ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2007 года по МПК B61F5/12 B61F5/06 

Описание патента на изобретение RU2299824C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона.

Известно центральное рессорное подвешивание тележки грузового вагона, включающее в себя комплект упругих элементов, надрессорную балку и фрикционные клинья, взаимодействующие с ее боковыми наклонными поверхностями и закрепленной на боковой стенке рамы фрикционной планкой. Устройство имеет дополнительную связь в виде опорной плиты, установленной на подклиновых пружинах комплекта упругих элементов параллельно надрессорной балке и соединяющей между собой два смежных фрикционных клина, между плитой и надрессорной балкой имеется гарантированный зазор (см. А.С. №713737, опубл. 05.02.80, бюл. №5 (аналог)).

Недостатками известного устройства являются:

1. Значительный вес из-за наличия клина и большого количества витых пружин;

2. Сложная конструкция и высокая стоимость изготовления опорной плиты и клина с крестообразными пазами для крепления фрикционной планки;

3. Недостаточная плавность хода транспортного средства.

Известен также гаситель колебаний железнодорожного транспортного средства, содержащий установленный на пружинах рессорного подвешивания клин, выполненный из двух упруго связанных между собой частей, одна из которых фрикционно связана с надрессорной балкой тележки, а другая - с фрикционной поверхностью боковой рамы тележки, при этом упругий элемент, связывающий между собой части клина, выполнен в виде упругой в вертикальной продольной плоскости тележки перемычки, жестко связанной концами с частями клина, а свободное пространство между частями клина и перемычкой заполнено упругодемпфирующим материалом (см. А.С. №1369964, опубл. 30.01.88, бюл. №4). Это устройство наиболее близко к предлагаемому и выбрано в качестве прототипа.

Недостатками известного устройства являются так же, как и аналога:

1. Недостаточная плавность хода транспортного средства;

2. Сложность конструкции гасителя колебаний;

3. Значительный вес, стоимость и трудоемкость изготовления устройства.

От указанных недостатков свободно предлагаемое изобретение, в котором решаются задачи упрощения конструкции, повышения плавности хода транспортного средства, снижения веса устройства путем создания упругого элемента, заменяющего известный фрикционный клин с комплектом поддерживающих его пружин.

Для достижения указанного технического результата гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства, содержащий пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, снабжен установленным между пружинами рессорного подвешивания упругим элементом, представляющим собой изогнутую пластину, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, при этом упругий элемент-пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок.

Признаки, отличающие предлагаемый гаситель колебаний от наиболее близкого к нему известного по а.с. 1369964 следующие: гаситель снабжен установленным между пружинами рессорного подвешивания упругим элементом, представляющим собой изогнутую пластину из стали, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, при этом упругий элемент - изогнутая пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок.

Отличительные признаки являются новыми и соответствуют критерию «новизна». Эти признаки обусловили упрощение конструкции и сборки гасителя колебаний, т.к. отсутствуют клин с пазами для фрикционных планок, витые пружины, поддерживающие клин, не требуется их трудоемкой сборки, значительно облегчается конструкция. Кроме того, повышается плавность хода транспортного средства, т.к. при установке в гасителе колебаний упругого элемента-пластины (фактически плоской пружины) амортизационная нагрузка распределяется равномерно, т.е. часть нагрузки берут на себя основание рамы, боковые части рамы, основание, опорные части и загнутые концы упругого элемента. Упругость пластины также способствует плавной (мягкой) амортизации, а следовательно, и плавности хода транспортного средства.

При использовании клина (прототип) - амортизация жесткая, т.к. идет заклинивание (жесткий упор), а нагрузка идет на основание и боковые части рамы, плавность хода при этом хуже.

При изучении других известных решений в этой области признаки, отличающие заявляемое решение, не были выявлены, что обеспечивает изобретению соответствие критерию "изобретательский уровень".

Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 и 2 изображен гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства в сборе (общий вид, разрез по продольной оси боковой рамы) в двух вариантах в зависимости от формы изгиба упругого элемента-пластины, которая в двух вариантах соответственно изображена на фиг.3 и 4; на фиг.5 - вид на основание проема рамы.

Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства содержит две пары пружин рессорного подвешивания 1 (фиг.1 и 2), поддерживающие надрессорную балку 2, две фрикционные планки 3, установленные на боковой раме 4 тележки железнодорожного транспортного средства, и две фрикционные планки 5, установленные в отверстиях 6 на двух загнутых концах 7 упругого элемента-пластины 8. Упругий элемент 8 (фиг.3 и 4) состоит из основания 9, двух опорных частей 10 и загнутых концов 7 с отверстиями 6 для крепления фрикционных планок 5, в которых выполнены выступы. Форма отверстий и выступов может быть любая, например эллипсная.

В работе упругий элемент 8 (фиг.5), установленный между двумя парами пружин рессорного подвешивания 1, фрикционно взаимодействует своими загнутыми концами 7 с надрессорной балкой 2 и боковой рамой 4 тележки (фиг.1 и 2). Изгиб упругого элемента-пластины может иметь несколько вариантов (указано 2), что обеспечивает его универсальность. В зависимости от требуемой плавности хода транспортного средства угол соединения опорных частей 10 пластины с -образным основанием 9 может быть либо острым, либо тупым, а последовательно расположенные загнутые концы 7 соответственно выгнуты либо наружу, либо вовнутрь. Таким образом улучшаются амортизационные возможности и качество амортизации, улучшилась динамика системы вагон-путь.

Предлагаемое изобретение испытано, что доказало его промышленную применимость. Испытание показало хорошие ходовые качества железнодорожного транспортного средства, плавность хода и момента начала скольжения (без ударов), что улучшило технические характеристики.

Изобретение просто по конструкции, упрощает и облегчает сборку, снижает вес изделия, экономически выгодно.

Похожие патенты RU2299824C1

название год авторы номер документа
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Парахин Владимир Иванович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Бамбулевич Валентин Брониславович
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Парахин Сергей Владимирович
  • Парахин Евгений Владимирович
  • Тыкало Анна Семеновна
RU2386559C2
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1981
  • Селинов Владимир Игоревич
  • Салоусов Геннадий Николаевич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Павлюков Александр Эдуардович
SU954291A1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2010
  • Бурмистров Николай Васильевич
  • Маненков Александр Владимирович
RU2461480C2
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2007
  • Бурмистров Николай Васильевич
  • Маненков Александр Владимирович
RU2348556C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2010
  • Бурмистров Николай Васильевич
  • Маненков Александр Владимирович
RU2428340C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2004
  • Бурмистров Н.В.
  • Маненков А.В.
RU2259292C1
Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства 1986
  • Сенаторов Сергей Александрович
  • Тертичная Ирина Васильевна
  • Ситников Дмитрий Иванович
  • Жигарин Василий Анатольевич
  • Самофеев Александр Евгеньевич
SU1369964A1
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1986
  • Блохин Евгений Петрович
  • Жаковский Александр Дмитриевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Пастернак Николай Александрович
  • Савчук Орест Макарович
SU1337298A1
Фрикционный клиновой гаситель колебаний экипажной тележки транспортного средства 1980
  • Гейлер Моисей Петрович
SU973402A1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА 1991
  • Грачева Л.О.
  • Хамоев А.Д.
  • Двухглавов В.А.
RU2047521C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 299 824 C1

Реферат патента 2007 года ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Гаситель колебаний в центральном рессорном подвешивании тележки содержит пружины рессорного подвешивания (1), поддерживающие надрессорную балку (2), фрикционные планки (3) и установленный между пружинами рессорного подвешивания упругий элемент, представляющий собой изогнутую пластину (8), фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки. При этом упругий элемент состоит из -образного основания (9), продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части (10) и загнутые концы (7) с отверстиями (6) для установки фрикционных планок. Упрощается конструкция подвешивания, повышается плавность хода транспортного средства, снижается его вес. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 299 824 C1

Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства, содержащий пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, отличающийся тем, что он снабжен установленным между пружинами рессорного подвешивания упругим элементом, представляющим собой изогнутую пластину, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, при этом упругий элемент - изогнутая пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2299824C1

СОЕДИНЕНИЕ БОКОВОЙ РАМЫ С НАДРЕССОРНОЙ БАЛКОЙ ТРЕХЭЛЕМЕНТНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2003
  • Кокорев А.И.
  • Березин В.В.
RU2243116C1
Центральное рессорное подвешивание тележки вагона 1986
  • Иккол Валентин Сергеевич
  • Ушкалов Виктор Федорович
  • Ушкалов Олег Викторович
SU1364517A1
Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства 1986
  • Сенаторов Сергей Александрович
  • Тертичная Ирина Васильевна
  • Ситников Дмитрий Иванович
  • Жигарин Василий Анатольевич
  • Самофеев Александр Евгеньевич
SU1369964A1

RU 2 299 824 C1

Авторы

Бамбулевич Валентин Брониславович

Ефимов Виктор Петрович

Шишков Вениамин Алексеевич

Парахин Владимир Иванович

Парахин Евгений Владимирович

Парахин Сергей Владимирович

Тыкало Анна Семеновна

Даты

2007-05-27Публикация

2005-09-29Подача