СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕРАЗЪЕМНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2280550C1

Изобретение относится к области восстановления изношенных подшипников скольжения из черных и цветных металлов, преимущественно, их внутренних цилиндрических поверхностей, работающих в соединениях без смазочного материала или в условиях граничной смазки, например, его можно использовать для восстановления с упрочнением отверстий под шток передних крышек гидроцилиндров.

В ремонтном производстве известен способ восстановления втулок, включающий создание непрерывно-последовательного градиента температур вдоль оси втулки за счет нагрева и охлаждения струями воды локальной зоны стенки втулки при перемещении втулки относительно источников нагрева и охлаждения, подготовку наружной цилиндрической поверхности, нанесение на нее покрытия напылением и механическую обработку внутренней цилиндрической поверхности до номинального размера, а наружной поверхности - на 0,1...0,3 мм меньше номинального размера с последующим нанесением на нее анаэробного полимера [Патент РФ 2198953, С 23 С 4/18, В 23 Р 6/02, опубл. в БИ №5, 2003].

Недостатком данного способа является невозможность восстановления втулок, имеющих значительные износы внутренних цилиндрических поверхностей, так как максимальная величина усадки втулки, полученная за счет создания непрерывно-последовательного градиента температур, составляет 1,0...1,2 мм.

Известен способ восстановления внутренних цилиндрических поверхностей корпусных деталей путем нанесения полимерного композиционного покрытия на основе эпоксидной смолы ЭД-16. Способ включает очистку поверхности, ее обезжиривание, приготовление и нанесение слоя полимерной композиции, частичное отверждение нанесенного слоя, его калибрование и окончательное отверждение покрытия при температуре 60°С в течение 2 ч, а затем в течение 1 ч при температуре 100°С. Калибрование исключает последующую расточку внутренней цилиндрической поверхности до требуемого размера, что повышает производительность способа [Новиков А.Н. Ремонт деталей из алюминия и его сплавов: Учебное пособие. - Орел: ОГСХА, 1997. - С.41-42].

Недостатком данного способа является малая жизнеспособность приготовленной полимерной композиции на основе эпоксидной смолы, а также ее малая пластичность, что снижает долговечность восстановленных корпусных деталей. Кроме этого, используемая полимерная композиция токсична, что приводит к необходимости выполнять все работы, связанные с ее приготовлением и применением, в специальных помещениях с усиленной вентиляцией.

Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления изношенных деталей, включающий предварительную подготовку детали, изготовление втулок и упрочнение их внутренних поверхностей микродуговым оксидированием (МДО) с использованием анодно-катодного режима в щелочном электролите, содержащем 3 г/л гидроксида калия и 8 г/л натриевого жидкого стекла при плотности тока 25 А/дм2, установку втулок в деталь на эпоксидный клей, сушку детали при температуре 180...220°С в течение 2 ч и механическую обработку детали с установленными втулками до требуемого размера [Коломейченко А.В. Применение упрочненных МДО деталей для восстановления корпуса и подшипников шестеренного насоса // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения: Сб. науч. работ. - Брянск: БГСХА, 2004. - С.178-180 - прототип].

Однако приработка восстановленной по предлагаемому способу детали в соединении сопровождается его значительным изнашиванием и существенным увеличением зазора в соединении после приработки. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению условий работы, возникновению ударных нагрузок и, как следствие, снижению долговечности соединения. Производительность способа также является низкой.

Задачей изобретения является повышение долговечности восстановленных и упрочненных деталей, а также соединений, в которых они установлены.

Техническим результатом изобретения является снижение коэффициента трения и интенсивности изнашивания, повышение несущей способности соединения при приработке, получение минимального зазора в соединении после приработки, а также увеличение производительности способа за счет применения клея, имеющего меньшую продолжительность сушки.

Поставленная задача и указанный технический результат достигаются за счет того, что в известном способе восстановления изношенных деталей, включающем предварительную подготовку детали, изготовление втулки и упрочнение ее внутренней поверхности микродуговым оксидированием, установку втулки в деталь на клей, сушку и механическую обработку детали с установленной втулкой до требуемого размера, согласно изобретению установку втулки осуществляют на клей ВС-10Т, сушку детали ведут при температуре 225...230°С в течение 40 мин, а после механической обработки упрочняющее покрытие детали подвергают финишной антифрикционной безабразивной обработке, используя при этом инструмент из бронзы БрОЦС 6-6-3 и смазочно-охлаждаюшую жидкость, содержащую одну часть глицерина и три части 10%-ной соляной кислоты.

Способ осуществляют следующим образом.

Для восстановления изношенных внутренних цилиндрических поверхностей неразъемных подшипников скольжения, например, отверстий под шток передних крышек гидроцилиндров, сначала производят предварительную подготовку крышки, заключающуюся в расточке изношенного отверстия под шток на вертикально-фрезерном станке. Втулку, предназначенную для компенсации износа отверстия под шток, отливают из литейного алюминиевого сплава АК9ч в металлической форме-кокиле, подогретой до температуры 280...320°С, и затем осуществляют ее механическую обработку, причем внутреннюю поверхность растачивают с припуском под МДО-покрытие.

Далее проводят упрочнение МДО внутренней поверхности втулки с использованием анодно-катодного режима в щелочном электролите, содержащем 0,6...0,8 г/л гидроксида калия и 22 г/л натриевого жидкого стекла с модулем m=3,4...3,5. Режимы обработки: плотность катодного тока - 28 А/дм2, соотношение катодного и анодного токов - 0,92...0,94, температура электролита - 10...12°С, продолжительность оксидирования - 80 мин. Толщина внешнего упрочненного слоя сформированного МДО-покрытия составляет 110 мкм.

Втулку с упрочняющим МДО-покрытием устанавливают в предварительно расточенное и обезжиренное отверстие под шток передней крышки гидроцилиндра, смазанное клеем ВС-10Т. Затем крышку с установленной втулкой в течение 40 мин выдерживают в сушильном шкафу при температуре 225...230°С.

После этого переднюю крышку гидроцилиндра с установленной втулкой подвергают механической обработке, которая служит для придания ей требуемых размеров и геометрической формы. Данную операцию осуществляют на внутришлифовальном станке.

После механической обработки упрочняющее МДО-покрытие, сформированное на внутренней поверхности втулки, установленной в отверстие под шток передней крышки гидроцилиндра, подвергают финишной антифрикционной безабразивной обработке (ФАБО). Для этого инструмент в виде прутка, изготовленного из бронзы БрОЦС 6-6-3, неподвижно или с вращением вокруг продольной оси прутка прижимают к вращающемуся отверстию под шток передней крышки гидроцилиндра с установленной втулкой, имеющей на внутренней поверхности упрочняющее МДО-покрытие, в результате чего бронза за счет трения переносится на его поверхность и образует антифрикционный слой толщиной 5...7 мкм. Материалом для изготовления инструмента, используемого при ФАБО, также может служить латунь Л63. Перед ФАБО упрочняющее МДО-покрытие обезжиривают и обрабатывают смазочно-охлаждающей жидкостью, содержащей одну часть глицерина и три части 10%-ной соляной кислоты, которую наносят волосяной кистью. Эта операция необходима для пластификации материала инструмента и лучшей адгезии бронзы к поверхности МДО-покрытия. При ФАБО смазочно-охлаждающая жидкость подается к МДО-покрытию с помощью капельницы через равные промежутки времени строго отмеренными дозами. Режимы ФАБО: давление инструмента - 90...95 МПа, окружная скорость вращения передней крышки гидроцилиндра - 0,35 м/с, продольная подача инструмента - 0,25 мм/об, число рабочих ходов инструмента - 2, продолжительность обработки - 20 мин.

Коэффициент трения и интенсивность изнашивания соединения при приработке, а также долговечность восстановленных и упрочненных соединений оценивали по результатам сравнительных ускоренных испытаний на изнашивание на машине трения МТУ-01 ТУ 4271-001-29034600-2004. Испытания проводили в соответствии с рекомендациями руководящего документа РД 70.0009.006-85 «Указания по методам ускоренных испытаний восстановленных деталей для основных марок тракторов, комбайнов и других машин».

Слой бронзы, нанесенный на поверхность упрочняющего МДО-покрытия при ФАБО, позволяет реализовать правило положительного градиента механических свойств по глубине контактной зоны, что приводит к существенному снижению коэффициента трения соединения, так как не происходит схватывания и глубинного вырывания материала соприкасающихся поверхностей деталей. Кроме этого, слой бронзы в начальный период приработки соединения легко пластически деформируется, что приводит к существенному увеличению площади фактического контакта соприкасающихся поверхностей и их несущей способности. В результате интенсивность изнашивания соединения при приработке существенно снижается, что способствует снижению зазора в соединении после приработки и повышению долговечности соединений, в состав которых входят восстановленные и упрочненные детали (таблица).

ТаблицаПоказателиПрототипПредлагаемый способ1. Продолжительность сушки клея, мин.120402. Коэффициент трения соединения0,230,113. Несущая способность соединения при приработке, %1001304. Интенсивность изнашивания соединения при приработке, (г/ч)×10-312006405. Зазор на сторону в соединении после приработки, мм0,090,046. Долговечность соединения, в состав которого входит восстановленная и упрочненная деталь, %100250

Как видно из таблицы, предлагаемый способ восстановления неразъемных подшипников скольжения позволяет в среднем в 2 раза снизить коэффициент трения соединения и, как следствие, в 1,8 раза - его интенсивность изнашивания при приработке, повысив при этом не менее чем в 1,3 раза несущую способность. Все это приводит к тому, что зазор на сторону в соединении после приработки оказывается в среднем в 2,2 раза меньшим, чем в прототипе, в результате чего долговечность соединения, в состав которого входит восстановленная и упрочненная деталь, увеличивается не менее, чем в 2,5 раза. Кроме этого, за счет сокращения продолжительности сушки клея в 3 раза увеличивается производительность при восстановлении изношенных подшипников скольжения.

Похожие патенты RU2280550C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ 2004
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Логачев Владимир Николаевич
RU2271910C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2009
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Логачев Владимир Николаевич
  • Гладков Роман Витальевич
RU2389593C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ 2000
  • Коломейченко А.В.
  • Хромов В.Н.
  • Новиков А.Н.
  • Зуева Н.В.
  • Анненков В.В.
RU2203170C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ 2009
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Захарин Антон Викторович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Лебедев Константин Анатольевич
RU2427457C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2004
  • Коломейченко А.В.
  • Титов Н.В.
RU2252122C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2012
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Логачев Владимир Николаевич
  • Порздняков Дмитрий Леонидович
RU2486044C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2012
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Иванов Валерий Игоревич
  • Кузнецов Иван Сергеевич
  • Грохольский Максим Сергеевич
  • Козлов Алексей Витальевич
RU2482949C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ 2000
  • Коломейченко А.В.
  • Новиков А.Н.
  • Зуева Н.В.
  • Дворнов Е.В.
RU2196035C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮБОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Титов Н.В.
  • Коломейченко А.В.
RU2227088C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫСЕВАЮЩЕГО ДИСКА ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ВЫСЕВАЮЩЕГО АППАРАТА 2012
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Марьин Николай Александрович
  • Каа Алексей Владимирович
  • Макаренко Дмитрий Иванович
  • Захарин Антон Викторович
  • Магомедов Рабазан Алиевич
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Лебедев Павел Анатольевич
RU2510318C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕРАЗЪЕМНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области восстановления изношенных подшипников скольжения. Способ включает предварительную подготовку подшипника, изготовление втулки и упрочнение ее внутренней поверхности микродуговым оксидированием. Производят установку втулки в подшипник на клей ВС-10Т и сушку подшипника при температуре 225...230°С в течение 40 мин. Осуществляют механическую обработку подшипника с установленной втулкой. После механической обработки упрочняющее покрытие подшипника подвергают финишной антифрикционной безабразивной обработке. При этом используют инструмент из бронзы БрОЦС 6-6-3 и смазочно-охлаждаюшую жидкость, содержащую одну часть глицерина и три части 10% соляной кислоты. В результате снижается коэффициент трения и интенсивность изнашивания, повышается несущая способность соединения при приработке, увеличивается производительность. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 280 550 C1

Способ восстановления неразъемных подшипников скольжения, включающий предварительную подготовку подшипника, изготовление втулки, упрочнение ее внутренней поверхности микродуговым оксидированием, установку втулки в подшипник на клей, сушку и механическую обработку подшипника с установленной втулкой до требуемого размера, отличающийся тем, что установку втулки осуществляют на клей ВС-10Т, сушку подшипника ведут при температуре 225÷230°С в течение 40 мин, а после механической обработки упрочняющее покрытие подшипника подвергают финишной антифрикционной безабразивной обработке, используя инструмент из бронзы БрОЦС 6-6-3 и смазочно-охлаждающую жидкость, содержащую одну часть глицерина и три части 10%-ной соляной кислоты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2280550C1

Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения
Сборник научных работ
Брянск, БГСХА, 2004, с.178-180
Способ восстановления разъемных корпусов подшипников 1984
  • Дагис Зигфрид Станиславович
SU1189634A1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ 1991
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2082579C1
Способ изготовления подшипника скольжения 1988
  • Куценко Борис Николаевич
  • Дмитриев Виктор Васильевич
  • Сурков Константин Семенович
  • Пинус Иосиф Яковлевич
  • Назарова Ольга Юрьевна
SU1608379A1
Способ восстановления изношенной поверхности детали 1977
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Сираев Айрат Габдрахманович
  • Андреев Василий Петрович
  • Блинов Борис Иванович
SU632533A1
US 4270259 A1, 02.06.1981.

RU 2 280 550 C1

Авторы

Коломейченко Александр Викторович

Кузнецов Юрий Алексеевич

Титов Николай Владимирович

Гринёв Алексей Юрьевич

Даты

2006-07-27Публикация

2005-04-04Подача