СИСТЕМА УПЛОТНЕНИЯ И СМАЗКИ НАГНЕТАТЕЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Российский патент 2006 года по МПК F04D29/04 

Описание патента на изобретение RU2285825C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к газоперекачивающим агрегатам, и может быть использовано на компрессорных станциях газопровода в качестве устройства, исключающего утечки масла при заполнении масляной системы и системы уплотнения.

Известен газоперекачивающий агрегат, содержащий нагнетатель с газотурбинным приводом, маслосистему [авт. свид. №844797, МПК F 02 C 1/00, опубл. 07.07.81, Бюл. 25]. Устройство для исключения потерь масла через уплотнения нагнетателя газоперекачивающего агрегата включает маслоотводчики, рабочие полости которых каналами соединены с маслогазовой полостью нагнетателя и через клапаны слива масла с дегазатором, к которому подсоединен трубопровод слива масла в маслобак нагнетателя. В период работы нагнетателя маслогазовая смесь из маслогазовой полости нагнетателя по трубопроводу поступает в рабочую полость маслоотводчиков. Из них жидкая фаза (масло) через клапаны сливается в дегазатор, а газообразная фаза по трубопроводам направляется в маслогазовую полость нагнетателя. Благодаря этому, исключаются утечки масла (его прорыв) через уплотнения нагнетателя в рабочие полости компрессора, поскольку в период работы компрессора устанавливается достаточно высокое давление в его газовой и масляной полостях.

Однако это устройство имеет недостаток, который состоит в том, что при заполнении системы уплотнений, например, в период пуска компрессора отсутствует давление газа в полостях нагнетателя и масло через зазоры в уплотнениях поступает в проточную часть нагнетателя и далее в магистральный газопровод. Это становится причиной чрезмерного расхода масла, а также опасности последующего гидравлического удара рабочих лопаток компрессора и повышения затрат на привод нагнетателя.

Наиболее близкой к заявляемой системе уплотнения и смазки является система, применяемая в газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-16 [см. Техническое описание системы "Газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-16. Сумский филиал СКБ ТХМ. 1980 г.].

В указанной конструкции масло из масляного бака нагнетателя заполняет систему смазки и уплотнений, поступает в масляную полость нагнетателя и через уплотнения нагнетателя газоперекачивающего агрегата, включающего маслоотводчики, рабочие полости которых каналами соединены с маслогазовой полостью нагнетателя и через клапаны слива масла с дегазатором, к которому подсоединен трубопровод слива масла, сливается в масляный бак нагнетателя. В период работы нагнетателя маслогазовая смесь из маслогазовой полости нагнетателя по трубопроводу поступает в рабочую полость маслоотводчиков. При этом, благодаря наличию регуляторов перепада давления, рассчитанных на определенный, сравнительно небольшой перепад давления, предотвращается прорыв масла и маслогазовой смеси в газовую полость нагнетателя. Из маслоотводчиков жидкая фаза (масло) через клапаны сливается в дегазатор, а газообразная фаза по трубопроводам направляется в маслогазовую полость нагнетателя.

Однако описанная система имеет недостаток, который состоит в том, что при заполнении системы уплотнений (например, в период пуска нагнетателя) отсутствует давление газа в полостях нагнетателя и масло через зазоры в уплотнениях поступает в проточную часть нагнетателя и далее в транспортирующий газ трубопровод. Это становится причиной чрезмерного расхода масла, а также возможности последующего гидравлического удара рабочих лопаток колес компрессора. В системе имеются регуляторы перепада давления, обеспечивающие сброс избыточного давления в период работы нагнетателя. Они настроены на сравнительно небольшой перепад давления масло-газ, равный как правило 1,5-2,5 кг/см2. В период прокачки масляной системы и системы уплотнений регулятор перепада давления не обеспечивает достаточного слива масла, так как масло из регулятора перепада давления сливается в систему смазки, в которой пусковой насос смазки создает давление 5-6 кг/см2, производительность пускового насоса уплотнений существенно выше производительности главного насоса уплотнений. Если пойти на уменьшение производительности пускового насоса, то увеличивается время прокачки масляной системы и системы уплотнений нагнетателя, что также приведет к повышению расхода масла и ухудшит технико-экономические параметры системы в целом.

В основу изобретения положена техническая задача, которая заключается в устранении потерь масла в момент заполнения и прокачки систем и уплотнений.

Указанная задача решается тем, что в системе уплотнения и смазки нагнетателя газоперекачивающего агрегата, содержащей соединенные трубопроводами масляный бак, пусковой насос уплотнения, фильтры тонкой очистки, аккумуляторы, регуляторы перепада давления, а также соединенные трубопроводами указанные узлы с масляной, маслогазовой и газовой полостями, с полостью опорных подшипников ротора нагнетателя, с маслоотводчиками и дегазатором, согласно изобретению, по крайней мере, один из трубопроводов слива масла из маслогазовой полости в маслоотводчик соединен с трубопроводом слива масла из полости опорных подшипников ротора нагнетателя в маслобак отводом, в котором установлена запорная арматура, при этом диаметр отвода превышает диаметр трубопровода слива масла из маслогазовой полости в 1,5-2,0 раза.

Особенность изобретения состоит в том, что при заполнении системы уплотнения масло поступает через масляную полость между зазором ротора и кольцом уплотнения в маслогазовую полость и сливается в полость маслоотводчика, которая заполняется маслом до уровня трубопровода подачи масла из маслогазовой полости. Так как трубопровод непосредственного слива масла в масляный бак из полостей опорных подшипников соединен отводом масла из маслогазовой полости, масло заполняет полость маслоотводчика и поднимается до уровня отвода, в котором открыта запорная арматура. Масло самотеком через отвод сливается через трубопровод слива из полостей опорных подшипников в масляный бак. Отвод, выполненный с вышеуказанными размерами диаметра, не позволяет заполнить маслогазовую полость, что исключает потери масла через зазоры между ротором и газовым уплотнением.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где дана схема системы уплотнения и смазки нагнетателя газоперекачивающего агрегата.

Система содержит масляный бак 1, фильтры тонкой очистки 2, регуляторы перепада давления 3, аккумуляторы 4, пусковой насос уплотнений 5, дегазатор газа 6, полости слива опорных подшипников 7 ротора, маслогазовую полость 8, масляную полость 9, газовую полость 10, маслоотводчики 11, трубопроводы 12 и запорную арматуру 13, установленную в отводе 14, соединяющем один из трубопроводов слива масла из маслогазовой полости в маслоотводчик с трубопроводом слива масла из полости опорных подшипников ротора нагнетателя в масляный бак.

Устройство работает следующим образом.

При заполнении системы масло поступает через пусковой насос уплотнения 5 в фильтры тонкой очистки 2. Очищенное масло заполняет аккумуляторы 4, одновременно работающие с регуляторами перепада давления масла 3, и поступает в масляную полость 9 лабиринтного уплотнения 15. Часть масла между зазором ротора 16 и кольцом уплотнения поступает в маслогазовую полость 8 и сливается в полость маслоотводчика 11, которая заполняется маслом до уровня трубопровода подачи масла из маслогазовой полости 8. Так как запорная арматура 13 в отводе 14 открыта, то масло сливается через трубопровод слива масла из полостей 7 опорных подшипников 17 в масляный бак 1.

Предлагаемая система уплотнения и смазки смонтирована в корпусах - наружном 18 и внутреннем 19, в которых на роторе 16 размещены обратный направляющий аппарат 20. Выше указанные трубопроводы 12 подвода и отвода масла к системам уплотнения подведены через переднюю 21 и заднюю крышку 22.

Предлагаемая система уплотнения и смазки может быть использована на компрессорных станциях газопровода. Система позволит исключить потери масла при проверке масляной системы на герметичность, потери масла при подготовке газоперекачивающего агрегата к пуску, а также значительно уменьшить возможность гидравлического удара лопаток нагнетателя. Такая система может быть использована на подобных газоперекачивающих агрегатах, где используется масляная или иные системы уплотнений.

Похожие патенты RU2285825C1

название год авторы номер документа
Турбодетандерный агрегат 1990
  • Пшик Василий Романович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Бондаренко Герман Андреевич
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Богданов Валерий Александрович
  • Дидоренко Станислав Федорович
  • Жорняк Юрий Андреевич
  • Лейченко Владимир Константинович
SU1725041A1
СИСТЕМА ОТВОДА ЗАГАЗОВАННОГО МАСЛА ИЗ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОДЕТАНДЕРА 2002
  • Архипов Л.И.
  • Дюбанов Ю.В.
  • Карасева М.В.
  • Кюнченков В.Я.
  • Рыбин П.А.
RU2241835C2
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2004
  • Темиров Иван Андреевич
  • Темиров Назим Юсупович
RU2270934C1
ВИНТОВОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2010
  • Зискин Григорий Фалкович
  • Ибрагимов Евгений Рашитович
  • Налимов Виктор Николаевич
  • Паранин Юрий Александрович
  • Якупов Руслан Равилевич
RU2445513C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Важенин Ю.И.
  • Иванов И.А.
  • Матросов В.И.
  • Михаленко С.В.
  • Тимербулатов Г.Н.
RU2170369C1
ВИНТОВАЯ КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА 2018
  • Бычков Олег Витальевич
  • Кудрявцев Сергей Владимирович
  • Паклин Михаил Алексеевич
  • Шевнин Сергей Николаевич
  • Шестоперов Иван Васильевич
RU2694559C1
БЕЗМАСЛЯНЫЙ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2007
  • Фрейман Виктор Борисович
  • Фрейман Константин Викторович
RU2340794C1
ОПОРНО-УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2014
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Кухарев Игорь Евгеньевич
  • Билык Ярослав Игоревич
RU2568370C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2010
  • Бузмаков Михаил Ефимович
  • Голдобин Сергей Михайлович
  • Денисов Владимир Львович
  • Пономарев Сергей Юрьевич
RU2450139C1
Система смазки и охлаждения упорного подшипника 1977
  • Лукин Сергей Афанасьевич
  • Александров Геннадий Сергеевич
  • Медведев Леонид Федорович
  • Пассинский Владимир Михайлович
  • Стахеева Надежда Дмитриевна
  • Чагин Владимир Михайлович
  • Чернышев Валентин Гаврилович
  • Чехович Владислав Сергеевич
SU642516A1

Реферат патента 2006 года СИСТЕМА УПЛОТНЕНИЯ И СМАЗКИ НАГНЕТАТЕЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к газоперекачивающим агрегатам, и может быть использовано на компрессорных станциях газопровода в качестве устройства, исключающего утечки масла при заполнении масляной системы и системы уплотнения. Система содержит масляный бак 1, пусковой насос уплотнения 5, фильтры тонкой очистки 2, аккумуляторы 4, регуляторы перепада давления 3. Указанные узлы соединены трубопроводами 12 с масляной 9, маслогазовой 8 и газовой 10 нагнетателя полостями, а также с полостью 7 слива опорных подшипников ротора нагнетателя, с маслоотводчиками и дегазатором газа. В системе, по крайней мере, один из трубопроводов слива масла из маслогазовой полости 8 в маслоотводчик 11 соединен с трубопроводом слива масла из полости 7 опорных подшипников ротора нагнетателя в масляный бак отводом 14, в котором установлена запорная арматура 13. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 285 825 C1

Система уплотнения и смазки нагнетателя газоперекачивающего агрегата, содержащая соединенные трубопроводами масляный бак, пусковой насос уплотнения, фильтры тонкой очистки, аккумуляторы, регуляторы перепада давления, а также соединенные трубопроводами указанные узлы с масляной, маслогазовой и газовой полостями, с полостью опорных подшипников ротора нагнетателя, с маслоотводчиками и дегазатором, отличающаяся тем, что, по крайней мере, один из трубопроводов слива масла из маслогазовой полости в маслоотводчик соединен с трубопроводом слива масла из полости опорных подшипников ротора нагнетателя в масляный бак отводом, в котором установлена запорная арматура, при этом диаметр отвода превышает диаметр трубопровода слива масла из маслогазовой полости в 1,5-2,0 раза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2285825C1

МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОВОГО ТУРБОКОМПРЕССОРА 2002
  • Бакаев Б.В.
  • Гонтарь Ю.С.
  • Денисенко В.В.
  • Петров П.С.
  • Рубцов Ю.Н.
  • Евланников В.Л.
  • Писарев Ю.Н.
  • Хрёкин С.Н.
RU2231689C2
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОВОГО ТУРБОКОМПРЕССОРА 1990
  • Архипов В.В.
  • Гонтарь Ю.С.
  • Евланников В.Л.
  • Каменев В.М.
  • Ломоносов С.С.
  • Спирин Н.Ю.
RU2022141C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Уваров И.Е.
  • Куликов В.А.
  • Иванов А.П.
RU2117826C1
СПОСОБ ПИЛОТИРОВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ 1992
  • Лисс А.Ю.
  • Евстафьева С.Л.
RU2101213C1
US 3518021 A, 30.06.1970
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И/ИЛИ ОБРАБОТКИ ПАНЕЛЕЙ 2007
  • Краллингер Руперт
RU2441747C2

RU 2 285 825 C1

Авторы

Никоноров Сергей Сергеевич

Шароглазов Борис Александрович

Даты

2006-10-20Публикация

2005-05-30Подача