СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ Российский патент 2007 года по МПК B23K11/34 

Описание патента на изобретение RU2308362C1

Изобретение относится к области контактной сварки из углеродистых и легированных сталей и может быть использовано при соединении железнодорожных, трамвайных и других рельсов.

Известен способ алюминотермитной сварки рельсов. В основе алюминотермитной сварки лежит химическая реакция, происходящая с большим выделением тепла между основными частями термитной порции (окись железа и высокочистый алюминий тонкого помола) после ее точечного поджига и кислородом. К основным частям добавляются частицы стали, а также легирующие добавки. Основными этапами алюминотермитной сварки являются:

- создание необходимого зазора между торцами рельсов;

- формовка места сварки;

- прогрев свариваемых рельсов;

- заливка термитной стали в форму;

- выдержка термитной стали в форме;

- удаление формы;

- обработка сварного шва;

- шлифовка рельсов в зоне сварки.

Алюминотермитная сварка рельсов применяется для сваривания объемно-закаленных рельсов с рельсами, имеющими поверхностную закалку, или поверхностно закаленных рельсов между собой, а также с термически неупрочненными рельсами. ["Бесстыковой путь" В.Г.Альбрехт, М.П.Виноградов, Н.Б.Зверев и др.; Под ред. В.Г.Альбрехта, А.Я.Когана. - М.: Транспорт, 2000 г., стр.306-307].

Недостатком способа является высокая трудоемкость и относительно низкое качество сварного соединения: показатели прочности и пластичности соединений, выполненных термитной сваркой, ниже по сравнению с электроконтактной.

Известна сварка рельсов в плети для бесстыкового пути с применением контактной сварки. Сущность способа заключается в том, что свариваемые части закрепляют в зажимах сварочной машины, к которым подводится ток из вторичной обмотки трансформатора. Вследствие высокого сопротивления в стыке металл сильно разогревается и становится пластичным. По достижении необходимой температуры ток выключается и свариваемые концы сдавливаются. ["Транспортное материаловедение" Берлин В.И., Захаров Б.В., Мельниченко П.А.; Под ред. Б.В.Захарова, - М.: Транспорт, 1982 г., стр.129].

Недостатком этого способа является то, что образование качественного соединения за счет деформации соединяемых поверхностей с окисными пленками на торцах рельсов, образованными в процессе их механической обработки, крайне затруднено. Разрушение же окисных пленок возможно только при нагреве поверхности торцов до оплавления. При этом при приложении усилия осадки расплавленный металл вытесняется из стыка и образуется грат, удаление которого очень трудоемко.

Известен способ контактной сварки, при котором торцы свариваемых рельсов механически обрабатывают, стыкуют, а затем подвергают контактной сварке и последующей термической обработке на установках. [И.З.Генкин, В.Т.Семенов "Сварка рельсов нового поколения", "Железнодорожный транспорт" №11, 2002 г.].

Недостатком способа является то, что по всему периметру профиля рельса образуется грат, который для обеспечения высокой усталостной прочности рельсов в головке, подошве, шейке после удаления сварочного утолщения с резкой или опалубкой шлифуют по всему периметру крупными и мелкозернистыми камнями.

Техническим результатом является снижение отходов при сварке за счет уменьшения образования грата.

Технический результат достигается тем, что в способе контактной сварки рельсов, заключающемся в механической обработке торцов рельсов, нагреве их, сварке давлением, дополнительно после механической обработки торцов рельсов на них наносят противоокислительную и противообезуглероживающую пленку толщиной от 0,1-0,5 мм.

Пример реализации способа.

Например, сваривают рельсы Р65 из стали М76.

Перед сваркой рельсов соединяемые торцы механически обрабатывают, например, шлифуют, обеспечивая их перпендикулярность осям рельсов. Затем на торцы наносят защитную противоокислительную и противообезуглероживающую пленку, как например суспензия эпоксидной смолы (основа) и 5% мелкодисперного графитного порошка, толщиной от 0,1-0,5 мм. Толщина пленки в указанном диапазоне надежно обеспечивает торцы рельсов от окисления и обезуглероживания.

После этого рельсы сводят, совмещая по периметру, выравнивают по рабочей поверхности катания. Затем торцы рельсов нагревают до температуры сварки согласно инструкции на контактную сварку. Для сварки используют, как например, сварочную головку К584 с модернизированными механическими узлами. При последующем осевом сжатии торцов производят соединение за счет совместной пластической деформации соединяемых поверхностей без окисных пленок. Длительный нагрев до высоких температур, необходимый для разрушения окисных пленок, не требуется. Параметры грата, образованного при сварке рельсов по серийному и заявляемому способам, приведены в таблице 1.

Таблица 1Величина грата, образованного при сварке рельсов Р65, при различных технологиях сварки№ п/пСпособ и толщины противоокислительной и противообезуглероживающей пленки δ ммВеличина гратаТрудоемкость удаления грата, мин1Серийный способ8-1080Заявляемый способ при δ=0,5 мм2-332Заявляемый способ при δ=0,3 мм3-440Заявляемый способ при δ=0,1 мм6-848

Применение противоокислительной и противообезуглероживающей пленки позволит снизить отходы при сварке и образование грата, что позволило на 40-60% снизить трудоемкость последующей технической обработки сварного шва.

Похожие патенты RU2308362C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2009
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Атапин Виталий Владимирович
  • Федорова Оксана Анатольевна
  • Колесников Евгений Игорьевич
  • Малянов Денис Владимирович
RU2423212C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2009
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Атапин Виталий Владимирович
  • Федорова Оксана Анатольевна
  • Колесников Евгений Игорьевич
  • Малянов Денис Владимирович
RU2423213C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2007
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Ситникова Анна Николаевна
  • Жукова Мария Александровна
RU2349433C2
СПОСОБ ТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
RU2757644C1
СПОСОБ СРЕЗАНИЯ ПРИБЫЛЬНОЙ ЧАСТИ СВАРНОГО ШВА 2017
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
  • Лунев Алексей Викторович
RU2664499C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2013
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Ленский Александр Робертович
RU2551751C2
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2022
  • Орлов Сергей Евгеньевич
  • Печенова Татьяна Петровна
RU2777495C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ 2014
  • Антипов Анатолий Дмитриевич
RU2584955C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ 2010
  • Воронин Николай Николаевич
  • Прохоров Николай Николаевич
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Трынкова Ольга Николаевна
  • Кабалина Ольга Владимировна
RU2464141C2
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2010
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Колесников Евгений Игорьевич
  • Атапин Виталий Владимирович
RU2425741C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ

Изобретение может быть использовано при соединении железнодорожных, трамвайных и других рельсов из углеродистых и легированных сталей. Торцы рельсов механически обрабатывают с обеспечением их перпендикулярности осям. Наносят на торцы противоокислительную и противообезуглероживающую пленку толщиной от 0,1 до 0,5 мм. Нагревают и сваривают рельсы давлением. Применение противоокислительной и противообезуглероживающей пленки позволяет уменьшить отходы от образования грата при сварке, а также на 40-60% снизить трудоемкость последующей обработки сварного шва. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 308 362 C1

Способ контактной сварки рельсов, включающий механическую обработку их торцов, нагрев и сварку давлением, отличающийся тем, что механическую обработку проводят с обеспечением перпендикулярности торцов осям рельсов, а затем наносят противоокислительную и противообезуглероживающую пленку толщиной от 0,1 до 0,5 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2308362C1

ГЕНКИН И.З
и др
Сварка рельсов нового поколения
Железнодорожный транспорт, № 11, 2002
Защитное покрытие 1960
  • Береснев А.С.
  • Бешелев С.Д.
  • Ипатова Н.М.
SU141229A1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КРОМОК ДЕТАЛЕЙ ПОД СВАРКУ 1998
  • Казаков Ю.В.
  • Саутов А.В.
RU2137577C1
Состав для защиты металла от окисления при нагреве 1984
  • Шуть Валентин Васильевич
  • Крутиков Анатолий Федорович
  • Крутикова Жанна Петровна
SU1219671A1
Способ подготовки поверхности металлов перед сваркой 1976
  • Замков Вадим Николаевич
  • Сабокарь Владимир Константинович
  • Киреев Леонид Сергеевич
  • Лапченко Сергей Васильевич
SU662615A1
1979
  • Григорян Шаварш Мацакович
  • Явруян Вардан Никогосович
  • Мкртчян Вардан Суренович
SU825197A1

RU 2 308 362 C1

Авторы

Бондаренко Алексей Алексеевич

Маёров Георгий Романович

Кривченко Александр Львович

Маложон Иван Михайлович

Лужин Сергей Владимирович

Даты

2007-10-20Публикация

2006-02-09Подача