Линейный двигатель постоянного тока Советский патент 1990 года по МПК H02K41/35 

Описание патента на изобретение SU1580498A1

2 12 Я tt f3KZ

Фиг 3

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах возвратно-поступательного и прямолинейного перемещений.

Целью изобретения является увеличение удельного тягового усилия путем повышения коэффициента использования постоянных магнитов при обеспечении высокой перегрузочной способности по току якоря.

На фиг.1 показана схема двигателя, вид сбоку; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - подвижная часть двигателя, аксонометрия; на фиг.4 - немагнитная крепящая конструкция - зубцовой зоны, вид сбоку; на фиг.З - вид Б на фиг.4; на фиг.6 - сечение В-В на фиг.4.

Линейный двигатель постоянного тока (фиг.1-3) состоит из первичной части, включающей блок 1 возбуждения, непосредственно на рабочих поверхностях которого посредством немагнитных крепящих конструкций 2 (фиг.4-6) закреплены ферромагнитные зубцы 3 Т-образной формы. В пазах, образованных последними, уложены секции обмотки 4 якоря. Образованный таким образом магнитопровод якоря (первичная часть) сочленяется с опорным узлом, состоящим из немагнитных торцовых пластин, 5 и П-образного, например, вида опор 6, которые меяду собой и с системой возбуждения скреплены болтовым соединением 7 и 8. Весь подвижный узел имеет возможность линейного перемещения на опорах 9 качения вдоль направляющих 10, установленных на верхних торцовых поверхностях П-образных вторичных частей 11. Система возбуждения (фиг.З) представляет собой блок 1 чередующихся пластин постоянных магнитов 12 с высоким значением максимальной удельной энергии (например, КСП- 37 А), ферромагнитных полос 13(концентратов) и постоянных магнитов 14 с малыми значениями максимальной удельной энергией (например, ферритов) .

В линейных двигателях постоянного тока индукторного типа (с совмещением системы возбуждения и обмотки якоря на одной части - подвижной или неподвижной) в создании тягового усилия двигателя участвуют проводники с током, находящиеся в данный момент против полюсного выступа вторичной час

0

5 ..

5

0

5

5

0

ти (фиг.2), т.е. на половине всей площади маг нитопровода якоря. При этом площадь постоянных магнитов двигателя и, например, выбранного в качестве известнбго должна быть равна всей площади зубцовой зоны магнито- провода якоря, т.е. в каждый момент времени у известного полезно используется только 50% площади установленных постоянных магнитов. Это обстоятельство ограничивает возможность использования сравнительно дешевых, серийно выпускаемых магнитов с малыми значениями величины остаточной магнитной индукции В„ (у ферритов ,2-0,4 TN, так как для создания в рабочем воздушном зазоре двигателя магнитной индукции в пределах рекомендованных значений Bji 0,6-0,8 Т необходимо увеличить площадь магнитов в 2-3 раза по сравнению с площадью зубцовой зоны якоря, что ведет к увеличению габаритов двигателя, ухудшает его массогабаритные показатели. Применение только постоянных магнитов с высокими значениями В резко удорожает двигатель.

С целью обеспечения полного использования основной части постоянных магнитов (фиг.2 и 3) постоянные магниты 12 и 14, общая высота которых обеспечивает расчетное значение полной магнитодвижущей силы го магнитной цепи двигателя, разделены ферромагнитными концентраторами 13. При подобной компановке блока возбуждения, когда постоянный магнит 14 ограничен концентраторами 13, его рабочая поверхность в отличие от известного, используется полностью вне зависимости от относительного положения первичной и вторичной частей двигателя. При этом основной магнитный поток Ф0, пронизывающий часть магнитопровода якоря площадью, соответствующей полюсному делению 1 возбуждается не только на участке постоянного магнита длиной (известный) .а на длине в . При одинаковьЕХ размерах длины активного проводника обмотки якоря 1, ширины магнита Ь. и величины рабочего воз- душного зазора Г магнитная индукция в последнем определяется из соотношения

о V V (1)

где S

V

51580498

- полная площадь постоянного магнита;

Зм - магнитная индукция постоянного магнита;

э - коэффициент, учитывающий поток рассеяния постоянного магнита; площадь поверхности якоря, соответствующая щ полюсному делению; величина магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре.

МДС крайних пластин постоянных

магнитов 12 2h

F

ДИК /ИК

(4)

а МДС постоянных магнитов 14 основной части блока 1 возбуждения

1 V

Из формулы (1)

В,- При , (фиг.1 и 2) у

F

где F

мс П(ис

(5)

двигателя основной магнитный поток

Фв определяется площадью магнит

5 „ Ј lj, а в предлагаемом за

м

счет установки концентраторов магнитный поток ,+ Фг+ ф3(Фиг-2) возбуждается всей площадью кавдого из 25 участков двигателя, длиной в 2 Г.

Следовательно, при использовании в двигателе одинакового типа постоянных магнитов, одинакового их количества величина магнитной индукции в gg рабочем воздушном зазоре в два раза выше, соответственно, больше удельное тяговое усилие двигателя () .

полная НДС магнитной цепи двигателя;

Ч

15 Н мс - величина коэрцитивной силы крайних и средних магнитов. (2) Таким образом, в отличие от известного в предлагаемом двигателе известного наличие концентраторов 13 позволяет 2о полностью использовать площадь постоянных магнитов, обеспечивающих основную часть полной НДС двигателя, что позволяет увеличить величину основного магнитного потока двигателя и его тяговое усилие.

С целью повышения эффективности использования компоновки блока постоянных магнитов крайние магниты могут быть выбраны другого типа с большими значениями максимальной удельной энергии (например, КПС-37 А). Используя формулу (1), находят

V

BMC

(6)

Высота крайних пластин постоянных магнитов 12 блока 1 возбуждения выбирается только исходя из требований к двигателю по перегрузочной способности к току, что важно для повышения быстродействия и производительности как самого двигателя, так и промышленного механизма, в который он встроен. При проектировании двигателя минимально возможным является технологический рабочий воздушный зазор Л, выбираемый на основе учета особенностей технологического процесса механизма, способов крепления первичной части двигателя относительно его вторичной части. Расчетное значение рабочего воздушного зазора . определяется из учета требуемой перегрузочной способности двигателя по току якоря известным способом. Тогда высота крайней пластины постоян ного магнита 12

(3)

МДС крайних пластин постоянных

12 2h

ДИК /ИК

(4)

а МДС постоянных магнитов 14 основной части блока 1 возбуждения

F

мс П(ис

(5)

где F

V

откуда

BMC

5 ™ 6

(6)

(7)

40

5

5

т.е., используя для средних пластин 14 (фиг.1 и 2) магниты из ферритов (например, для типа 25 РА 150, Bwc Вj 0,2 Тл), а для крайних плас- 5 тин 12 блока 1 возбуждения магниты, например, типа КСП 37А (Bw(,5 Тл) , схема предлагаемого линейного двигателя постоянного тока с блоком 1 возбуждения (фиг.1 и 2) из чередующихся пластин постоянных магнитов 12 и 14 (фиг.1 и 2) и ферромагнитных концентраторов магнитного потока 13 в отличие от известного дает возможность раз- работать двигатель соответствующий по массогабаритным показателям известным линейным двигателям с возбуждением от широко распространенных, серийно изготавливаемых постоянных маг0

б

10

.

Чэ

Ј

Г

Похожие патенты SU1580498A1

название год авторы номер документа
Магнитоэлектрический линейный двигатель 1987
  • Абильсиитов Галым Абильсиитович
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Грезев Анатолий Николаевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Кашин Валерий Евгеньевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Семенов Олег Олегович
SU1582295A1
Линейный двигатель постоянного тока 1983
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Сахаров Юрий Анатольевич
  • Хуторной Анатолий Григорьевич
  • Челак Виктор Григорьевич
SU1136269A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ 2004
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2319279C2
НИЗКОСКОРОСТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОЛЬЦЕВЫМ СТАТОРОМ 2009
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2417506C2
Линейный электродвигатель постоянного тока 1987
  • Абильсиитов Галым Абильсиинович
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Семенов Олег Олегович
  • Грезев Анатолий Николаевич
  • Кашин Валерий Евгеньевич
  • Оренбаум Владимир Леонтьевич
SU1504748A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Рымша Виктор Иванович
  • Рымша Виталий Викторович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
RU2185018C2
Линейный электрический двигатель 1986
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Рымша Виталий Викторович
SU1396214A1
Электропривод 1990
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Сахаров Юрий Анатольевич
  • Топузанов Александр Александрович
  • Хуторной Анатолий Григорьевич
SU1823095A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286642C2
ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Водичев Владимир Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286643C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 580 498 A1

Реферат патента 1990 года Линейный двигатель постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах возвратно-поступательного и линейного перемещений. Цель изобретения является увеличение удельного тягового усилия путем повышения коэффицента использования постоянных магнитов при обеспечении высокой перегрузочной способности по току якоря. Устройство состоит из первичной части, вклчающей систему 1 возбуждения, ферромагнитные Т-образные зубцы 3 с обмоткой якоря и опорный узел 6. Система возбуждения представляет собой блок чередующихся постоянных магнитов 12, опирающихся с одной стороны на зубцы, а с другой стороны на ферромагнитные концентраторы 13 магнитного потока, между которыми размещен постоянный магнит 14. Первичная часть может перемещаться вдоль ферромагнитных полюсов. Положительный эффект достигается обеспечением полного использования всей площади центральных пластин постоянных магнитов. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 580 498 A1

з

1

ФигМ

Вид Б

П

щ

I I I

, I II I II II

I II | II II

, I II II II

t, LJ LJLJLJLJL

H-k- фиг5-H

в-в

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1580498A1

Линейный двигатель постоянного тока 1983
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Сахаров Юрий Анатольевич
  • Хуторной Анатолий Григорьевич
  • Челак Виктор Григорьевич
SU1136269A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 580 498 A1

Авторы

Гололобов Владимир Васильевич

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Ивлев Дмитрий Анатольевич

Леонидов Владимир Иванович

Меркулов Игорь Викторович

Осадчий Сергей Борисович

Даты

1990-07-23Публикация

1987-11-25Подача