Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Наличие воды в масле может быть определено качественным методом потрескивания по ГОСТ 1547-42 или количественным по ГОСТ 2477-44.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ определения охлаждающей жидкости в моторных маслах, реализованный устройством для определения качества моторного масла (А.с. СССР №1763976, G 01 N 33/22, 33/30, 23.09.1992), по которому сравнивают капли эталонного масла с охлаждающей жидкостью и испытуемого масла. По интенсивности выделения воздушных пузырей из капель при температуре 150°С судят о наличии жидкости в масле.
Недостатком прототипа является невысокая точность способа, обусловленная несовершенством устройства, состоящего из нестандартных комплектующих, копирующего аппарат Кливленда, и визуальным, приблизительным сравнением масла с эталонным образцом по интенсивности выделения пузырей. Кроме того, нагрев устройства до 150°С может привести к резкому вскипанию масла.
Задачей изобретения является повышение точности определения наличия охлаждающей жидкости в маслах и ее процентного содержания.
Поставленная задача достигается тем, что в способе определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие жидкости, в отличие от прототипа, сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 минуту до температуры 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту, затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла.
Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен шаблон для определения площади воздушных пузырей, на фиг.2 изображен шаблон на бумаге в клетку.
Шаблон (фиг.1) представляет собой круг из проволоки с ячейками. Размеры шаблона совпадают с размерами внутреннего диаметра тигля аппарата Кливленда (ГОСТ 4333-48), предназначенного для определения температуры вспышки нефтепродуктов. Шаблон разделен на ячейки: 29 полных квадратных ячеек, с площадью каждого квадрата S=1 см2, 8 неполных квадратных ячеек с S=0,75 см2, 8 неполных квадратных ячеек с S=0,375 см2. Общая площадь шаблона равна 38 см2 и соответствует 100%.
Пример конкретной реализации способа.
При оценке процентного содержания охлаждающей жидкости в моторном масле в тигель аппарата Кливленда наливают масло до указанной отметки соответственно ГОСТ 4333-48, затем накладывают на тигель аппарата Кливленда шаблон, далее нагревают его так, чтобы скорость нагрева составляла 6°С в 1 минуту, до температуры 100°С. В интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту. На поверхности тигля аппарата Кливленда образуются характерные воздушные пузыри. Затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку. По клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание охлаждающей жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла: минеральной, синтетической или полусинтетической.
Пример 1. Моторное масло SAE 15W30 на минеральной основе.
В таблице 1 указаны эталонные значения площади выделяемых воздушных пузырей в зависимости от содержания охлаждающей жидкости в моторном масле.
К примеру, расчетная площадь составила 40%. По таблице 1 определяем место нахождения этого значения: между второй и третьей строкой, в интервале 36,0 и 52,1. Составляем пропорцию и получаем значение содержания охлаждающей жидкости 0,12.
Пример 2. Моторное масло SAE 10W40 полусинтетическое.
К примеру, расчетная площадь составила 72%. По таблице 2 определяем место нахождения этого значения: между третьей и четвертой строкой, в интервале 59 и 78. Составляем пропорцию и получаем значение содержания охлаждающей жидкости 0,4.
Пример 3. Моторное масло SAE 5W40 синтетическое.
Пример 4. Отработанное моторное масло SAE 5W40
Площадь выделения пузырей составила 95%. Согласно данным примера 3 содержание охлаждающей жидкости между 0,5 и 1%.
Для подтверждения точности способа содержание воды в отработанном моторном масле (пример 4) определили по ГОСТ 2477-44. Оно составило 0,8%, что соответствует опытным данным примера 3.
Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить точность определения наличия охлаждающей жидкости в моторных маслах и определять ее процентное содержание в количестве 0,1 до 1 и более %.
Кроме того, заявляемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности аппарата Кливленда за счет выявления наличия и содержания охлаждающей жидкости в отработанном моторном масле.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ экспресс-анализа присадок, смазочных материалов, технических жидкостей, включая отработанные (варианты) | 2019 |
|
RU2731818C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ВЯЗКОСТИ, ФИЛЬТРУЕМОСТИ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2011 |
|
RU2473882C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2010 |
|
RU2470285C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2006 |
|
RU2304764C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ БЕНЗИНОВЫХ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2542734C1 |
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ РАБОЧИХ СВОЙСТВ РАБОТАЮЩИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ МЕТОДОМ "МАСЛЯНОГО ПЯТНА" | 2014 |
|
RU2563206C1 |
Способ определения качества смазочного масла | 1980 |
|
SU989481A1 |
2-Ди(ацетоксиметил)амино-4,6-бис-( @ , @ -дигидроперфторгептокси)-1,3,5-триазин для водо- и маслоотталкивающей отделки волокнистых материалов | 1987 |
|
SU1456423A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2009 |
|
RU2392607C1 |
СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УСТРОЙСТВА ОТТАИВАНИЯ/УСТРАНЕНИЯ ЗАПОТЕВАНИЯ ОКОН, А ТАКЖЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СОДЕРЖАЩЕЕ ТАКУЮ СИСТЕМУ | 2016 |
|
RU2697826C2 |
Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации. В способе определения содержания жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие жидкости, причем сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 мин до 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 мин, затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла. Технический результат: повышение точности определения наличия охлаждающей жидкости в маслах и ее процентного содержания. 3 табл., 2 ил.
Способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, затем нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 минуту до температуры 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту, визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура, после чего по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла.
Устройство для определения качества моторного масла | 1990 |
|
SU1763976A1 |
Двигатель для ускоренных испытаний смазочных масел | 1959 |
|
SU141676A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙХ^ТВ МОТОРНЫХ | 0 |
|
SU376692A1 |
АЛЬТМАН А.А., СТАРИКОВА Е.В | |||
Методы испытания нефтепродуктов | |||
- М.-Л.: Гостоптехиздат, 1949, с.113-116. |
Авторы
Даты
2006-10-27—Публикация
2005-09-19—Подача