СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТОЧЕК КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ПРАВКЕ Российский патент 2007 года по МПК B21D1/12 

Описание патента на изобретение RU2291751C1

Изобретение относится к способам контроля положения точек кузова транспортного средства и может использоваться в машиностроительной промышленности, авторемонтном производстве и в автосервисах - для контроля геометрии кузовов после и в процессе правки.

Известен способ измерения, реализованный в установке для контроля положения точек кузова транспортного средства (см. а.с. №1706742 СССР, М.кл. В 21 D 1/12, опубл. 23.01.92 г.). Способ предусматривает измерение положения точек с помощью измерительных элементов, выполненных в виде датчиков поворота, рамок, ролика и нерастяжимой нити, один конец которой закреплен на ролике, а другой оснащен узлом крепления к контролируемой точке кузова, аналого-цифрового преобразователя, ЭВМ и устройства представления информации. Измерительный элемент позволяет определять координаты точки в сферической системе координат - по углам между проекциями радиус-вектора (нити) на координатные плоскости и длине радиус-вектора.

Недостатками способа являются необходимость и сложность крепления нити на кузове в установленном месте (в контрольной точке), что увеличивает продолжительность и снижает точность измерений, необходимость большого количества (не менее трех) точек, а следовательно и измерительных элементов, что увеличивает стоимость установки, необходимость измерения длины нити другой линейной мерой.

Известен способ контроля положения точек кузова транспортного средства при правке с использованием излучателей лазерного типа (Патент RU №2239505, МКл. B 21 D 1/12, опубл. 10.11.2004 г. Бюл. №31), при котором задают расстояние между двумя измерительными элементами, в качестве которых используют излучатели лазерного типа, установленные на матрице и соединенные с датчиками угла поворота в двух плоскостях, наводят оба луча на одну точку кузова, мысленно проецируют ее на матрицу и строят пирамиду, определяют угол между одним из лучей и его проекцией на матрицу и углы между проекциями на самой матрице и определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат, потом наводят оба луча на вторую точку кузова и определяют пространственные координаты второй точки кузова аналогично первой точке и определяют расстояние между двумя точками по трем координатам, которое сравнивают с эталонным размером.

Недостатком способа является необходимость применения четырех датчиков для измерения углов поворота, в результате чего может накапливаться погрешность измерения координат контролируемых точек кузова.

Задачей изобретения является повышение точности измерений положения точек кузова.

Поставленная задача решается тем, что в способе измерения положения точек кузова транспортного средства при правке, включающем измерение пространственных координат точек с помощью измерительных элементов, при котором наводят лучи на контролируемые точки кузова автомобиля, согласно изобретению, используют три лазерных дальномера, которым задают пространственные координаты, наводят три луча на одну точку кузова, замеряют длину лучей и определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат путем решения системы уравнений:

x(x2-x1)+y(y2-y1)+z(z2-z1)=(c1-b1)/2;

x(x3-x2)+y(y3-y2)+z(z3-z2)=(c2-b2)/2;

x(x3-x1)+y(y3-y1)+z(z3-z1)=(c3-b3)/2,

где (x1 y1,z1) - координаты первого дальномера;

(x2, y2, z2) - координаты второго дальномера;

3, y3, z3) - координаты третьего дальномера;

(x, y, z) - координаты искомой (контролируемой) точки кузова;

c1=a1222;

c22232;

c3=a12-a32,

где a1 - длина луча от первого дальномера до контролируемой точки;

а2 - длина луча от второго дальномера до контролируемой точки;

а3 - длина луча от третьего дальномера до контролируемой точки;

b11222+y12-y22+z12-z22;

b2=x22-x32+y22-y23+z22-z32;

b3=x12-x32+y12-y23+z12-z32.

Потом наводят три луча на следующую точку кузова и определяют ее пространственные координаты аналогично первой точке и определяют расстояние между двумя точками по полученным координатам, которое сравнивают с эталонным размером.

На фиг.1 показано в общем виде расположение лазерных дальномеров (точки A(x1,y1,z1), B(x2,y2,z2), С(х33,z3) и контролируемая точка кузова автомобиля D(x,y,z), координаты которой необходимо найти; на фиг.2 продемонстрирован конкретный численный пример определения координат точки D.

Измерение контролируемых размеров кузова производим следующим образом. Устанавливаем лазерные дальномеры на матрицу (разграфленную поверхность) с вершинами А, В и С (координаты вершин и расстояния между вершинами известны благодаря матрице). Затем наводим лазерные дальномеры на контролируемую точку D. Таким образом, мы получаем значения длин AD, BD и CD (a1, a2 и а3 соответственно), что позволяет нам составить следующую систему уравнений:

возводим в квадрат левую и правую части уравнений системы:

(x-x1)2+(y-y1)2+(z-z1)2=a12,

(x-x2)2+(y-y2)2+(z-z2)2=a22,

(x-x3)2+(y-y3)+(z-z3)2=a32,

далее преобразуем квадраты разностей:

х2-2хх1122-2уy112+z2-2zz1+z12=a12,

х2-2хх2222-2уy222+z2-2zz2+z22=a22,

х2-2хх3322-2уy332+z2-2zz3+z32=a32.

Затем от первого уравнения отнимаем второе, от второго третье и от первого третье

2х(х21)+2y(y2-y1)+2z(z2-z1)+х1222+y12-y22+z12-z2212-a22;

2х(х32)+2y(y3-y2)+2z(z3-z2)+х2232+y22-y32+z22-z3222-a32;

2х(х31)+2y(y3-y1)+2z(z3-z1)+х1232+y12-y32+z12-z3212-a32.

Поскольку координаты точек A(x1, y1, z1), В(х2, y2, z2) и С(х3, y3, x3) известны (заданы), введем обозначения

x122212-y22+z12-z22=b1;

x223222-y32+z22-z32=b2;

x123212-y32+z12-z32=b3.

и

а1222=c1;

а22322;

a1232=c3.

После чего получим:

2х(х2-x1)+2y(y2-y1)+2z(z2-z1)+b11;

2х(х3-x2)+2y(y3-y2)+2z(z3-z2)+b22;

2х(х3-x1)+2y(y3-y1)+2z(z3-z1)+b33.

В итоге получаем финальную систему трех уравнений с тремя неизвестными, решая которую находим искомые координаты точки D:

х(х2-x1)+y(y2-y1)+z(z2-z1)=(c1-b1)/2;

х(х3-x2)+y(y3-y2)+z(z3-z2)=(c2-b2)/2;

х(х3-x1)+y(y3-y1)+z(z3-z1)=(c3-b3)/2.

Аналогично находим координаты второй точки, а зная координаты точек нетрудно найти расстояние между ними.

Рассмотрим численный пример, представленный на фиг.2. Зададим координаты лазерных дальномеров - А(1;3;0), В(2;3;0) и С(2;2;0). Необходимо найти координаты искомой (контролируемой) точки D.

Измеренные длины лучей в нашем случае составили AD=2,449, BD=2,236 и CD=2. Подставляя исходные данные в уравнения, производим промежуточные расчеты

а1222=c1=1;

а22322=1;

a1232=c3=2.

x1222+y12-y22+z12-z22=b1=1-4+9-9+0-0=-3;

x2232+y22-y32+z22-z32=b2=4-4+9-4+0-0=5;

x1232+y12-y32+z12-z32=b3=1-4+9-4+0-0=2.

x(2-2)+y(2-3)+z(0-0)=(1-5)/2, следовательно y=2;

х(2-1)+y(3-3)+z(0-0)=(1+3)/2, следовательно х=2.

Подставим х и y в первоначальное уравнение (1) и найдем значение z:

a122-2xx1+x122-2yy112+z2-2zz1+z12=4-2·2·1+1+4-2·2·3+9+z2=6

z2=6-4+4-1-4+12-9=4;

z=2.

Таким образом, получаем пространственные координаты контролируемой точки - D(2;2;2), что совпадает с эталонным размером.

Преимуществом данного способа измерения является меньшее количество измеряемых величин (три линейных размера вместо четырех углов), что само уже обеспечивает повышение точности измерения.

Похожие патенты RU2291751C1

название год авторы номер документа
ИЗМЕРИТЕЛЬ КУРСА ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА 2003
  • Бабиченко А.В.
  • Вишнева В.Н.
  • Габбасов С.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Магнусов В.С.
  • Манохин В.И.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
  • Полосенко В.П.
  • Рогалев А.П.
RU2241208C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ТЕЛЕЖКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Гданский Николай Иванович
  • Мальцевский Владислав Васильевич
  • Засед Вера Валерьевна
  • Михайлов Александр Александрович
RU2303240C1
СПОСОБ ОДНОПОЗИЦИОННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КООРДИНАТ ИСТОЧНИКА РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2020
  • Козирацкий Юрий Леонтьевич
  • Паринов Максим Леонидович
  • Козирацкий Александр Юрьевич
  • Нагалин Александр Викторович
  • Кулешов Павел Евгеньевич
  • Петренков Сергей Викторович
RU2759116C1
СПОСОБ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Бондарев Виталий Валерьевич
  • Бондарев Валерий Георгиевич
  • Бондарев Михаил Валерьевич
RU2325705C1
УСТРОЙСТВО ЛОКАЦИИ И НАВИГАЦИИ 2012
  • Басалкевич Георгий Александрович
  • Гуськов Алексей Борисович
  • Доронин Алексей Петрович
  • Замыслов Александр Сергеевич
  • Мазур Алексей Михайлович
  • Немцов Александр Владимирович
RU2525228C2
Способ обеспечения посадки вертолета 2016
  • Бондарев Валерий Георгиевич
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Озеров Евгений Викторович
  • Лопаткин Дмитрий Викторович
RU2621215C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ЗАГРУЗКИ ФЕРРИТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ СПЕКАНИИ В КАМЕРНОЙ ПЕЧИ 1989
  • Викентьева Г.П.
  • Дынник М.М.
  • Спирин Г.М.
  • Тараскина Г.Н.
  • Шадрин А.Д.
  • Шорохов А.Б.
SU1690288A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС И ПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ И МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Блянкинштейн Игорь Михайлович
  • Кашура Артем Сергеевич
RU2314492C1
СПОСОБ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКИ 1987
  • Лунев В.Г.
  • Новоселицкий В.М.
  • Потапов Б.Ф.
  • Соколов Г.Н.
SU1441943A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СКВАЖИНЫ, ОБОРУДОВАННОЙ ГЛУБИННЫМ НАСОСОМ 1990
  • Ключников А.И.
  • Попадько В.Е.
RU2011812C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 291 751 C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТОЧЕК КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ПРАВКЕ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля геометрии при правке кузовов транспортных средств. Способ включает измерение пространственных координат точек с помощью лучей измерительных элементов, которые наводят на контролируемые точки кузова автомобиля. В качестве измерительных элементов используют три лазерных дальномера, которым задают пространственные координаты, наводят три луча на одну точку кузова, замеряют длину лучей и определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат путем решения системы уравнений. Потом наводят три луча на следующую точку кузова и определяют ее пространственные координаты аналогично первой точке. Затем определяют расстояние между двумя точками по полученным координатам, которое сравнивают с эталонным размером. Повышается точность измерения за счет уменьшения количества измеряемых величин. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 291 751 C1

Способ контроля положения точек кузова транспортного средства при правке, включающий измерение пространственных координат точек с помощью лучей измерительных элементов, которые наводят на контролируемые точки кузова автомобиля, отличающийся тем, что в качестве измерительных элементов используют три лазерных дальномера, которым задают пространственные координаты, наводят три луча на одну точку кузова, замеряют длину лучей и определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат путем решения системы уравнений:

x(x2-x1)+y(y2-y1)+z(z2-z1)=(c1-b1)/2;

x(x3-x2)+y(y3-y2)+z(z3-z2)=(c2-b2)/2;

x(x3-x1)+y(y3-y1)+z(z3-z1)=(c3-b3)/2,

где (x1 y1, z1) - координаты первого дальномера;

(x2, y2, z2) - координаты второго дальномера;

3, y3, z3) - координаты третьего дальномера;

(x, y, z) - координаты искомой (контролируемой) точки кузова;

c1=a12-a22;

c2=a22-a32;

c2=a12-a32,

где a1 - длина луча от первого дальномера до контролируемой точки;

a2 - длина луча от второго дальномера до контролируемой точки;

а3 - длина луча от третьего дальномера до контролируемой точки;

b1=x12-x22+y12-y22+z12-z22;

b2=x22-x32+y22-y23+z22-z32;

b3=x12-x32+y12-y23+z12-z32,

потом наводят три луча на следующую точку кузова и определяют ее пространственные координаты аналогично первой точке и определяют расстояние между двумя точками по полученным координатам, которое сравнивают с эталонным размером.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291751C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТОЧЕК КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ПРАВКЕ 2003
  • Блянкинштейн И.М.
  • Кудимов Д.А.
RU2239505C1
Способ управления процессом правки изделий 1984
  • Альтерман Иосиф Ильич
  • Барков Виталий Федорович
  • Мельников Олег Николаевич
SU1266601A1
Установка для контроля положения точек кузова транспортного средства при правке 1989
  • Миронов Борис Николаевич
  • Ильичев Сергей Викторович
SU1706742A1
Смазочная композиция 1986
  • Кужаров Александр Сергеевич
  • Высочина Вера Николаевна
  • Рябухин Юрий Иванович
SU1361170A1
US 4463937 A, 07.08.1984.

RU 2 291 751 C1

Авторы

Блянкинштейн Игорь Михайлович

Кашура Артем Сергеевич

Даты

2007-01-20Публикация

2005-06-21Подача