Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к блокирующему элементу салазки механизма продольного перемещения сиденья автомобиля.
Из уровня техники известна защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства (аналог - DE 10041605, кл. B60N 2/07, B60N 2/08, B60N 2/06, публ. 31.01.2002 г.), содержащая блокирующий участок и толкатель. Блокирующий участок выполнен плоским в виде пластины и расположен параллельно основанию направляющей и верхнему участку ползуна салазок сиденья. С противоположных сторон в боковых зонах блокирующего участка выполнены П-образные зубья, предназначенные для размещения в боковых отверстиях ползуна и боковых пазах направляющей салазки переднего сиденья с целью препятствовать (блокировать) перемещению ползуна с сиденьем относительно направляющей салазки. Толкатель расположен в зоне блокирующего участка в виде перпендикулярно отогнутого выступа. При намерении пользователя переместить переднее сиденье происходит давлении на толкатель, при этом блокирующий участок защелки, преодолевая сопротивление упругого элемента, а именно цилиндрической пружины, перемещается вниз параллельно основанию направляющей и верхнему участку ползуна. Когда выступы блокирующего участка защелки выйдут из боковых пазов направляющей салазки, пользователь имеет возможность переместить ползун вместе с сиденьем. Применение описанной защелки в салазке механизма продольного перемещения сиденья не позволяет осуществлять сборку промежуточных ее узлов вне сборочной линии конвейера, что ограничивает технологические возможности установки сиденья.
В качестве ближайшего аналога выбрана защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства (DE 20311948, кл. B60N 2/08, публ. 06.11.2003 г.), имеющая сложную пространственную форму и содержащая условно выделенные блокирующий, промежуточный и крепежный участки. Блокирующий участок в поперечном сечении имеет П-образную часть с выступающими в боковые стороны пластинчатыми элементами, содержащими П-образные зубья для размещения в боковых отверстиях ползуна и боковых пазах направляющей салазки с целью препятствовать (блокировать) перемещению ползуна с сиденьем относительно направляющей салазки, жестко крепящейся, в свою очередь, к кузову транспортного средства. Промежуточный участок расположен между блокирующим и крепежным участками и имеет в поперечном сечении переменную форму, включающую в себя Г-образный участок. Крепежный участок выполнен в поперечном сечении Г-образной формы и содержит цилиндрический выступ, выполняющий функцию оси, относительно которой защелка имеет возможность поворачиваться. Также крепежный участок содержит два выступающих вверх элемента с отверстиями для связи с рычажным устройством, приводимым в движение пользователем. Описанная защелка имеет сложную конструкцию и менее технологична при изготовлении и сборке узла в целом. Кроме того, упомянутая защелка спроектирована с учетом постоянной связи с рычажным устройством, что может вызвать разблокировку ползуна салазки механизма продольного перемещения сиденья при неосторожном (нежелательном) воздействии пользователя на рычажное устройство.
Задача изобретения направлена на разработку простой и надежной конструкции защелки, технологичной в изготовлении и сборке с другими элементами салазки механизма продольного перемещения сиденья.
Для решения поставленной задачи защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства выполнена с возможностью поворота вокруг оси и содержит блокирующий участок с зубьями, предназначенными для размещения в боковых отверстиях ползуна салазки и боковых пазах направляющей салазки, крепежный участок, промежуточный участок, расположенный между блокирующим и крепежным участками защелки, причем защелка снабжена толкателем, расположенным в зоне блокирующего участка, промежуточный участок имеет винтовую поверхность, а крепежный участок содержит сквозное отверстие для приема оси и является упором для упругого элемента, поджимающего вверх защелку в штатно собранном положении салазки; блокирующий участок выполнен плоским; блокирующий и крепежный участки защелки расположены, в основном, во взаимно перпендикулярных плоскостях; крепежный участок содержит нижнюю кромочную часть для упора упругого элемента; толкатель представляет собой стержень, установленный в центральной зоне блокирующего участка; толкатель выполнен в виде цилиндрического стержня.
Сущность технического решения поясняется на чертежах,
где на фиг.1 изображен перспективный вид защелки,
на фиг.2 изображен вид сбоку на защелку, установленную на оси и кронштейне,
на фиг.3 изображено продольное сечение салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства в заблокированном положении ползуна,
на фиг.4 изображено сечение А-А фигуры 3,
на фиг.5 изображено продольное сечение салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства в разблокированном положении ползуна.
Защелка 1 салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит блокирующий участок 2, толкатель 3, промежуточный 4 и крепежный 5 участки (см. фиг.1).
Блокирующий участок 2 защелки 1 выполнен плоским и в заблокированном положении сиденья транспортного средства расположен в горизонтальной плоскости. Защелка 1 содержит зубья 6 и 7, выполненные с противоположных сторон блокирующего участка 2 в боковых зонах 8 и 9 соответственно. Преимущественным вариантом является выполнение зубьев 6 и 7 П-образной формы и симметричными относительно продольной оси L блокирующего участка 2. В конкретном примере исполнения защелки 1 в каждой боковой зоне 8 и 9 блокирующего участка 2 выполнено по четыре зуба 6 и 7 соответственно.
Толкатель 3 представляет собой выступающий вверх элемент, расположенный в зоне блокирующего участка 2. Толкатель 3 может быть выполнен за одно целое с блокирующим участком 2 или в виде отдельного элемента, жестко соединенного с блокирующим участком 2 защелки 1. Также толкатель 3 может иметь в поперечном сечении различные формы, например в виде эллипса, или прямоугольника, или трапеции. Преимущественным вариантом является расположение толкателя 3 перпендикулярно плоскости, в которой расположен блокирующий участок 2. В конкретном примере исполнения толкатель 3 представляет собой стержень цилиндрической формы, установленный в центральной зоне 10 блокирующего участка 2 и жестко соединенный с последним, например, способом развальцовки (см. фиг.2).
Промежуточный участок 4 расположен между блокирующим 2 и крепежным 5 участками и имеет винтовую поверхность. В конкретном примере исполнения большая часть промежуточного участка 4 выполнена изогнутой в виде винта.
Крепежный участок 5 расположен противоположно блокирующему участку 2 и выполнен плоским. Преимущественным вариантом исполнения является расположение крепежного участка 5 в вертикальной плоскости. В идеальном варианте исполнения защелки 1 блокирующий 2 и крепежный 5 участки должны быть расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, однако в процессе производства защелки 1 могут иметь место небольшие отклонения, которые не оказывают отрицательного влияния на работоспособность и надежность защелки 1. Крепежный участок 5 содержит сквозное отверстие 11 для приема оси 12, относительно которой защелка 1 имеет возможность поворачиваться. Также крепежный участок 5 является упором для упругого элемента 13, поджимающего защелку 1 вверх в штатно собранном положении салазки механизма продольного перемещения сиденья. В конкретном примере исполнения упругий элемент 13 упирается одним концевым участком 14 в нижнюю кромочную часть 15 крепежного участка 5 защелки 1 (см. фиг.2, 3).
Блокирующий 2, промежуточный 4 и крепежный 5 участки защелки 1 образуют цельную деталь, выполненную из листового металла методом холодной штамповки, с последующим изгибом промежуточного участка 4 на 90 градусов. Защелка 1 может быть изготовлена в условиях массового производства и соединена с другими элементами салазки механизма продольного перемещения сиденья, которые будут описаны ниже.
Защелка 1 посредством оси 12 может быть установлена в кронштейне 16, при этом упругий элемент 13, представляющий собой пластинчатую пружину, располагается также на оси 12 и упирается концевым участком 14 в нижнюю кромочную часть 15 крепежного участка 5 защелки 1, а противоположным концевым участком 17 упирается в кронштейн 16.
Вышеописанный собранный узел может быть установлен в салазке 18 механизма продольного перемещения сиденья, содержащей направляющую 19, жестко крепящуюся, в свою очередь, к полу кузова транспортного средства, и ползун 20, жестко крепящийся, в свою очередь, к сиденью транспортного средства, причем ползун 20 выполнен с возможностью продольного перемещения вдоль направляющей 19. При этом кронштейн 16 жестко соединяется с верхним участком 21 ползуна 20, а толкатель 3 располагается в отверстии 22 упомянутого верхнего участка 21.
В заблокированном положении салазки 18 блокирующий участок 2 защелки 1 занимает горизонтальное положение, при этом зубья 6 и 7 располагаются в боковых отверстиях ползуна 20 и боковых пазах направляющей 19, препятствуя тем самым перемещению ползуна 20 и соответственно сиденья относительно направляющей 19.
В процессе разблокировки салазки 18 пользователь воздействует на рычажное устройство 23, которое оказывает давление на толкатель 3, при этом защелка 1 поворачивается относительно оси 12 и блокирующий участок 2 опускается вниз, принимая наклонное положение (см. фиг.4), при этом зубья 6 и 7 блокирующего участка 2 выходят из боковых пазов направляющей 19. В этом положении пользователь имеет возможность переместить сиденье в продольном направлении.
Сиденье транспортного средства, в частности автомобиля, обычно устанавливается на двух салазках 18, расположенных на расстоянии друг от друга и параллельно друг другу, при этом защелка 1 устанавливается в каждой салазке 18, а рычажное устройство 23 оказывает давление на толкатель 3 каждой защелки 1.
Вышеописанная защелка 1 надежна в эксплуатации, имеет относительно простую конструкцию, технологичную в изготовлении и сборке с элементами ползуна 20 салазки 18.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2309858C1 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2307747C1 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2324608C2 |
ПРОФИЛЬ СЕПАРАТОРА ТЕЛ КАЧЕНИЯ САЛАЗКИ МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2325288C2 |
ОПОРНАЯ ВТУЛКА РЫЧАГА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2333115C1 |
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2327583C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2596009C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2602127C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2596006C1 |
ДОМКРАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2001 |
|
RU2207319C1 |
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к блокирующему элементу салазки механизма продольного перемещения сиденья автомобиля. Защелка салазки механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства выполнена с возможностью поворота вокруг оси и содержит блокирующий участок с зубьями, предназначенными для размещения в боковых отверстиях ползуна салазки и боковых пазах направляющей салазки, крепежный участок, промежуточный участок, расположенный между блокирующим и крепежным участками защелки. Новым является то, что защелка снабжена толкателем, расположенным в зоне блокирующего участка, промежуточный участок имеет винтовую поверхность, а крепежный участок содержит сквозное отверстие для приема оси и является упором для упругого элемента, поджимающего вверх защелку в штатно собранном положении салазки. Технический результат направлен на упрощение конструкции защелки, надежной в эксплуатации, технологичной в изготовлении и сборке с ползуном салазки механизма продольного перемещения сиденья. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
DE 10045386 A1, 04.04.2002 | |||
Сиденье транспортного средства | 1991 |
|
SU1772011A1 |
Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства | 1978 |
|
SU994318A1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ УЗКОПОЛОСНОЙ ПОМЕХИ В СИСТЕМЕ ШИРОКОПОЛОСНОЙ СВЯЗИ | 2002 |
|
RU2232464C2 |
Авторы
Даты
2007-11-10—Публикация
2006-06-06—Подача