МАГНИТНЫЙ ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Российский патент 2007 года по МПК G01N27/83 

Описание патента на изобретение RU2310836C1

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для систем автоматизированного контроля рельсов, уложенных в путь, и других длинномерных объектов, в частности в дефектоскопах, использующих магнитные методы неразрушающего контроля с высокой разрешающей способностью в широком диапазоне скоростей (от скоростей, близких к нулю, до максимально возможной скорости контроля).

Известен магнитный дефектоскоп МД-22ФД, содержащий установленный на подвижном средстве феррозондовый измерительный преобразователь, подключенный к каналу обработки сигналов, и средство намагничивания, выполненное в виде магнита или электромагнита, к выходу канала обработки сигналов подключены индикатор и блок регистрации информационных сигналов (Сборник статей «Состояние и направления развития средств дефектоскопии рельсов в условиях реформирования путевого хозяйства» МПС РФ Санкт-Петербург, 2002, с.54). Недостатком известного магнитного дефектоскопа является невозможность обеспечения достоверной регистрации сигналов в широком диапазоне скоростей его передвижения.

В качестве прототипа принят магнитный дефектоскоп, содержащий установленный на подвижном средстве индуктивный измерительный преобразователь, подключенный к каналу обработки сигналов, и средство намагничивания, выполненное в виде магнита или электромагнита, к выходу канала обработки сигналов подключены индикатор и блок регистрации информационных сигналов (Сборник статей «Состояние и направления развития средств дефектоскопии рельсов в условиях реформирования путевого хозяйства» МПС РФ Санкт-Петербург, 2002, с.56). Дефектоскопы с индуктивными измерительными преобразователями позволяют обеспечить относительно высокую рабочую скорость контроля. Однако индуктивные измерительные преобразователи не обеспечивают требуемую достоверность контроля при малых рабочих скоростях движения дефектоскопа, близких к нулю.

Технический результат заключается в расширении диапазона рабочих скоростей контроля магнитного дефектоскопа при сохранении высокой достоверности контроля рельсов.

Технический результат достигается тем, что магнитный дефектоскоп для контроля железнодорожных рельсов, содержащий установленные на подвижном средстве измерительный датчик, состоящий из индуктивного измерительного преобразователя, средство намагничивания, блок обработки сигналов, соединенный с выходом датчика, блок регистрации и индикатор, подключенные к выходам блока обработки сигналов, снабжен датчиком скорости, блоком формирования сигналов управления, а измерительный датчик дополнительно содержит магниторезистивный и/или феррозондовый измерительные преобразователи и управляемый коммутатор, измерительные преобразователи размещены внутри корпуса измерительного датчика, а их выходы соединены с соответствующими входами управляемого коммутатора, выход которого является выходом измерительного датчика, управляющий вход коммутатора подключен к выходу блока формирования сигналов управления, вход которого соединен с датчиком скорости.

Магнитный дефектоскоп для контроля железнодорожных рельсов с вышеперечисленной совокупностью признаков позволяет обеспечить высокую достоверность контроля рельсов в широком диапазоне рабочих скоростей контроля начиная от скоростей, близких к нулю.

На чертеже представлена схема магнитного дефектоскопа для контроля железнодорожных рельсов.

Магнитный дефектоскоп для контроля железнодорожных рельсов содержит установленные на подвижном средстве (на чертеже не показано) измерительный датчик 1, состоящий из индуктивного измерительного преобразователя 2, магниторезистивного и/или феррозондового измерительных преобразователей 3, 4, измерительные преобразователи 2, 3 и 4 размещены внутри корпуса измерительного датчика 1, а их выходы соединены с соответствующими входами управляемого коммутатора 5, средство 6 намагничивания, блок 7 обработки сигналов соединен с выходом измерительного датчика 1 (выходом управляемого коммутатора 5), блок 8 регистрации и индикатор 9 подключены к выходам блока 7 обработки сигналов, датчик 10 скорости, который устанавливается на буксе, соединен с входом блока 11 формирования сигналов управления, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 5.

Магнитный дефектоскоп для контроля железнодорожных рельсов работает следующим образом. При небольшой скорости движения дефектоскопа (приблизительно до 10 км/час) установленный на нем датчик 1 перемещается с той же линейной скоростью относительно контролируемого рельса. Измерительный датчик 1 устанавливается на магнитном дефектоскопе таким образом, чтобы он располагался над поверхностью контролируемого объекта (рельса). Датчик имеет корпус, внутри которого установлены измерительные преобразователи 2, 3 и/или 4. Корпус препятствует внешнему воздействию (пыли, влаги и т.д.) на эти преобразователи. Блок 11 формирования сигналов управления, на который поступает информация о скорости движения (с датчика 10 скорости), на своем выходе формирует сигнал, устанавливающий коммутатор 5 в положение, обеспечивающее соединение выхода магниторезистивного измерительного преобразователя 3 с выходом измерительного датчика 1. Выходным сигналом измерительного датчика 1, который поступает на вход блока 7 обработки сигналов дефектоскопа, будет сигнал, снимаемый с выхода магниторезистивного измерительного преобразователя 3 или феррозондового измерительного преобразователя 4, которые надежно функционируют и обеспечивают требуемую достоверность выявления дефектов в контролируемом объекте (рельсе) в диапазоне малых линейных скоростей перемещения. При размещении в измерительном датчике 1 одновременно магниторезистивного и феррозондового измерительных преобразователей 3 и 4 каждый из них используется в своем диапазоне линейных скоростей перемещения. Это позволяет повысить достоверность контроля, поскольку измерительные преобразователи осуществляют надежное выявление дефектов в изделии только при вполне определенном диапазоне линейных скоростей перемещения. В данном случае при увеличении скорости информация об этом увеличении поступает на блок 11 формирования сигналов управления, который в свою очередь формирует сигнал управления коммутатором 5, обеспечивающим подключение к выходу датчика феррозондового измерительного преобразователя 4. При дальнейшем возрастании скорости движения дефектоскопа сигнал на выходе датчика скорости увеличивается. Если значение параметра выходного сигнала датчика скорости превысит заданную величину, блок 11 формирует сигнал управления, который поступает на управляющий вход коммутатора 5, который обеспечивает соединение выхода индуктивного измерительного преобразователя 2 с выходом измерительного датчика 1. Выходным сигналом измерительного датчика 1, поступающим на вход блока 7 обработки сигналов устройства дефектоскопии, будет сигнал, снимаемый с выхода индуктивного измерительного преобразователя 2, который стабильно работает при относительно высоких рабочих скоростях контроля. Сигнал, поступающий на вход блока 7 обработки сигналов, подвергается преобразованию, необходимому для осуществления регистрации сигнала в блоке 8 регистрации и отображения на индикаторе 9. Снижение скорости движения дефектоскопа, при которой значение параметра выходного сигнала датчика скорости будет ниже заданной величины, приведет к формированию управляющего сигнала, обеспечивающего переключение коммутатора 5 в первоначальное состояние, осуществляющее соединение выхода магниторезистивного измерительного преобразователя 3 с выходом датчика 1, или соединение с выходом измерительного датчика 1 феррозондового измерительного преобразователя 4 в зависимости от скорости движения дефектоскопа. Таким образом, наличие в дефектоскопе двух и более измерительных преобразователей, подключаемых посредством управляемого коммутатора 5 к блоку 7 обработки сигналов, позволило расширить диапазон рабочих скоростей контроля дефектоскопа, причем нижняя граница скорости контроля близка к нулю. В качестве блоков и узлов, входящих в состав предлагаемого магнитного дефектоскопа для контроля железнодорожных рельсов, могут быть использованы аналогичные средства, используемые в устройствах дефектоскопии железнодорожных рельсов. В частности, магниторезистивные феррозондовые и индуктивные измерительные преобразователи широко используются в устройствах дефектоскопии. В качестве средства 6 намагничивания, обеспечивающего в процессе работы дефектоскопа намагничивание контролируемого рельса, могут быть использованы, например, магниты или электромагниты. Блок 7 обработки сигналов представляет собой блок, преобразующий выходные сигналы измерительного датчика 1 в вид, удобный для их записи в блок 8 регистрации, и в вид, удобный для отображения на индикаторе 9. Блок 11 формирования сигналов управления может иметь различную реализацию в зависимости от выходного сигнала датчика скорости. Если выходной сигнал датчика скорости преобразован в напряжение, уровень которого изменяется в зависимости от скорости движения, то блок 11 формирования сигналов управления может быть выполнен в виде пороговых элементов, каждый из которых выбран с определенным (требуемым) порогом срабатывания, при превышении которого обеспечивается выработка сигнала управления коммутатором 5 для подключения в зависимости от диапазона скорости движения необходимого измерительного преобразователя. Если выходной сигнал датчика скорости будет в виде импульсного сигнала, частота повторения которых зависит от скорости движения, то в данном случае сигнал может быть преобразован в код, а сигнал управления может быть сформирован блоком 11 при совпадении кодового сигнала с предварительно записанным кодовым сигналом, соответствующим определенному диапазону скорости. В данном случае блок 11 также легко реализовать. Таким образом, магнитный дефектоскоп для контроля железнодорожных рельсов при относительно простой конструкции обеспечивает высокую достоверность контроля рельсов в широком диапазоне рабочих скоростей контроля начиная от скоростей близких, к нулю.

Похожие патенты RU2310836C1

название год авторы номер документа
МОДУЛЬНЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ 2006
  • Горделий Виталий Иванович
RU2315991C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНО-АКУСТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2005
  • Горделий Виталий Иванович
RU2299430C1
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2004
  • Горделий В.И.
RU2266225C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИИ КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ 2005
  • Горделий Виталий Иванович
RU2289128C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2005
  • Горделий Виталий Иванович
RU2299428C1
УСТРОЙСТВО НАМАГНИЧИВАНИЯ ДЛЯ СРЕДСТВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ 2006
  • Горделий Виталий Иванович
RU2313782C2
ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ 2018
  • Тарабрин Владимир Федорович
  • Чистякова Ольга Евгеньевна
  • Кононов Дмитрий Анатольевич
  • Зайцев Сергей Александрович
  • Тарабрин Максим Владимирович
  • Юрченко Евгений Владимирович
  • Одынец Сергей Антонович
RU2686409C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Горделий Виталий Иванович
RU2309057C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ СВАРНЫХ ШВОВ РЕЛЬСОВ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ И ПРИБОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2742599C1
Феррозондовый дефектоскоп 1985
  • Копьев Михаил Александрович
  • Шлеенков Александр Сергеевич
  • Щербинин Виталий Евгеньевич
SU1265586A1

Реферат патента 2007 года МАГНИТНЫЙ ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для систем автоматизированного контроля рельсов и других длинномерных объектов. Технический результат: расширение диапазона рабочих скоростей контроля при сохранении высокой достоверности. Сущность: магнитный дефектоскоп содержит установленные на подвижном средстве измерительный датчик, средство намагничивания, датчик скорости, блок обработки сигналов, блок регистрации, индикатор, блок формирования сигналов управления, управляемый коммутатор. Измерительный датчик состоит из индуктивного измерительного преобразователя, магниторезистивного и/или феррозондового измерительных преобразователей. Преобразователи размещены внутри корпуса датчика. Их выходы соединены с соответствующими входами управляемого коммутатора. Блок обработки сигналов соединен с выходом управляемого коммутатора. Блок регистрации и индикатор подключены к выходам блока обработки сигналов. Датчик скорости соединен с входом блока формирования сигналов управления, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 310 836 C1

Магнитный дефектоскоп для контроля железнодорожных рельсов, содержащий установленные на подвижном средстве измерительный датчик, состоящий из индуктивного измерительного преобразователя, средство намагничивания, блок обработки сигналов, соединенный с выходом датчика, блок регистрации и индикатор, подключенные к выходам блока обработки сигналов, отличающийся тем, что он снабжен датчиком скорости, блоком формирования сигналов управления, а измерительный датчик дополнительно содержит магниторезистивный и/или феррозондовый измерительные преобразователи и управляемый коммутатор, измерительные преобразователи размещены внутри корпуса измерительного датчика, а их выходы соединены с соответствующими входами управляемого коммутатора, выход которого является выходом измерительного датчика, управляющий вход коммутатора подключен к выходу блока формирования сигналов управления, вход которого соединен с датчиком скорости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2310836C1

МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2004
  • Горделий В.И.
RU2266225C1
Устройство для дефектоскопирования рельсов 1989
  • Паршин Анатолий Васильевич
  • Петелин Дмитрий Борисович
  • Попова Людмила Гавриловна
  • Суркова Маргарита Владимировна
SU1675146A1
ПАТЕНТНО-] [ХНН^ЕлКАН; 0
  • Г. Б. Коробов, Ю. И. Зепалов Г. В. Самодов
SU374172A1
0
SU359432A1
Состояние и направления развития средств дефектоскопии рельсов в условиях реформирования путевого хозяйства
Сборник статей
МПС РФ
- С., 2002, с.54, 56.

RU 2 310 836 C1

Авторы

Горделий Виталий Иванович

Даты

2007-11-20Публикация

2006-07-17Подача