СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В БОЛТАХ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2006 года по МПК G01L1/00 

Описание патента на изобретение RU2279646C2

Изобретение относится к методам диагностики материалов конструкций и может быть использовано для определения фактического напряженно-деформированного состояния болтовых соединений в конструкциях, находящихся в эксплуатации объектов ответственного назначения.

Болтовое соединение является одним из важнейших и наиболее часто встречающихся элементов многочисленных конструкций. Болты, выполняя как монтажную, так и силовую функции, должны сохранять прочность при нагрузках, возникающих в процессе эксплуатации конструкции и в аварийных ситуациях.

Известен способ определения коэффициента закручивания резьбового соединения (з. РФ №97120444, G 01 L 5/24, опубл. 20.08.99), заключающийся в отношении измеряемого момента закручивания гайки к произведению определяемого усилия натяжения болта на его диаметр. Измерения проводят без извлечения болта из конструкций путем затягивания гайки на контролируемую величину угла ее поворота от исходного положения с замером значения момента закручивания в области упругих деформаций и определения приращения момента затяжки. Приращение усилия натяжения болта определяют по формуле:

где А, А22 - площади поперечного сечения, мм2;

ai, a22 - шаг резьбы испытываемого болта и болта диаметром 22 мм;

αi° - угол поворота гайки от исходного положения;

δ - толщина пакета деталей, соединенных испытываемым болтом, мм.

Известен способ определения действующего усилия на болт (Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иошлевич Г.Б. «Расчет на прочность деталей машин», М., Машиностроение, 1979), заключающийся в нагружении болта осевым усилием и расчете усилия по соотношению

Qδ=Q0+χN,

где - усилие затяжки болта;

Mкл - момент на ключе при затяжке болта;

k - коэффициент трения в резьбовой паре, зависящей от материалов, чистоте обработке поверхностей, вида покрытия и т.д.

d - наружный диаметр резьбы;

N - основная внешняя нагрузка на болт;

χ - коэффициент основной нагрузки, зависящей от податливостей болта и стягиваемых деталей.

Необходимо отметить, что коэффициенты k и χ имеют значительный разброс, что не позволяет определить фактические значения усилий в болтах как при затяжке, так и при эксплуатационных нагрузках. Невозможность точной оценки усилий приводит к необходимости выбора болтов и их количества на основании так называемого расчета в запас.

Однако достаточно часто особенно в конструкциях разового применения не удается разместить необходимое количество болтов и обеспечить требуемый запас их прочности. В этом случае болты могут работать на пределе своих потенциальных возможностей, но не должны разрушаться.

Таким образом, задача определения фактических усилий в болтах является актуальной и практически значимой.

Особо остро этот вопрос стоит при прогнозировании поведения резьбовых соединений в аварийных ситуациях, когда определение усилий, действующий на резьбовой стык и тем более на каждый болт является очень сложной задачей.

Для решения поставленной задачи предлагается следующий способ определения фактических усилий в болтах, заключающийся в том, что в качестве исследуемой конструкции используют болт-измеритель, представляющий собой болт с профильной головкой и поднутрением опорной части головки для придания большей деформативности, болт ввертывают и фиксируют деформации или перемещения головки болта, до или после эксперимента проводят расчеты напряженно-деформированного состояния болта-измерителя с учетом деформирования стыковых деталей при различных значениях осевого усилия на болт в ожидаемом диапазоне, по результатам расчетов определяют зависимости усилие-перемещение и усилие-деформация, затем на основании равенства расчетных и экспериментальных значений перемещений или деформаций определяют значение действующего усилия и соответствующий коэффициент запаса прочности болтового стыка.

Второй вариант способа определения фактических усилий в болтах заключается в том, что в качестве исследуемой конструкции используют болт-измеритель, представляющий собой болт с профильной головкой и осевым отверстием, внутрь которого установлен с осевым и радиальным относительно головки зазорами подвижный элемент, зафиксированный на торце стержня и имеющий возможность перемещения внутри болта, болт-измеритель ввертывают и фиксируют перемещения подвижного элемента, до и после эксперимента проводят расчеты напряженно-деформированного состояния болта-измерителя с учетом деформирования стыковых деталей при различных значениях осевого усилия на болт в ожидаемом диапазоне, по результатам расчетов определяют зависимости усилие-перемещение и усилие-деформация, затем на основании равенства расчетных и экспериментальных значений перемещений определяют значение действующего усилия и соответствующий коэффициент запаса прочности болтового стыка.

На фиг.1, 5 изображены конструктивные варианты болта-измерителя; на фиг.2, 6 - расчетные схемы; на фиг.3, 4 - эпюры радиальных деформаций и осевых перемещений для первого варианта болта; на фиг.7 - эпюры осевых перемещений для второго варианта болта; на фиг.8, 9 - эпюры интенсивности напряжений для обоих вариантов, где

1 - болт-измеритель, 2 - плита, 3 - подвижной элемент, А - контактная поверхность, В - место сварки.

Эффективность и достоверность предлагаемого метода была подтверждена расчетными и экспериментальными исследованиями, проведенными при многократной затяжке каждого из вариантов болтов-измерителей моментом М=2кгс·м в отверстие M10 стальной плиты.

Болты изготавливались из стали 30 ХГСА со следующими механическими характеристиками:

Е=2·104 кг/мм2 - модуль упругости;

v=0.3 - коэффициент Пуассона;

σт=75 кг/мм2 - предел текучести.

На торце головки болта-измерителя первого варианта измерялись радиальные деформации с помощью четырех тензодатчиков, расположенных на окружности диаметром 10 мм, и вертикальное перемещение центральной точки головки.

В экспериментах с болтом-измерителем второго варианта измерялось перемещение (утопание) «пестика» относительно торца головки.

Расчеты напряженно-деформированного состояния проводились с использованием программного комплекса МАРК-2К [Паутов А.Н., Лиликин С.В. «Двухслойная итерационная схема в конечно-элементном анализе двумерных контактных задач». Современные проблемы механики контактного взаимодействия: Сб. науч. трудов. Днепропетровск, 1979 г.], основанного на применении метода конечных элементов для решения краевой задачи, метода штрафов для решения контактной задачи с учетом сил трения и деформационной теории пластичности.

Расчетные схемы представлены на фиг.2, 6. Нагружение болтов моделировалось заданием на конце болта равномерного давления, соответствующего осевому усилию Q=1000 кг. Величина усилия определялась из выражения Q=M/k·d, где k=0,2 - принятый в расчете коэффициент трения в резьбе, d=10 mm - диаметр резьбы. Плита моделировалась кольцевой пластинкой. Между головкой болта и плитой задавалась граница контакта с коэффициентом трения fтр=0,2.

Результаты расчетов в виде эпюр радиальных деформаций и осевых перемещений для первого варианта представлены на фиг.3, 4. На этих же фигурах приведены (в скобках) соответствующие экспериментальные значения, зафиксированные в точках, помеченных значком .

Из фиг.3 видно, что расчетное значение деформаций εR=-0,076% в контролируемой точке достаточно хорошо согласуется с экспериментально полученным диапазоном деформаций εЭ=(-0,063...-0,075)%, зафиксированном при многократном заворачивании болта.

Расчетное значение разности перемещений центральной и периферийной точек торца головки болта VR=-0,015 мм (см. фиг.4) близко к экспериментальным значениям VЭ(-0,012...0,013) мм.

Результаты расчетов для второго варианта болта представлены в виде эпюры осевых перемещений на фиг.7. Из фиг.7 видно, что расчетное значение «утопания» пестика VR=-0,013 мм относительно торца головки, равное перемещению нагружаемого торца болта, так же достаточно хорошо согласуется с экспериментальными значениями VЭ=(-0,013...0,017) мм.

На фиг.8, 9 представлены эпюры интенсивности напряжений σi для обоих вариантов. Видно, что в зоне перехода головки в тело болта наблюдается концентрация напряжений, однако максимальные значения σimax=51,8 и 34,6 кг/мм2 значительно ниже предела текучести σT=75 кг/мм2.

Необходимо отметить, что при равенстве перемещений в контролируемых точках уровень σimax для болта с пестиком в 1,5 раза ниже, что позволяет применять его при более интенсивных нагрузках.

Предлагаемый расчетно-экспериментальный метод может быть использован для прогнозирования и контроля усилий в болтовых стыках конструкций, подвергаемых высокоинтенсивным нагрузкам.

Литература

1. Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иошлевич Г.Б., Расчет на прочность деталей машин, М., Машиностроение, 1979.

2. Паутов А.Н., Лиликин С.В. Двухслойная итерационная схема в конечно-элементном анализе двумерных контактных задача/Современные проблемы механики контактного взаимодействия: Сб. науч. трудов//Днепропетровск, 1979 г.

Похожие патенты RU2279646C2

название год авторы номер документа
МОДУЛЬ ГАШЕНИЯ УДАРОВ МНОГОРАЗОВОГО ДЕЙСТВИЯ С ПРОГРАММИРУЕМОЙ ЭНЕРГОЁМКОСТЬЮ 2019
  • Тихомиров Владимир Александрович
RU2712359C1
Способ фрикционной компенсации температурных перемещений бесстыкового рельсового пути 2018
  • Загорский Валерий Куприянович
RU2686597C1
Способ устройства бесстыкового рельсового пути и устройство для его осуществления 2020
  • Загорский Валерий Куприянович
RU2748622C1
СПОСОБ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ С ВЫСОКОПРОЧНЫМИ БОЛТАМИ 2009
  • Кунин Симон Соломонович
  • Хусид Раиса Григорьевна
RU2413098C1
Способ компенсации температурных зазоров бесстыкового рельсового пути 2017
  • Загорский Валерий Куприянович
  • Загорский Ярослав Валерьевич
  • Кусова Ирина Валерьевна
  • Загорский Александр Валерьевич
RU2679849C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА 1992
  • Орлова Н.И.
  • Райский В.В.
  • Моисеев А.В.
RU2016419C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН 2003
  • Бугов Хазретали Умарович
  • Егожев Артур Мухамедович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Семенов Лион Хамзетович
  • Соттаев Али Абдулаевич
RU2293225C2
Способ фрикционной компенсации перемещений бесстыкового рельсового пути и устройство для его осуществления 2020
  • Загорский Валерий Куприянович
RU2746165C1
Корпус обитаемого аппарата для глубоководного погружения 2022
  • Одиноков Валерий Иванович
  • Евстигнеев Алексей Иванович
  • Дмитриев Эдуард Анатольевич
  • Бурменский Андрей Дмитриевич
  • Боярчук Иван Михайлович
RU2782055C1
УЗЕЛ ФЛАНЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ 1999
  • Бугов Х.У.
  • Егожев А.М.
  • Хамуков А.Ц.
  • Семенов Л.Х.
  • Сотников А.А.
  • Пылев И.М.
RU2169876C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 279 646 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В БОЛТАХ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к методам диагностики материалов конструкций и может быть использовано для определения фактического напряженно-деформированного состояния болтовых соединений в различных конструкциях. Способ заключается в том, что в качестве исследуемой конструкции используют болты-измерители и в процессе нагружения в зависимости от наличия средств измерения фиксируются деформации или перемещения головки болта или перемещения подвижного элемента, установленного внутрь болта. До или после эксперимента проводят расчеты напряженно-деформированного состояния болта-измерителя с учетом деформирования стыковых деталей при различных значениях осевого усилия на болт в ожидаемом диапазоне. По результатам расчетов определяют зависимости усилие-перемещение и усилие-деформация, а затем на основании равенства расчетных и экспериментальных значений перемещений или деформаций определяют значение действующего усилия и соответствующий коэффициент запаса прочности болтового стыка. Технический результат заключается в повышении точности определения фактических усилий в болтах при нагрузке. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 279 646 C2

1. Способ определения фактических усилий в болтах, заключающийся в том, что в качестве исследуемой конструкции используют болт-измеритель, представляющий собой болт с профильной головкой и поднутрением опорной части головки для придания большей деформативности, болт нагружают осевым усилием и фиксируют деформации или перемещения головки болта, до или после эксперимента проводят расчеты напряженно-деформированного состояния болта-измерителя с учетом деформирования стыковых деталей при различных значениях осевого усилия на болт в ожидаемом диапазоне, по результатам расчетов определяют зависимости усилие-перемещение и усилие-деформация, затем на основании равенства расчетных и экспериментальных значений перемещений или деформаций определяют значение действующего усилия и соответствующий коэффициент запаса прочности болтового стыка.2. Способ определения фактических усилий в болтах, заключающийся в том, что в качестве исследуемой конструкции используют болт-измеритель, представляющий собой болт с профильной головкой и осевым отверстием, внутрь которого установлен с осевым и радиальным относительно головки зазорами подвижный элемент, зафиксированный на торце стержня и имеющий возможность перемещения внутри болта, болт-измеритель нагружают осевым усилием и фиксируют перемещения подвижного элемента, до или после эксперимента проводят расчеты напряженно-деформированного состояния болта-измерителя с учетом деформирования стыковых деталей при различных значениях осевого усилия на болт в ожидаемом диапазоне, по результатам расчетов определяют зависимости усилие-перемещение и усилие-деформация, затем на основании равенства расчетных и экспериментальных значений перемещений определяют значение действующего усилия и соответствующий коэффициент запаса прочности болтового стыка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2279646C2

Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иошлевич Г.Б., Расчет на прочность деталей машин, М., Машиностроение, 1979
Паутов А.Н., Лиликин С.В
Двухслойная итерационная схема в конечно-элементном анализе двумерных контактных задач, Современные проблемы механики контактного взаимодействия: Сб
науч
трудов
Днепропетровск, 1979
RU 97120444 А, 20.08.1999
Способ определения напряженно-деформированного состояния материала при сжатии и устройство для осуществления способа 1979
  • Сафронов Виталий Александрович
  • Григорьева Татьяна Александровна
SU864127A1

RU 2 279 646 C2

Авторы

Барканов Борис Петрович

Барышев Владимир Александрович

Благин Сергей Викторович

Рябов Александр Алексеевич

Суровов Владимир Павлович

Даты

2006-07-10Публикация

2004-03-31Подача