СНЕГОХОД Российский патент 2006 года по МПК B62M27/02 B62D57/04 

Описание патента на изобретение RU2279373C1

Изобретение относится к области зимних транспортных средств - снегоходам и может быть использовано для перемещения по снегу и льду.

Известны снегоходы, которые содержат сиденье водителя, установленное на корпусе с вмонтируемым в нем двигателем со всеми органами управления двигателем и устройствами для его обслуживания, корпус снегохода содержит ленточную опору (гусеничный движитель), кинематически соединенную с двигателем, рулевую систему управления передними лыжами, которая установлена в корпусе (см. патент РФ №2121938).

Этот снегоход обеспечивает перемещение по рыхлому и твердому снегу.

Недостатком его является недостаточная износостойкость опорной ленты гусеничного двигателя. Кроме того, при движении по льду управляемость с помощью лыж является недостаточной ввиду плохого сцепления кромок лыж с льдом.

Известно также самоходное транспортное устройство для передвижения по снегу (см. патент РФ №2073620 по МПК 6 В 62 М 27/02). Этот снегоход состоит из шасси, гусеничного движителя и двух лыжных блоков поворотных устройств, размещенных с внешних сторон гусениц. Он наиболее близок по своей технической сущности к предлагаемому (прототип) и имеет те же недостатки, что и указанный выше аналог.

Указанные недостатки устраняются тем, что снегоход снабжен корпусом с днищем, обеспечивающим его скольжение по снегу и льду, на днище установлен двигатель со сцеплением и всеми органами управления, агрегатами и устройствами, его обсуживающими, кресло водителя, закрепленное в корпусе, независимые тормоза правый и левый, установленные сзади по обе стороны от продольной оси снегохода, снабжен двумя гидроаэродинамическими движителями, каждый из которых выполнен в виде турбомашины и содержит корпус с боковой внутренней поверхностью и двумя торцовыми внутренними поверхностями, между которыми с минимальными зазорами установлено в корпусе с возможностью вращения рабочее колесо в виде втулки с плоскими радиальными лопатками, закрепленными перпендикулярно плоскости вращения, внутренняя боковая поверхность корпуса выполнена в виде полуцилиндра, установленного с минимально возможным для вращения зазором между полуцилиндром и лопатками, и двух плавно сопряженных с поверхностью полуцилиндра, параллельных между собой плоскостей, длина каждой из которых не менее радиуса полуцилиндра, при этом внутренние поверхности торцов корпуса выполнены в виде плоскостей, ограниченных внутренней боковой поверхностью и линиями, соединяющими концы боковых плоскостей, причем внутренняя поверхность одного из торцов имеет вырез, радиус которого меньше радиуса внутренней боковой поверхности корпуса, корпусы движителей закреплены на днище и боковых стенках корпуса снегохода, а рабочие колеса движителей соединены между собой общим валом, который кинематически соединен с двигателем через муфту сцепления.

Такое выполнение снегохода обеспечивает его управляемость даже при перемещении по льду, т.к. движителем является не ленточный движитель, а аэродинамический, т.е. независимый от величины силы сцепления машины со снегом или льдом. Наличие плоского днища уменьшает удельную нагрузку на поверхность снега и повышает проходимость снегохода.

Аэродинамические движители известны. Они плоские по конструкции и легко могут быть скомпонованы со снегоходом (см. патент РФ на изобретение №2136539 того же автора).

В сочетании с независимыми тормозами, правым и левым, расположенными сзади по обе стороны от продольной оси машины, обеспечивается ее управляемость даже на льду.

На фиг.1 дан схематический чертеж предлагаемого снегохода (вид сбоку).

На фиг.2 - вид спереди.

На фиг.3 - вид сверху.

На фиг.4 - схема независимых правого и левого ручных тормозов.

На фиг.5 - схема ножных тормозов.

Устройство состоит из корпуса 1 и днища 2, жестко скрепленных между собой. В корпусе 1 установлено кресло 3 водителя, а на днище 2 - двигатель 4 с муфтой сцепления 5 и всеми агрегатами и устройствами, его обслуживающими и управляющими им. На боковых стенках корпуса 1 и днища 2 закреплены два гидроаэродинамических движителя 6, рабочие колеса 7 которых установлены на общем валу 8. Вал 8 соединен кинематически (с помощью зубчатых колес) с валом двигателя, расположенного в задней части снегохода через муфту сцепления 5. Независимые тормоза 9 расположены справа и слева от продольной оси снегохода. Каждый из них представляет собой рычаг, одно плечо которого снабжено рукояткой 10, находящейся в руке водителя, а второе плечо - лопатку 11. Ось поворота 12 рычага установлена на днище.

При повороте рычага плоскость лопатки устанавливается почти перпендикулярно к поверхности, по которой идет снегоход. Каждый тормоз снабжен соответствующими упорами, ограничивающими поворот рычагов. Эти упоры, 13 - нижние и 14 - верхние, расположены на внутренних боковых стенках корпуса 1. Педали газа и сцепления двигателя располагаются в ногах у водителя. Решетки 15 закрывают рабочие колеса 7 движителей.

Система тормозов может быть выполнена с приводом от правой и левой педалей (фиг.5). Тогда органы управления снегоходом будут состоять из двух педалей тормозов и расположенных между ними педалей газа и сцепления. Руки при этом остаются свободными от рукояток тормозов.

Снегоход работает следующим образом. Рычаги тормозов, лежащие на нижних упорах, отклоняем вверх и с помощью упоров 14 фиксируем их верхнее положение, соответствующее опущенным в снег лопаткам 11. Производим пуск двигателя, после чего, регулируя обороты движителей педалью газа, сообщаем снегоходу необходимую скорость. При этом рычаги тормозов опущены и лежат на нижних упорах 13. При торможении рычаги поднимают в верхнее положение. При повороте влево поднимают левый рычаг (правый опущен), при повороте вправо поднимают правый рычаг (левый опущен). Стрелкой на фиг.1 показана сила тяги движителей снегохода.

Предлагаемая конструкция позволяет отказаться от лыжных опор, ленточной опоры с ее приводом, заменив их днищем, тормозами для поворота и аэродинамическими движителями, т.е. более простыми и надежными в эксплуатации элементами, и тем самым повысить надежность и управляемость снегохода.

Похожие патенты RU2279373C1

название год авторы номер документа
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2000
  • Медведев В.П.
RU2198113C2
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2003
  • Медведев В.П.
RU2240261C1
ГИДРОАЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Медведев В.П.
RU2136539C1
СНЕГОХОД 2017
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2660100C1
СНЕГОХОД 2010
  • Карпеев Сергей Владимирович
RU2445226C1
ВЕЗДЕХОД 2014
  • Лумельский Вячеслав Александрович
RU2549300C1
АВТОМОБИЛЬ 2000
  • Медведев В.П.
RU2189922C2
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2003
  • Медведев В.П.
RU2240958C1
ТРАНСПОРТНЫЙ СНЕГОХОДНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕГКОГО КЛАССА "МЕТЕЛИЦА" 2010
  • Касьянов Александр Афонасьевич
  • Реутов Юрий Ильич
RU2440269C2
Гусеничный лежачий электроскутер 2022
  • Дарьин Валерий Павлович
RU2793388C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 279 373 C1

Реферат патента 2006 года СНЕГОХОД

Изобретение относится к аэросаням, приводимым в движение турбомашиной типа воздушного гребного колеса. Кресло (3) водителя установлено в корпусе (1) снегохода, при этом корпус (1) скреплен с днищем (2), обеспечивающим его скольжение по снегу и льду. На днище (2) установлены двигатель и расположенные в задней части днища оси поворота рычагов независимых тормозов. Снегоход снабжен двумя аэродинамическими движителями, корпусы которых закреплены на днище (2) и на боковых стенках корпуса (1) снегохода. Рабочие колеса движителей имеют плоские радиальные лопатки, закрепленные перпендикулярно плоскости вращения на валу, общем для колес обоих движителей. Техническое решение направлено на уменьшение удельной нагрузки на поверхность снега и на повышение проходимости. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 279 373 C1

Снегоход, содержащий корпус с днищем, обеспечивающим скольжение по снегу и льду, установленный на днище двигатель со сцеплением и всеми органами управления, агрегатами и устройствами его обслуживающими, кресло водителя, закрепленное в корпусе, независимые тормоза, правый и левый, установленные сзади по обе стороны от продольной оси снегохода, снабженный двумя аэродинамическими движителями, каждый из которых выполнен в виде турбомашины и содержит корпус с боковой внутренней поверхностью и двумя торцевыми внутренними поверхностями, между которыми с минимальными зазорами установлено в корпусе с возможностью вращения рабочее колесо в виде втулки с плоскими радиальными лопатками, закрепленными перпендикулярно плоскости вращения, внутренняя боковая поверхность корпуса выполнена в виде полуцилиндра, установленного с минимально возможным для вращения зазором между полуцилиндром и лопатками, и двух плавно сопряженных с поверхностью полуцилиндра параллельных между собой плоскостей, длина каждой из которых не менее радиуса полуцилиндра, при этом внутренние поверхности торцов корпуса выполнены в виде плоскостей, ограниченных внутренней боковой поверхностью и линиями, соединяющими концы боковых плоскостей, причем внутренняя поверхность одного из торцов имеет вырез, радиус которого меньше радиуса внутренней боковой поверхности корпуса, корпусы движителей закреплены на днище и боковых стенках корпуса снегохода, а рабочие колеса движителей соединены между собой общим валом, который кинематически соединен с двигателем через муфту сцепления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2279373C1

ГИДРОАЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Медведев В.П.
RU2136539C1
ВЕЛОСИПЕД 2000
  • Медведев В.П.
RU2207284C2
АВТОМОБИЛЬ 2000
  • Медведев В.П.
RU2189922C2
Воздушное гребное колесо 1928
  • Строганов Н.С.
SU12427A1
Аэронарты 1982
  • Романенко Петр Иванович
  • Романенко Олег Петрович
  • Чумаков Эдуард Леонидович
SU1087399A1

RU 2 279 373 C1

Авторы

Медведев Вячеслав Петрович

Даты

2006-07-10Публикация

2005-01-18Подача