МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОВОДКУ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Российский патент 2006 года по МПК B64C13/00 F16H21/00 

Описание патента на изобретение RU2288134C1

Предлагаемое изобретение относится к системам управления летательными аппаратами, в частности к механизмам подключения к проводке управления различных функциональных устройств на различных этапах полета, а также в отказных ситуациях, и может быть использовано в других областях техники.

Известны функциональные устройства, подключаемые к проводке управления, например:

- управление водорулем, подключаемое к проводке управления рулем направления на гидросамолетах и самолетах-амфибиях при движении по водной поверхности;

- дополнительные загрузочные устройства командных рычагов управления (КРУ) при переходе от взлетного к крейсерскому режиму полета;

- аварийная механическая проводка управления, подключаемая при отказах основной системы электродистанционного управления самолетом и т.п.

Особенностью этих механизмов включения является возможность подключения устройств при любом положении командных рычагов управления, при этом функциональные устройства занимают положения, заданные командными рычагами.

Одним из таких механизмов является устройство для включения водоруля гидросамолета по а.с. № 245567 от 02.04.1968 г., кл. В 64 С 13/04, который характеризуется наличием нескольких мелких механизмов и устройств, например кулачковых устройств, пружин растяжения, взаимодействующих с защелками, за счет большого количества которых снижается надежность механизма. Также значительная масса, сложность в изготовлении и необходимость иметь центрирующее устройство отключенной функциональной системы являются недостатком указанного устройства.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является «Механизм включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства» (а.с. № 760599 от 05.04.1979 г., кл. В 64 С 13/00).

Механизм состоит из основания с установленными на нем входной и выходной шарнирно связанными между собой качалками с шарнирами для подсоединения проводки от летчика к функциональному устройству и привода включения функционального устройства, рычага и поводка.

Недостатком такого механизма является большая масса, обусловленная значительными размерами основания, вследствие удаленности шарниров крепления к нему рычага и качалки, многодетальность, а также большое количество (десять) шарнирных соединений, снижающих надежность механизма.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение массы и повышение надежности механизма.

Поставленная задача достигается тем, что в механизме включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства, содержащем основание, установленное на корпусе летательного аппарата, привод включения функционального устройства, шарнирно соединенные между собой входную и выходную качалки, снабженные шарнирами для подсоединения соответственно тяги от командного рычага летчика и тяги функционального устройства, обе качалки шарнирно соединены с приводом включения функционального устройства, а радиусы плеч от шарнира соединения качалок между собой до шарнира крепления к основанию входной качалки и до шарнира подсоединения тяги функционального устройства к выходной качалке равны.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемыми чертежами, где:

- на фиг.1 показана конструкция устройства;

- на фиг.2 - его кинематическая схема.

Предлагаемый механизм содержит основание 1, установленное на корпусе летательного аппарата, входную качалку 2, выходную качалку 3, привод 4 включения функционального устройства, шарнирно соединенный с входной 2 и выходной 3 качалками. Входная качалка 2 шарнирно соединена с тягой 5 командного рычага летчика, а выходная качалка 3 - с тягой 6 функционального устройства.

Радиусы плеч от шарнира соединения качалок 2 и 3 между собой до шарнира крепления к основанию 1 входной качалки 2 и до шарнира крепления с тягой 6 выходной качалки 3 равны.

Система, состоящая из качалок 2, 3 и привода 4, представляет собой одно жесткое тело, шарнирно закрепленное на основании 1.

В отключенном положении функционального устройства фиксированная длина привода 4 включения функционального устройства такова, что шарнир крепления выходной качалки 3 с тягой 6 функционального устройства соосен шарниру крепления входной качалки 2 с основанием 1 (Rвых=0). Поэтому при перемещении летчиком тяги 5 тяга 6 функционального устройства остается неподвижной и зафиксированной в этом положении.

Во включенном положении функционального устройства, когда привод 4 включения функционального устройства изменил (уменьшил) свою длину и повернул выходную качалку 3 до некоторого положения, соответствующего Rвых относительно шарнира основания 1 (на фиг.2 показано пунктиром), то в этом случае при перемещении тяги 5 и входной качалки 2 шарниры крепления выходной качалки 3 с тягой 6 функционального устройства будут иметь перемещение.

При включении механизма проводка функционального устройства занимает положение, заданное командным рычагом летчика в момент включения.

Таким образом, предлагаемый механизм позволяет уменьшить массу за счет уменьшения габаритов основания и исключения рычага и поводка, имеющихся в прототипе, а также имеет на три шарнира меньше, что повышает его надежность.

Похожие патенты RU2288134C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1999
  • Беликов И.И.
  • Васильченко П.Н.
RU2177896C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ТРОСОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 2000
  • Ремизов Н.А.
RU2180640C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1977
  • Гитис А.И.
  • Смагин В.В.
SU668197A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ САМОЛЕТА 2009
  • Смирнов Евгений Иванович
  • Долгов Владимир Ильич
  • Михнев Андрей Анатольевич
RU2395428C1
СУММИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ И ЦИКЛИЧЕСКИМ ШАГОМ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕХТОЧЕЧНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГИДРОПРИВОДОВ 2014
  • Груверман Александр Исаевич
  • Захаров Алексей Александрович
  • Лабутин Роман Вениаминович
RU2578706C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОИСКОВО-ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВОДЕ 2009
  • Гитис Абрам Ильич
  • Шумайлов Александр Николаевич
RU2399559C1
Устройство демпфирования продольных колебаний экраноплана по углу тангажа 2015
  • Макиенко Александр Михайлович
RU2634660C2
УСТАНОВКА ДУБЛИРОВАННЫХ РУЛЕВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2021
  • Овчинников Виктор Иванович
  • Лабутин Роман Вениаминович
  • Груверман Александр Исаевич
RU2773301C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1990
  • Баранов В.А.
  • Доброскоков А.Л.
  • Калачев В.С.
RU1707896C
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ 2019
  • Тремаскин Владимир Викторович
  • Башмаков Владимир Алексеевич
  • Вайнпрес Алексей Леонидович
  • Коровин Виталий Геннадиевич
  • Тарасов Николай Александрович
  • Искандаров Роман Зиннурович
RU2714958C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 288 134 C1

Реферат патента 2006 года МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОВОДКУ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами. Механизм содержит основание 1, установленное на корпусе летательного аппарата, привод включения функционального устройства 4, шарнирно соединенные между собой входную 2 и выходную 3 качалки, снабженные шарнирами для подсоединения тяги 5 командного рычага летчика и тяги 6 функционального устройства. Обе качалки шарнирно соединены с приводом включения функционального устройства, а радиусы плеч от шарнира соединения качалок между собой до шарнира крепления к основанию входной качалки и до шарнира подсоединения тяги функционального устройства к выходной качалке равны. Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить массу механизма и повысить его надежность. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 288 134 C1

Механизм включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства, содержащий основание, установленное на корпусе летательного аппарата, привод включения функционального устройства, шарнирно соединенные между собой входную и выходную качалки, снабженные шарнирами для подсоединения соответственно тяги от командного рычага летчика и тяги функционального устройства, отличающийся тем, что обе качалки шарнирно соединены с приводом включения функционального устройства, а также радиусы плеч от шарнира соединения качалок между собой до шарнира крепления к основанию входной качалки и до шарнира подсоединения тяги функционального устройства к выходной качалке равны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2288134C1

SU 760599 A1, 20.08.2004
SU 592080 A1, 27.10.2004
SU 1554256 A1, 10.11.2004
SU 245567 A1, 20.08.2004
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2000
  • Сергеева Е.В.
  • Шадрин В.П.
  • Халдеев В.А.
RU2178373C1
НИЧЕСНАЙ 'проектный институт асбестовой промышленностиIБИБЛИОТЕКА 0
SU272660A1
US 20030183722 A1, 02.10.2003.

RU 2 288 134 C1

Авторы

Гитис Абрам Ильич

Даты

2006-11-27Публикация

2005-03-30Подача