Изобретение относится к транспортному ма иипостроению и может быть использовуно в тракторах промышленного назначения, преимущественно с трансмиссиями, имеющими бортовые коробки нередач с механизмами реверса на выходном валу.
Известна трансмиссия, включающая коробку нередач, связанную с двумя бортовыми вальными механизмами реверса, снабженная бустерами фрикционов передач и реверса и гидравлической системой управления 1.
Трансмиссия проста, но ограничивает маневренность трактора, так как возможны только повороты вперед и назад при одной заторможенной гусенице или поворот при встречном движении гусениц на одноименной передаче.
Известна также трансмиссия гусеничного транспорного средства двухдиапазонная, четырехскоростная, содержащая демультипликатор и две двухскоростные бортовые коробки передач с вальными механизмами реверса, связанными с ведущим валом, сиабженная бустерами фрикционов передач и реверса и гидравлической системой управления 2.
Трактор с такой трансмиссией имеет хорощую маневренность, так как обеспечивает поворот вперед и назад при одной заторможенной гусенице, поворот при встречном движении гусениц на любой передаче каждого борта в одном диапазоне скоростей.
Однако для смены диапазонов скорос тей демультипликатором требуется остановка трактора, кроме того, трансмиссия имеет повыщенную металлоемкость и пони кенный КПД за счет большого количества зубчатых зацеплений в коробке с вальным механизмом реверса.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является трансмиссия гусеничного транспортного средства, содержащая ступенчатую коробку передач с гпдроподжимными фрикционными муфтами переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми механизмами реверса с гидроподжимными фрикционными муфтами, стояночные тормоза смеханическим нриводом и систему управления, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, вход которого связан с гидробаком, а выход - с входом гидрораспределителя остановки, выход которого связан гидролинией с входом гидрораспределителя реверса, гидрораспределитель переключепия. передач, выходы которого гидролиниями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, переключения передач связаны с гидробаком 3.
Трансмиссия обеспечивает высокую маневрен)1ость трактора при безостановочном переключении любой 1Гередачи на каждом борту. Кроме того, в результате применения планетарного механизма реверса с меныним числом зубчатых заценлений на переднем ходу трансмиссия имеет меньшую металлоемкость и более высокий КПД при движении вперед.
Однако недостатком трансмиссии является ее достаточно высокая металлоемкость и сложность конструкции, обусловленная наличием остановочных тормозов с гидравлическим управлением.
Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение металлоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что в трансмиссии гусеничного транспортного средства, содержащей ступенчатую коробку передач с гидроноджнмными фрикционными муфтами переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми механизмами реверса с гидроподжимными фрикционными муфтами, стояночные тормоза с механическим приводом и систему управления, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, вход которого связан с гидробаком, а выход - с первым входом гидрораснределителя остановки, выход которого связан гидролинней с первым входом гндрораспределителя реверса, гидрорасп 5еделитель переключения передач, выходы которого гидролиннями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, переключения передач связаны с гидробаком, выход источника давления рабочей жидкости связан гидролинней с вторым входом гидрораспределителя реверса, бустеры реверса и вход гидрораспределителя переключения передач связаны соответственно с выходами гидрораспределителя остановки, второй и третий входы которого связаны гндролнниями с источником давления рабочей жидкости и г третьим входом гидрораспределителя реверса.
На чертеже изображена гндрокинематическая схема одного борта (другой идентичен) трансмиссии гусеничного транспортного средства.
Трансмиссия содержит бортовую коробку 1 передач, планетарный механизм 2 реверса, включающий в себя фрикционную муфту 3 переднего хода и тормоз 4 реверса, стояночный тормоз 5 с механическим приводом, установленные на выходном валу б, насос питания 7 гидравлической системы управления, гидрораспределитель 8 реверса, гидрораспределитель 9 остановки и поворота, гидрораспределитель 10 передач, бустера 11 и 12 фрикционов механизма реверса, бустера 13 фрикционов передач, гидролинии 14, связывающие бустера 13 фрикционов передач с гидрораспределителем 10 передач, гидролинии 15 и 16, связывающие бустера 11 н 12 фрикционов механизма реверса с гидрораспределителем остановки и поворота 9, гидролинию 17, связываютую гидрораспределитель 10 передач с гндрораспределителем 9 остановки и поворота, гидролинии 18 и 19, связывающие гидрораспределитель 9 остановки и поворота с гидрораспределителем 8 реверса, гидролинии 20-23, связывающие гидрораспределитель 8 реверса и гидрораспределитель 9 остановки и поворота с насосом 7 питания. Через редукционный клапан 24 и радиатор 25 с предохранительным клапаном 26 масло поступает в систему смазки трансмиссии (не показана). Масло от насоса 7 питания в систему управления и систему смазки поступает из бака 27 через фильтр 28. Трансмиссия работает следующим образом. В исходном положении, когда трактор стоит, гидрораспределители находятся в позиции 1. Рабочая жидкость от насоса 7 питания через фильтр 28 и гидролинии 23 и 22 направляется в полость гидрораспределителя о реверса, одновременно жидкость по гидролиниям 20 и 21 направляется в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота, а от него по гидролинии 17в гидрораспределитель 10 передач. Подвод жидкости к бустерам 11 -13 закрыт и рабочая жидкость, преодолевая усилие пружины редукционного клапана 24, через радиатор 25 поступает в систему смазки. При повыщении давления жидкости (например, при работе на непрогретом масле) часть ее сливается через предохранительный клапан 26 в бак 27. Для осуществления движения трактора вперед на обоих бортах устанавливают гидрораспределитель 8 реверса в позицию И, а гидрораспределитель 10 передач - в одно из положений II - 1У. Рабочая жидкость по гидролинии 23 и 22 поступает в полость гидрораспределителя 8 реверса, откуда по гидролинии 18 поступает в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота и по гидролинии 16 - в бустер 11 фрикционной муфты 3 переднего хода. 1J Одновременно рабочая жидкость по гидролинии 21 поступает в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота и по гидролинии 17 - в гидрораспределитель 10 передач, откуда в зависимости от переключения гидрораспределителя передач во 1I-1V, позиции, соответствующее 1-III передачам, поступает в один из бустеров 13 фрикционов передач по гидролинии 14. В результате этого включаются фрикционная муфта 3 переднего хода и один из фрикционов передач. Осуществляется движение трактора вперед на выбранной передаче. Для осуществления движения трактора назад гидрораспредел№гель 8 реверса на обеих бортах устанавливают в позицию 111. при этом гидрораспределитель 9 остановки и поворота и гидрораспределитель 10 передач Эйчимают те же позиции, что и при движении вперед. Рабочая жидкость по шдролиниям 23 и 22 направляются в полость гидрораспределителя 8 реверса, откуда по гидролинии 19 - в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота и затем по гидролинии 15 - в бустер 12 тормоза 4 реверса. Одновременно рабочая жидкость из бустера 11 фрикционной муфты 3 переднего хода через гидролинию 16. гидрорас пределитель 9 остановки и поворота, гидролииию 18, гидрораспределитель 8 реверса направляется на слив в бак 27. В результате этого включается тормоз 4 реверса и отключается муфта 3 переднего хода, и мащина движется назад. При осуществлении поворота гидрораспределитель 9 остановки и поворота одного борта под действием управляющего усилия (например, от педали) перемещается в позицию И, при этом бустер 13 включенной передачи через гидролинию 1,гидрораспределитель 10, передач гидролинию 17. и гидрораспределитель 9 остановки и поворота сообщается со сливом. В резу,{1ьтате этого фрикционы передач отключаются. Одновременно рабочая жидкость по гидро-1инням 23 и 20 через гидрораспределитель 9 остановки и поворота, гидролиниям 15 и 16 подводится к бустерам 11 и 12 механизма 2 реверса одного борта, что приводит к включению фрикционной муфты 3 переднего хода и тормоза 4 реверса. Планетарный ряд механизма реверса одного борта блокируется, выходной вал 6 тормозится и мащина осуществляет поворот. Для остановки мащины необходимо установить гидрораспределители 9 остановки и поворота в позицию П на обоих бортах, осуществления движения после остановки снимается усилие с гидрораспределителя 9 остановки и поворота, при этом под воздействием пружины гидрораспределитель занимает позицию I, и положение си -«1 иiJClI(ril4t lV,(llVJ jril..l.III,yt f Il)4.llV l lir4 Ч „емы до начала торможения восстанавливается стоянки машины с отключенным двигателем или в случае выхода из строя гидравлической системы управления торможение осуществляется стояночными тормозами 5 с механическим приводом. Использование предлагаемого изобретения позволяет в сравненип с базовой транссмиссией трактора Т-ЗЗО упростить конструкцию трансмиссии и уменьшить металлоемкость путем ликвидации гидропривода остановочного тормоза, при этом исключа- ются- бустера остановочного тормоза и гид- . ролинии к бустерам, так как торможение трактора или одного из его бортов осуществляется одновременным нключеиисм фрикционов механизма реверса.
h&
7
-A -(20 21 / / 27 3 tg a E JT-lllQj - , Q A/ffr/ ltiM- J
fZ
/ / 13 I /
/5
/5
73
DB
eri . U
О О
00
ads
/г
5
a aa
I
т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1983 |
|
SU1081021A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2261815C2 |
Трансмиссия самоходной гусеничной машины | 1984 |
|
SU1273291A1 |
ТРАНСМИССИЯ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2307758C1 |
Трансмиссия трактора | 1990 |
|
SU1740202A1 |
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1785922A1 |
Гидравлическая система управления поворотом гусеничной машины | 1983 |
|
SU1134455A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1539116A1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая ступенчатую коробку передач с гидроподжимными фрикционными муфтами переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми механизмами реверса с гидроподжимными фрикционными муфтами, стояночные тормоза с механическим приводом и систему управления,включающую в себя источник давления рабочей жидкости, вход Которого связан с гидробаком, а выход - с первым входом гидрораспределителя остановки, выход которого связан гидролинией с первым входом гидрораспределителя реверса, гидрораспределитель переключения передач, выходы которого гидролиниями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, переключения передач связаны с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения § металлоемкости, выход источника давления рабочей жидкости связан гидролинией (Л с вторым входом гидрораспределителя реверса, бустеры реверса и вход гидрораспределителя переключения передач связаны , соответственно с выходами гидрораспределителя остановки, второй и третий входы которого связаны гидролиниями с источником давления рабочей жидкости и с третьим входом гидрораспределителя реверса. О5 00 00 ю
4
ntp
TOJ
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Горбунов П | |||
П | |||
и др | |||
Гидромеханические трансмиссии тракторов | |||
М., «Машиностроение, 1966, с | |||
Одноколейная подвесная к козлам дорога | 1919 |
|
SU241A1 |
Шкив для канатной передачи | 1920 |
|
SU109A1 |
Льночесальная машина | 1923 |
|
SU245A1 |
ПО, с | |||
Трансляция, предназначенная для телефонирования быстропеременными токами | 1921 |
|
SU249A1 |
Говорящий кинематограф | 1920 |
|
SU111A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
И., Кавьяров И | |||
С | |||
Трансмиссии современных промышленных тракторов, М., «Машиностроение 1971, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты в сернокислую окись хрома | 1922 |
|
SU1617A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1984-02-28—Публикация
1982-12-29—Подача