Изобретение относится к области строительства, а именно к опалубкам для изготовления ригелей, балок, колонн и конструкциям самих ригелей, балок, колонн, и может быть использовано при возведении жилых, общественных и административных зданий и сооружений, а также при их восстановлении или реконструкции.
Из уровня техники известна технологическая линия для изготовления строительных изделий, включающая подвижную опалубку, бетоноукладчик (см. SU 882751 А, 23.11.1981, Е28В 5/00). Но данная технологическая линия предназначена для изготовления сборных объемных и других подобных изделий по конвейерной схеме производства и не может быть применена для изготовления протяженных железобетонных изделий, например ригелей, балок, колонн.
Также из уровня техники известна протяженная строительная конструкция и опалубка, применяемая для изготовления протяженных строительных конструкций, в том числе ригелей, балок, колонн (см. RU 2107784 С1, 27.03.1998, Е04В 1/35). Конструкции бетонируют в несъемной опалубке и/или в формообразующих элементах - формах, каждую из которых предназначают для изготовления по меньшей мере четырех колонн одновременно и выполняют из нижнего горизонтального основания, на котором жестко закреплен центральный ряд стоек с расположенными на них щитами, образующими центральную неподвижную продольную стенку, шарнирно закреплены с возможностью откидывания и фиксации боковые стойки с расположенными на них щитами, образующими боковые, фиксируемые в заданном положении, откидные стенки, между каждой из которых и центральной стенкой установлены, с обеспечением возможности отклонения от вертикали на заданный угол, по крайней мере, один ряд промежуточных стоек с расположенными на них щитами, образующими промежуточные стенки, а между стенками смонтированы горизонтальные опалубочные поддоны, причем центральную стенку выполняют высотой, большей высоты остальных стенок. При этом отклонение стенок формы может быть осуществлено домкратами, а фиксация - затягиваемыми винтами.
Недостатком известной опалубки - формы, а также изготовленной с ее использованием конструкций являются высокие трудо- и материалозатраты при изготовлении, большие сроки производства работ и ограниченность в размерах изготавливаемых изделий.
Задачей настоящего изобретения как в части конструкции опалубки, так и в части протяженных строительных конструкций, изготавливаемых в этой опалубке, является сокращение трудо- и материалозатрат при одновременном уменьшении сроков производства работ и обеспечении возможности их проведения при любых погодных условиях, преимущественно в регионах, относящихся к суровым климатическим зонам с низкими отрицательными температурами в зимнее время, повышение технологических характеристик и качества изготавливаемого изделия, обеспечение возможности изготовления в одной опалубке одновременно нескольких изделий различных типоразмеров, в том числе длинномерных.
Поставленная задача в части опалубки для изготовления протяженных строительных конструкций, преимущественно ригелей, балок, колонн, решается за счет того, что, согласно изобретению, она выполнена в виде поддона и бортов, объединенных в единую ручьевую систему с образованием не менее чем двух смежных протяженных продольных формующих полостей под соответствующие предпочтительно одновременно изготавливаемые протяженные строительные конструкции из твердеющего материала с армированием преимущественно железобетона, причем смежные формующие полости разделены общим для них центральным продольным бортом с двумя формующими поверхностями, фиксированно размещенным на поддоне, а продольные наружные борта выполнены высотой меньшей высоты центрального борта с возможностью наращивания их по высоте до высоты, равной высоте центрального борта, откидными и установлены вдоль его внешних продольных граней с возможностью возвратных перемещений каждого из них по ширине поддона и изменения рабочей ширины каждой формующей полости в интервале от максимальной до составляющей не менее 0,3 ее максимальной величины и фиксации в требуемых, в том числе промежуточных по ширине поддона, положениях, причем поддон установлен на дискретных опорах с возможностью юстировки высотного положения поддона на опорах с фиксацией, по крайней мере, от продольных перемещений в центральной по длине части и возможностью на остальной части длины направленного проскальзывания в обе стороны от центральной части, по крайней мере, по длине при температурных деформациях, при этом опалубка содержит комплект устанавливаемых перед бетонированием поперечных концевых и промежуточных по длине технологической линии формующих отсекательных инвентарных диафрагм разных типоразмеров, соответствующих типоразмерам поперечного сечения изготавливаемых протяженных строительных конструкций.
По крайней мере, наружные борта опалубки могут быть выполнены с возможностью их съема и замены на борта различной высоты и/или конфигурации формующей поверхности.
Наружный борт может быть выполнен в виде продольного листа, образующего его формующую поверхность, и присоединенного к нему снаружи продольного элемента жесткости, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей, а элемент наращивания также выполнен в виде продольного листа высотой, равной высоте наращивания, образующего формующую поверхность в зоне наращивания и присоединенного к нему снаружи продольного элемента жесткости, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей, причем элемент наращивания установлен на наружный борт и объединен с ним наружными дискретно расположенными по длине борта объединительными элементами, или наружный борт выполнен в виде продольного листа, образующего его формующую поверхность, и присоединенного к нему снаружи продольного элемента жесткости, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей, а элемент наращивания выполнен в виде продольного листа высотой, равной суммарной высоте борта и высоте наращивания, образующего формующую поверхность наружного борта и присоединенного к нему снаружи в верхней части продольного элемента жесткости, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей шириной, превышающей ширину элементов жесткости борта на толщину листа, причем элемент наращивания установлен на наружный борт с образованием его продольным листом формующей поверхности борта и объединен с ним наружными дискретно расположенными по длине борта объединительными элементами.
Центральный борт может быть выполнен в виде протяженного полого элемента с дискретно расположенными с жестким креплением в верхней и нижней частях его полости горизонтальными ребрами жесткости, причем ребра жесткости в верхней части полости элемента расположены со смещением относительно ребер жесткости, расположенных в нижней части полости, которые выполнены со сквозными отверстиями под крепежные детали, которые монтированы в установленных на поддоне и жестко прикрепленных к нему опорных элементах, причем крепежные детали выполнены с фиксирующими головками под накидной инвентарный ключ, заводимый в полость элемента, который снабжен верхней съемной защитной крышкой предпочтительно с верхней выпуклой криволинейной поверхностью.
При использовании опалубки для изготовления ригелей она может быть снабжена, по крайней мере, одним дополнительным формующим элементом для формования выступа ригеля, причем дополнительный формующий элемент выполнен, например, в виде натягиваемой гибкой продольной ленты, предпочтительно металлической, или из твердеющего материала с армированием, или в виде системы жестких или полужестких элементов.
Каждый наружный борт может быть присоединен к поддону посредством дискретно расположенных по длине борта узлов двух типов, при этом узлы первого типа выполнены обеспечивающими распалубку с возвратно-поступательными и поворотными перемещениями борта и фиксацию борта в рабочем положении, а узлы второго типа - обеспечивающими фиксацию борта в рабочем положении и возможность поворотных и возвратно-поступательных перемещений борта, причем узлы обоих типов расположены с чередованием по длине борта, например, каждый узел первого типа установлен по длине борта не менее чем через два узла второго типа, предпочтительно каждый узел первого типа установлен по длине борта через три или более узлов второго типа, при этом каждый узел первого типа состоит из пары жестко присоединенных к борту одними концами кронштейнов с установленной на них съемной упорной пластиной, другие концы которых выполнены с отверстиями под фиксирующий палец, объемлющей эти концы кронштейнов поворотной вилки с винтом открывания - закрывания борта, свободные концы которой разъемно присоединены к закрепленным на борте проушинам, и автономного кронштейна, взаимодействующего одним, имеющим зажимной винт, концом с упорной пластиной, размещенного этим концом между кронштейнами, жестко присоединенными к борту, причем другой конец автономного кронштейна подвижно заведен в закрепленные на поддоне снизу спаренные поперечные элементы жесткости, выполненные в виде направляющих с отверстиями, а каждый узел второго типа состоит из пары жестко присоединенных к борту одними концами кронштейнов с установленной на них съемной упорной пластиной, другие концы которых выполнены с отверстиями под фиксирующий палец, и автономного кронштейна, взаимодействующего одним, имеющим зажимной винт, концом с упорной пластиной и размещенного этим концом между кронштейнами, жестко присоединенными к борту, причем другой конец автономного кронштейна подвижно заведен в закрепленные на поддоне снизу спаренные поперечные элементы жесткости, выполненные в виде направляющих с отверстиями.
Конец автономного кронштейна, заведенный в направляющие, может быть снабжен последовательно расположенными по его длине не менее чем двумя одинарными или спаренными роликами, внешние из которых относительно борта закреплены на втулке с осевым отверстием, через которое пропущен фиксирующий палец, выступающими концами съемно закрепленный в соосных отверстиях, выполненных в направляющих, и пропущенный через отверстия в нижней части кронштейнов, жестко связанных с бортом, с образованием системы фиксации промежуточных положений борта.
Отверстие в нижней части каждого кронштейна, жестко связанного с бортом, может быть выполнено удлиненным и расположено с ориентацией большей его оси под углом к формующей поверхности поддона, отличным от 90°.
Наружный борт может быть выполнен по длине составным из секций и снабжен с внешней стороны элементами жесткости, а с внутренней стороны вдоль верхней и нижней кромок - скошенными фаскообразователями, причем угол скоса, по крайней мере, нижнего фаскообразователя выполнен не меньшим угла наклона к формующей поверхности поддона большей оси удлиненного отверстия в нижней части кронштейнов, жестко связанных с бортом.
По крайней мере, часть диафрагм может быть выполнена в виде заслонок из конструкционного материала, например металла, или металлопласта, или пластика, и имеет прорези, которые заполнены легкоразрушаемым материалом.
При использовании опалубки для изготовления ригелей, по крайней мере, часть диафрагм может быть выполнена в виде вкладышей из легкоразрушаемого материала, например пенополистирола или гипсоопилочной смеси, образующих в бетонируемых ригелях гнезда на опорных и приопорных участках для сопряжения с колоннами.
Опалубка может содержать устройство для прогрева бетонной смеси предпочтительно в виде системы форсунок или перфорированного паропровода, расположенных под поддоном и соединенных с источником подачи острого пара через распределительное автоматическое устройство, и изотермического чехла с устройством его разматывания с барабана и сматывания на барабан, причем чехол выполнен шириной и длиной, обеспечивающими полное укрытие по длине и ширине технологической линии, и заведен продольными кромками в лотки конденсатосборника, образованные в полу по обеим продольным сторонам технологической линии за ее пределами.
Поддон может быть выполнен по длине составным из секций.
Каждая из секций поддона может состоять из жесткого каркаса, расположенного по контуру секции с продольными и поперечными элементами жесткости, и листа, расположенного на каркасе, причем секции каркаса соединены между собой стяжными элементами, расположенными по продольным граням каркаса, а листы всех секций жестко соединены между собой предпочтительно сплошными сварными швами, при этом опоры, к которым поддон прикреплен жестко, расположены на одной поперечной оси.
Каждый поперечный элемент жесткости поддона может быть выполнен из спаренных, образующих направляющие, протяженных прокатных, или гнутых, или сварных профильных элементов, предпочтительно швеллеров, которые объединены понизу пластинами или плитами для опирания на неподвижные опоры с возможностью проскальзывания.
Каждая опора, на которую поддон оперт с возможностью проскальзывания, может быть выполнена с установленной на фундаменте опорной частью, состоящей из направляющей плиты, жестко прикрепленной к ней снизу втулки с наружной резьбовой поверхностью, и расположенных под ней верхней и нижней кольцевых опорных плит, причем верхняя опорная плита выполнена с внутренней резьбовой поверхностью, взаимодействующей с наружной резьбовой поверхностью втулки, и наружной боковой цилиндрической в верхней части, имеющей глухие горизонтальные гнезда под ключ, поверхностью, сопряженной с нижней частью ее поверхности, выполненной в виде выпуклого участка сферы, а нижняя опорная плита выполнена с цилиндрической боковой поверхностью и углублением в верхней части стенок также в виде участка сферы, в котором свободно установлен сферический нижний участок верхней опорной плиты.
В вышеописанной опалубке в любом варианте ее выполнения изготавливают ригель из твердеющего материала с армированием, преимущественно из железобетона, который является вторым объектом изобретения.
Ригель может быть изготовлен из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием арматурой, предпочтительно в виде отдельного для каждого ригеля каркаса или с армированием напрягаемой в виде пучков, или прядей, или стержней и ненапрягаемой арматурой предпочтительно в виде поперечных гнутых каркасов сварных и/или вязаных и/или в виде отдельных стержней, закладными деталями с гнездами на опорных и приопорных участках для сопряжения с колоннами здания, сооружения и с монтажными петлями, при этом ригель выполнен длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечного сечения с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Ригель может быть изготовлен высотой, составляющей часть проектной его высоты, и с выпусками арматуры на верхней поверхности, которые изготовлены длиной, вписанной в проектный высотный и объемный габарит ригеля для последующего омоноличивания с наращиванием высоты ригеля до полных проектных размеров при монтаже здания, сооружения, причем выпуски арматуры, по крайней мере, в средней по длине части ригеля изготовлены П-образными.
Ригель может быть выполнен с односторонним продольным выступом на верхней поверхности, наружная грань которого является продолжением наружной грани ригеля, причем выступ изготовлен в процессе изготовления ригеля.
В вышеописанной опалубке изготавливают балку из твердеющего материала с армированием, преимущественно железобетона, которая является третьим объектом изобретения.
Балка может быть выполнена из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием арматурой, предпочтительно в виде отдельного для каждой балки каркаса или с армированием напрягаемой в виде пучков, или прядей, или стержней и ненапрягаемой арматурой предпочтительно в виде поперечных гнутых каркасов сварных и/или вязаных и/или в виде отдельных стержней, закладными деталями и монтажными петлями на верхней поверхности, длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечного сечения с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Также в описанной опалубке изготавливают колонну из твердеющего материала с армированием, преимущественно железобетона, являющуюся четвертым объектом изобретения.
Колонна может быть выполнена из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием рабочей и распределительной арматурой, предпочтительно в виде каркасов или блоков каркасов, в том числе сварных и/или вязаных, а также с монтажной петлей на верхнем торце, выпусками арматуры на одном, предпочтительно нижнем, торце и/или каналами под выпуски арматуры на другом, предпочтительно верхнем торце, или с плоским нижним торцом, предпочтительно верхнем, торце, или с плоским нижним торцом, предназначенным для установки в стакан фундамента, при этом колонна выполнена длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечных сечений с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Также колонна может быть выполнена в виде колонны для сборно-монолитного домостроения, в том числе для образования сборно-монолитного каркаса здания, сооружения, и выполнена длиной, превышающей высоту, по крайней мере, одного этажа здания, сооружения с, по крайней мере, одним промежуточным по длине технологически незабетонированным участком в зоне расположения перекрытия и обеспечением возможности расположения ее торцов вне зоны расположения, по крайней мере, междуэтажных перекрытий.
При этом колонна может быть снабжена на технологически незабетонированных участках дополнительными раскосными усиливающими элементами, выполненными предпочтительно из арматурных стержней.
Колонна может быть выполнена из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием рабочей и распределительной арматурой, предпочтительно в виде каркасов или блоков каркасов, в том числе сварных и/или вязаных, а также с монтажной петлей на верхнем торце, выпусками арматуры на одном, предпочтительно нижнем, торце и/или каналами под выпусками арматуры на другом, предпочтительно верхнем, торце, или с плоским нижним торцом, предназначенным для установки в стакан фундамента, при этом колонна выполнена длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечного сечения с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью существенных признаков в части всех объектов, состоит в сокращении трудо- и материалозатрат и обеспечении возможности проведения работ при любых погодных условиях, преимущественно в регионах, относящихся к суровым климатическим зонам с низкими отрицательными температурами в зимнее время, при одновременном уменьшении сроков производства работ, получении надежной конструкции с улучшенными технологическими характеристиками и повышенным качеством, причем возможно получение одновременно нескольких изделий различных типоразмеров, в том числе длинномерных.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен фрагмент технологической линии в плане;
на фиг.2 - то же, разрез по А-А на фиг.1;
на фиг.3 - то же, вид сбоку на наружный борт;
на фиг.4 - поддон, вид сбоку;
на фиг.5 - то же, вид в плане;
на фиг.6 - то же, вид с торца;
на фиг.7 - наружный борт, вид сверху;
на фиг.8 - то же, разрез по В-В на фиг.7;
на фиг.9 - то же, разрез по С-С на фиг.7;
на фиг.10 - вид на узел первого типа поперек технологической линии;
на фиг.11 - центральный борт, вид поперек технологической линии;
на фиг.12 - то же, вид сбоку с частичными вырезами;
на фиг.13 - элемент наращивания наружного борта, вид со стороны крепления к наружному борту;
на фиг.14 - то же, вид сбоку;
на фиг.15 - то же, вид поперек технологической линии с частичными вырезами;
на фиг.16 - элемент наращивания в виде продольного листа высотой, равной суммарной высоте борта и высоте наращивания;
на фиг.17 - вид с торца на технологическую линию с бетоноукладчиком;
на фиг.18 - автономный кронштейн с роликами, вид сбоку;
на фиг.19 - то же, вид в плане;
на фиг.20 - закрепленная к проушинам наружного борта поворотная вилка, вид в плане;
на фиг.21 - фиксирующий палец;
на фиг.22 - фрагмент устройства для укладки изотермического чехла, вид с торца технологической линии;
на фиг.23 - то же, вид сбоку;
на фиг.24 - направляющая плита опоры со втулкой;
на фиг.25 - то же, разрез по D-D на фиг.24;
на фиг.26 - опора, вид сбоку с частичным разрезом;
на фиг.27 - ригель, вид сбоку;
на фиг.28 - то же, вид по Е-Е на фиг.27;
на фиг.29 - то же, вид в плане;
на фиг.30 - ригель с выпусками арматуры, вид сбоку;
на фиг.31 - то же, вид по F-F на фиг.30;
на фиг.32 - то же, вид в плане;
на фиг.33 - ригель с выступом, вид сбоку;
на фиг.34 - то же, вид по G-G на фиг.33;
на фиг.35 - то же, вид в плане;
на фиг.36 - балка, вид сбоку;
на фиг.37 - то же, вид по J-J на фиг.42;
на фиг.38 - то же, вид в плане;
на фиг.39 - колонна, вид сбоку;
на фиг.40 - колонна с промежуточными по длине технологически незабетонированными участками;
на фиг.41 - фрагмент ригеля с арматурным каркасом, вид вдоль технологической линии.
Опалубка 1 для изготовления протяженных строительных конструкций, преимущественно ригелей 2, балок 3, колонн 4, выполнена в виде поддона 5 и бортов 6, 7, 8, объединенных в единую ручьевую систему с образованием не менее чем двух смежных протяженных продольных формующих полостей 9 под соответствующие предпочтительно одновременно изготавливаемые протяженные строительные конструкции из твердеющего материала с армированием, преимущественно железобетона, причем смежные формующие полости 9 разделены общим для них центральным продольным бортом 8 с двумя формующими поверхностями 10, 11, фиксированно размещенным на поддоне 6, а продольные наружные борта 7 выполнены высотой меньшей высоты центрального борта 8 с возможностью наращивания их по высоте до высоты, равной высоте центрального борта 8, откидными и установлены вдоль его внешних продольных граней с возможностью возвратных перемещений каждого из них по ширине поддона 6 и изменения рабочей ширины каждой формующей полости 9 в интервале от максимальной до составляющей не менее 0,3 ее максимальной величины и фиксации в требуемых, в том числе промежуточных по ширине поддона 6, положениях, причем поддон 6 установлен на дискретных опорах 12 с возможностью юстировки высотного положения поддона 6 на опорах 12 с фиксацией, по крайней мере, от продольных перемещений в центральной по длине части и возможностью на остальной части длины направленного проскальзывания в обе стороны от центральной части, по крайней мере, по длине при температурных деформациях, при этом опалубка 1 содержит комплект устанавливаемых перед бетонированием поперечных концевых 13 и промежуточных 14 по длине технологической линии формующих отсекательных инвентарных диафрагм разных типоразмеров, соответствующих типоразмерам поперечного сечения изготавливаемых протяженных строительных конструкций - ригелей 2, балок 3, колонн 4.
По крайней мере, наружные борта 7 опалубки 1 выполнены с возможностью их съема и замены на борта 7 различной высоты и/или конфигурации формующей поверхности.
Центральный борт 8 выполнен в виде протяженного полого элемента с дискретно расположенными с жестким креплением в верхней и нижней частях его полости 15 горизонтальными ребрами жесткости 16, 17, причем ребра жесткости 16 в верхней части полости 15 элемента расположены со смещением относительно ребер жесткости 17, расположенных в нижней части полости 15, которые выполнены со сквозными отверстиями 18 под крепежные детали 19, которые монтированы в установленных на поддоне 6 и жестко прикрепленных к нему опорных элементах 20, причем крепежные детали 19 выполнены с фиксирующими головками 21 под накидной инвентарный ключ (не показано), заводимый в полость 15 элемента, который снабжен верхней съемной защитной крышкой 22, предпочтительно с верхней выпуклой криволинейной поверхностью.
Опалубка 1 при использовании для изготовления ригелей 2 может быть снабжена, по крайней мере, одним дополнительным формующим элементом (на чертежах не показано) для формования выступа 23 ригеля 2, причем дополнительный формующий элемент выполнен, например, в виде натягиваемой гибкой продольной ленты, предпочтительно металлической, или из твердеющего материала с армированием, или в виде системы жестких или полужестких элементов (на чертежах не показано).
Каждый наружный борт 7 присоединен к поддону 6 посредством дискретно расположенных по длине борта узлов двух типов 24 и 25, при этом узлы 24 первого типа выполнены обеспечивающими распалубку с возвратно-поступательными и поворотными перемещениями борта 7 и фиксацию борта 7 в рабочем положении, а узлы 25 второго типа - обеспечивающими фиксацию борта 7 в рабочем положении и возможность поворотных и возвратно-поступательных перемещений борта 7, причем узлы 24 и 25 обоих типов расположены с чередованием по длине борта 7, например, каждый узел 24 первого типа установлен по длине борта 7 не менее чем через два узла 25 второго типа, предпочтительно каждый узел 24 первого типа установлен по длине борта 7 через три или более узлов 25 второго типа.
Каждый узел 24 первого типа состоит из пары жестко присоединенных к борту 7 одними концами 26 кронштейнов 27 с установленной на них съемной упорной пластиной 28, другие концы 29 которых выполнены с отверстиями 30 под фиксирующий палец 31, объемлющей эти концы 26 кронштейнов 27 поворотной вилки 32 с винтом 33 открывания - закрывания борта 7, свободные концы 34 которой разъемно присоединены к закрепленным на борте 7 проушинам 35, и автономного кронштейна 36, взаимодействующего одним, имеющим зажимной винт 37, концом 38 с упорной пластиной 28, размещенного этим концом 38 между кронштейнами 27, жестко присоединенными к борту 7, причем другой конец 39 автономного кронштейна 36 подвижно заведен в закрепленные на поддоне 6 снизу спаренные поперечные элементы жесткости, выполненные в виде направляющих 40 с отверстиями 41, а каждый узел 25 второго типа состоит из пары жестко присоединенных к борту 7 одними концами 26 кронштейнов 27 с установленной на них съемной упорной пластиной 28, другие концы 29 которых выполнены с отверстиями 30 под фиксирующий палец 31, и автономного кронштейна 36, взаимодействующего одним, имеющим зажимной винт 37, концом 38 с упорной пластиной 28 и размещенного этим концом 38 между кронштейнами 27, жестко присоединенными к борту 7, причем другой конец 39 автономного кронштейна 36 подвижно заведен в закрепленные на поддоне 6 снизу спаренные поперечные элементы жесткости, выполненные в виде направляющих 40 с отверстиями 41.
Конец 39 автономного кронштейна 36, заведенный в направляющие 40, снабжен последовательно расположенными по его длине не менее чем двумя одинарными или спаренными роликами 42, 43, внешние 42 из которых относительно борта 7 закреплены на втулке 44 с осевым отверстием 45, через которое пропущен фиксирующий палец 31, выступающими концами съемно закрепленный в соосных отверстиях 41, выполненных в направляющих 40, и пропущенный через отверстия 30 в нижней части кронштейнов 27, жестко связанных с бортом 7, с образованием системы фиксации промежуточных положений борта 7.
Отверстие 30 в нижней части каждого кронштейна 27, жестко связанного с бортом 7, выполнено удлиненным и расположено с ориентацией большей его оси под углом к формующей поверхности поддона 6, отличным от 90°.
Наружный борт 7 выполнен по длине составным из секций 46 и снабжен с внешней стороны элементами жесткости 47, а с внутренней стороны вдоль верхней и нижней кромок - скошенными фаскообразователями 48, причем угол скоса, по крайней мере, нижнего фаскообразователя выполнен не меньшим угла наклона к формующей поверхности поддона 6 большей оси удлиненного отверстия 30 в нижней части кронштейнов 27, жестко связанных с бортом 7.
По крайней мере, часть диафрагм 14 выполнена в виде заслонок из конструкционного материала, например металла, или металлопласта, или пластика, и имеет прорези 49, которые заполнены легкоразрушаемым материалом (на чертежах не показано).
По крайней мере, часть диафрагм может быть выполнена в виде вкладышей (не показано) из легкоразрушаемого материала, например пенополистирола или гипсоопилочной смеси, образующих в бетонируемых ригелях 2 гнезда 50 на опорных и приопорных участках 51 для сопряжения с колоннами (на чертежах не показано).
Опалубка содержит устройство (на чертежах не показано) для прогрева бетонной смеси предпочтительно в виде системы форсунок (не показано) или перфорированного паропровода (не показан), расположенных под поддоном 6 и соединенных с источником подачи острого пара (не показано) через распределительное автоматическое устройство (не показано), и изотермического чехла (на чертежах не показано) с устройством 52 его разматывания с барабана 53 и сматывания на барабан 53, причем чехол (не показан) выполнен шириной и длиной, обеспечивающими полное укрытие по длине и ширине технологической линии, и заведен продольными кромками (на чертежах не показано) в лотки конденсатосборника (на чертежах не показан), образованные в полу по обеим продольным сторонам технологической линии за ее пределами.
Поддон 6 выполнен по длине составным из секций 54, каждая из которых состоит из жесткого каркаса 55, расположенного по контуру секции 54 с продольными 56 и поперечными 57 элементами жесткости, и листа 58, расположенного на каркасе 55, причем секции 54 каркаса 55 соединены между собой стяжными элементами 59, расположенными по продольным граням 60 каркаса 55, а листы 58 всех секций 54 жестко соединены между собой предпочтительно сплошными сварными швами, при этом опоры 12, к которым поддон 6 прикреплен жестко, расположены на одной поперечной оси.
По крайней мере, часть поперечных элементов 57 жесткости поддона 6 выполнены из спаренных, образующих направляющие 40, протяженных прокатных, или гнутых, или сварных профильных элементов, предпочтительно швеллеров, которые объединены понизу пластинами или плитами 61 для опирания на неподвижные опоры 12 с возможностью проскальзывания.
Каждая опора 12, на которую поддон 6 оперт с возможностью проскальзывания, выполнена с установленной на фундаменте 62 опорной частью 63, состоящей из направляющей плиты 64, жестко прикрепленной к ней снизу втулки 65 с наружной резьбовой поверхностью 66, и расположенных под ней верхней 67 и нижней 68 кольцевых опорных плит. Причем верхняя опорная плита 67 выполнена с внутренней резьбовой поверхностью 69, взаимодействующей с наружной резьбовой поверхностью 69 втулки 68, и наружной боковой цилиндрической 70 в верхней части, имеющей глухие горизонтальные гнезда 71 под ключ (не показано), поверхностью, сопряженной с нижней частью ее поверхности, выполненной в виде выпуклого участка сферы 72. Нижняя опорная плита 68 выполнена с цилиндрической боковой поверхностью 73 и углублением 74 в верхней части стенок также в виде участка сферы, в котором свободно установлен сферический нижний участок 72 верхней опорной плиты 67.
Наружный борт 7 выполнен в виде продольного листа 75, образующего его формующую поверхность 76, и присоединенного к нему снаружи продольного элемента жесткости 47, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей, а элемент наращивания 77 также выполнен в виде продольного листа 78 высотой, равной высоте наращивания, образующего формующую поверхность 79 в зоне наращивания, и присоединенного к нему снаружи продольного элемента жесткости 47, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей, причем элемент наращивания 77 установлен на наружный борт 7 и объединен с ним наружными дискретно расположенными по длине борта 7 объединительными элементами 80.
Или наружный борт 7 выполнен в виде продольного листа 75, образующего его формующую поверхность 76, и присоединенного к нему снаружи продольного элемента жесткости 47, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей, а элемент наращивания 77 выполнен в виде продольного листа 78 высотой, равной суммарной высоте борта 7 и высоте наращивания, образующего формующую поверхность 76 наружного борта, и присоединенного к нему снаружи в верхней части продольного элемента жесткости 79, например, из гнутых, или прокатных, или составных профилей шириной, превышающей ширину элементов жесткости 47 борта 7 на толщину листа, причем элемент наращивания 77 установлен на наружный борт 7 с образованием его продольным листом 78 формующей поверхности 80 борта и объединен с ним наружными дискретно расположенными по длине борта 7 объединительными элементами 81.
В вышеописанной опалубке 1 изготавливают ригель 2 из твердеющего материала с армированием, преимущественно из железобетона.
Ригель 2 изготовлен из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием 82 арматурой, предпочтительно в виде отдельного для каждого ригеля 2 каркаса или с армированием 82 напрягаемой в виде пучков, или прядей, или стержней и ненапрягаемой арматурой предпочтительно в виде поперечных гнутых каркасов сварных и/или вязаных, и/или в виде отдельных стержней, закладными деталями (на чертежах не показано) с гнездами 50 на опорных и приопорных участках 51 для сопряжения с колоннами здания, сооружения (на чертежах не показано) и с монтажными петлями 83. Ригель выполнен длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечного сечения с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Ригель 2 может быть выполнен высотой, составляющей часть проектной его высоты, и с выпусками 84 арматуры на верхней поверхности, которые выполнены длиной, вписанной в проектный высотный и объемный габарит ригеля 2 для последующего омоноличивания с наращиванием высоты ригеля 2 до полных проектных размеров при монтаже здания, сооружения (на чертежах не показано).
Выпуски 84 арматуры, по крайней мере, в средней по длине части ригеля 2 изготовлены П-образными.
Ригель может быть изготовлен с односторонним продольным выступом 23 на верхней поверхности, наружная грань 85 которого является продолжением наружной грани 86 ригеля 2, причем выступ 23 выполнен в процессе изготовления ригеля 2.
В опалубке изготавливают также балку 3 из твердеющего материала с армированием, преимущественно железобетона.
Балка 3 выполнена из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием арматурой (на чертежах не показано), предпочтительно в виде отдельного для каждой балки каркаса, или с армированием напрягаемой в виде пучков, или прядей, или стержней и ненапрягаемой арматурой предпочтительно в виде поперечных гнутых каркасов сварных и/или вязаных, и/или в виде отдельных стержней, закладными деталями (не показано) и монтажными петлями 87 на верхней поверхности, длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечного сечения с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Также в описанной опалубке изготавливают колонну 4 из твердеющего материала с армированием, преимущественно железобетона.
Колонна 4 выполнена из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием (на чертежах не показано) рабочей и распределительной арматурой, предпочтительно в виде каркасов или блоков каркасов, в том числе сварных и/или вязаных, а также с монтажной петлей 88 на верхнем торце, выпусками арматуры 89 на одном предпочтительно нижнем торце 90 и/или каналами 91 под выпуски 89 арматуры на другом, предпочтительно верхнем, торце 92, или с плоским нижним торцом (на чертежах не показано), предназначенным для установки в стакан фундамента (на чертежах не показано), при этом колонна выполнена длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечных сечений с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
В описанной опалубке также изготавливают колонну 4 для сборно-монолитного домостроения, в том числе для образования сборно-монолитного каркаса здания, сооружения.
Колонна 4 выполнена длиной, превышающей высоту, по крайней мере, одного этажа здания, сооружения (на чертежах не показано), с, по крайней мере, одним промежуточным по длине технологически незабетонированным участком 93 в зоне расположения перекрытия, и обеспечением возможности расположения ее торцов 90, 92 вне зоны расположения, по крайней мере, междуэтажных перекрытий (на чертежах не показано).
Колонна 4 снабжена на технологически незабетонированных участках 93 дополнительными раскосными усиливающими элементами 94, выполненными предпочтительно из арматурных стержней.
Колонна 4 выполнена из бетона предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием рабочей и распределительной арматурой (на чертежах не показано), предпочтительно в виде каркасов или блоков каркасов, в том числе сварных и/или вязаных, а также с монтажной петлей 88 на верхнем торце, выпусками 89 арматуры на одном, предпочтительно нижнем, торце 90 и/или каналами 91 под выпусками 89 арматуры на другом, предпочтительно верхнем, торце 92, или с плоским нижним торцом (на чертежах не показано), предназначенным для установки в стакан фундамента (не показано), при этом колонна 4 выполнена длиной l от 3 до 24 м и размерами поперечного сечения с независимым модульным шагом изменения каждого параметра в интервале от 15 до 90 см.
Изобретение относится к области строительства, а именно к опалубкам для изготовления ригелей, балок, колонн и конструкциям самих ригелей, балок, колонн, и может быть использовано при возведении жилых, общественных и административных зданий и сооружений, а также при их восстановлении или реконструкции. Опалубка для изготовления протяженных строительных конструкций, преимущественно ригелей, балок, колонн, выполнена в виде поддона и бортов, объединенных в единую ручьевую систему с образованием не менее чем двух смежных протяженных продольных формующих полостей под соответствующие предпочтительно одновременно изготавливаемые протяженные строительные конструкции из твердеющего материала с армированием, преимущественно железобетона. Смежные формующие полости разделены общим для них центральным продольным бортом с двумя формующими поверхностями, фиксированно размещенным на поддоне. Продольные наружные борта выполнены высотой меньшей высоты центрального борта с возможностью наращивания их по высоте до высоты, равной высоте центрального борта, откидными и установлены вдоль его внешних продольных граней с возможностью возвратных перемещений каждого из них по ширине поддона и изменения рабочей ширины каждой формующей полости в интервале от максимальной до составляющей не менее 0,3 ее максимальной величины и фиксации в требуемых, в том числе промежуточных по ширине поддона, положениях. Поддон установлен на дискретных опорах с возможностью юстировки высотного положения поддона на опорах с фиксацией, по крайней мере, от продольных перемещений в центральной по длине части и возможностью на остальной части длины направленного проскальзывания в обе стороны от центральной части, по крайней мере, по длине при температурных деформациях. При этом опалубка содержит комплект устанавливаемых перед бетонированием поперечных концевых и промежуточных по длине технологической линии формующих отсекательных инвентарных диафрагм разных типоразмеров, соответствующих типоразмерам поперечного сечения изготавливаемых протяженных строительных конструкций. В описанной опалубке изготавливают ригель, балку и колонну, являющиеся самостоятельными объектами изобретения. Технический результат изобретения заключается в сокращении трудо- и материалозатрат и обеспечении возможности проведения работ при любых погодных условиях, преимущественно в регионах, относящихся к суровым климатическим зонам с низкими отрицательными температурами в зимнее время, при одновременном уменьшении сроков производства работ, получении надежной конструкции с улучшенными технологическими характеристиками и повышенным качеством, причем возможно получение одновременно нескольких изделий различных типоразмеров, в том числе длинномерных. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 41 ил.
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БЕТОНОВ, ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ | 1996 |
|
RU2107784C1 |
Форма для изготовления изделий из бетонных смесей | 1986 |
|
SU1362624A1 |
Установка для изготовления предварительно напряженных бетонных элементов на стенде | 1973 |
|
SU741786A3 |
Кассетная форма для изготовления изделий из бетонных смесей | 1991 |
|
SU1812108A1 |
Форма для изготовления железобетонныхиздЕлий | 1978 |
|
SU804445A1 |
Многоместная форма для изготовления изделий из строительной смеси | 1990 |
|
SU1726262A1 |
Авторы
Даты
2007-08-20—Публикация
2005-05-31—Подача