эксплуатационные свойства современной автотракторной техники, как по энергозатратам, так и износу шин, а также повысить устойчивость автомобиля, не ограничивая ее критической скоростью при движении по криволинейной траектории, которая является постоянной составляющей, особенно городских маршрутов.

Как показывают испытания в НАМИ и на Автополигоне, качение шин при наличии увода увеличивает более чем в три раза износ шин и существенно влияет на расход топлива, что убедительно доказывает полезность реализации предлагаемого способа поворота колесных безрельсовых мобильных машин.

Похожие патенты RU2656983C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНЫХ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 2000
  • Балабин И.В.
RU2191129C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТНЫМИ КОЛЕСАМИ НАЗЕМНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Балабин Игорь Венедиктович
  • Морозов Сергей Анатольевич
RU2320512C1
ШАГОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Балабин Игорь Венедиктович
RU2365519C1
Конструкция колеса с пневматической шиной для работы на мобильной машине с большим развалом 2019
  • Балабин Игорь Венедиктович
RU2749143C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ЧЕТЫРЬМЯ ОПОРНЫМИ КОЛЕСАМИ, РАЗМЕЩЕННЫМИ ПО РОМБИЧЕСКОЙ СХЕМЕ 2011
  • Балабин Игорь Венедиктович
RU2455188C1
Обод колеса для шин регулируемого давления воздуха 2020
  • Балабин Игорь Венедиктович
  • Веселов Игорь Владимирович
  • Каспаров Артур Армович
  • Чабунин Игорь Сергеевич
RU2764933C1
Устройство для испытаний колес с эластичными шинами 1990
  • Балабин Игорь Венедиктович
  • Задворнов Виктор Николаевич
SU1805313A1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ НА НАКЛОННОЙ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИЖУЩЕГОСЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С НАВЕСНЫМ ОРУДИЕМ, ОБОРУДОВАННЫМ ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ КОЛЕСАМИ 2023
  • Тарасова Сария Валейевна
  • Асманкин Евгений Михайлович
  • Ушаков Юрий Андреевич
  • Шахов Владимир Александрович
  • Шахов Владимир Владимирович
  • Наумов Денис Васильевич
RU2818542C1
СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНЫХ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ МОБИЛЬНЫХ МАШИН С КОЛЕСАМИ ПОВЫШЕННОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ 2004
  • Хван Вячеслав Владимирович
RU2272733C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМ РЕЖИМОМ БАРАБАННЫХ ЛЕТУЧИХ НОЖНИЦ ПРИ РЕЗЕ КОНЦЕВЫХ УЧАСТКОВ РАСКАТА ШИРОКОПОЛОСНОГО СТАНА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ 1996
  • Поляков Б.А.
  • Варшавский Е.А.
  • Третьяков В.А.
RU2100151C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 656 983 C1

Реферат патента 2018 года Способ поворота, обеспечивающий безуводный режим качения шин двухосной мобильной машины

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ поворота колесных безрельсовых мобильных машин заключается в том, что при движении по криволинейной траектории каждое управляемое колесо поворачивают в горизонтальной плоскости и одновременно наклоняют к центру поворота. Неуправляемые колеса также совершают наклон своих плоскостей в сторону центра поворота. Достигается безуводное качение шин управляемых и неуправляемых колес. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 656 983 C1

Способ поворота колесных безрельсовых мобильных машин, заключающийся в том, что при движении по криволинейной траектории каждое управляемое колесо поворачивают в горизонтальной плоскости на углы αв, αн и одновременно наклоняют к центру поворота на углы βв и βн в соответствии с существующей аналитической зависимостью:

,

отличающийся тем, что неуправляемые колеса также совершают наклон своих плоскостей в сторону центра поворота в соответствии с зависимостью:

,

где γв,н - углы поворота внутреннего и наружного управляемых колес;

r - радиус колеса;

βв,н - углы наклона к центру поворота управляемых колес;

αв,н - углы наклона к центру поворота неуправляемых колес;

L - база автомобиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2656983C1

СПОСОБ ПОВОРОТА МНОГООПОРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Медведев Евгений Викторович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Сваталов Василий Михайлович
  • Кузнецов Владимир Иванович
RU2309868C1
СПОСОБ ПОВОРОТА КОЛЕСНЫХ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 2000
  • Балабин И.В.
RU2191129C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТНЫМИ КОЛЕСАМИ НАЗЕМНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Балабин Игорь Венедиктович
  • Морозов Сергей Анатольевич
RU2320512C1
WO 2003059720 A1, 24.07.2003
US 9283989 B2, 15.03.2016.

RU 2 656 983 C1

Авторы

Балабин Игорь Венедиктович

Даты

2018-06-07Публикация

2017-02-20Подача