УСТРОЙСТВО НАМАГНИЧИВАНИЯ ДЛЯ СРЕДСТВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ Российский патент 2007 года по МПК G01N27/82 

Описание патента на изобретение RU2313782C2

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано в устройствах диагностирования рельсов, уложенных в путь, и других длинномерных объектах, в частности в устройствах, использующих электромагнитно-акустический или магнитный методы неразрушающего контроля с высокой разрешающей способностью.

Для автоматизированной дефектоскопии рельсового пути наряду с подвижными дефектоскопами типа вагонов (дефектоскопные станции) применяются легкие дефектоскопы, выполненные на базе дрезин, тележек и велосипеда, приспособленных для движения по железнодорожному пути. В частности, в велодефектоскопе Карпова для намагничивания рельса используется катящееся по нему колесо, представляющее собой электромагнит или постоянный магнит, а искательная катушка, в которой индуцируется эдс при прохождении над дефектом, представляет собой катушку с небольшим П-образным сердечником, расположенным продольно над головкой рельса. Намагничивающее колесо Карпова имеет относительно простую конструкцию и создает поле, достаточное для обнаружения дефектов. Такое намагничивающее устройство в отношении происходящих электромагнитных процессов может применяться во всяком случае при всех рабочих скоростях велодефектоскопов и даже и при скоростях значительно больших (следует иметь в виду, что хотя при возрастании скорости несколько уменьшаются значения магнитной индукции, но в то же время со скоростью линейно растут эдс, создаваемые одним и тем же изменением потока, а все эффекты, связанные с полем вихревых токов, растут пропорционально квадрату скорости).

Однако рассматриваемое намагничивающее колесо может служить причиной возникновения значительного числа ложных импульсов, т.е. таких изменений магнитного поля, которые улавливаются искательной катушкой, но вызываются привходящими обстоятельствами, а не появлением дефекта в рельсе. Это может быть обусловлено тем, что в рассматриваемой конструкции небольшие колебания (тряска, толчки, подпрыгивания, изменение наклона оси колеса) могут вызывать значительные изменения магнитного поля из-за изменения переходного сопротивления между полюсами электромагнита и головкой рельса. Это переходное магнитное сопротивление велико относительно сопротивления всей магнитной цепи, поэтому его изменения должны сильно отзываться на величине магнитного потока. В то же время значение этого переходного сопротивления во время движения колеса может значительно меняться при сравнительно небольших перемещениях.

В качестве прототипа принято устройство намагничивания рельса, в котором устранен указанный недостаток (Сборник «Проблемы ферромагнетизма и магнетодинамики», М., 1946, К.М.Поливанов «Распределение магнитного потока в рельсе при его намагничивании катящимся электромагнитом, применяемым на велодефектоскопах системы Ф.М.Карпова», с.165, 166). Известное устройство намагничивания рельса содержит полый корпус из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса, внутри которого установлен магнит в виде диска. Зазор между полюсами и головкой рельса обеспечивается за счет толщины стенок корпуса, выполненного из немагнитного материала. Зазор может быть также обеспечен за счет установки магнита в бронзовое кольцо и использования бронзового диска, устанавливаемого с внутренней стороны реборды. Устройство намагничивания рельса имеет относительно простую конструкцию и создает поле, достаточное для обнаружения дефектов.

К недостаткам прототипа следует отнести недостаточно высокую эффективность намагничивания рельса, обусловленную распределением магнитного потока, часть которого проходит в поперечном направлении через головку, а другая часть - через шейку в вертикальном направлении, охватывая лишь часть подошвы рельса, и далее через воздушный промежуток подходит к противоположному полюсу магнита, при этом через другую часть подошвы рельса магнитный поток не проходит. Следовательно, в данном случае не происходит намагничивания всего сечения рельса, что в свою очередь не позволяет осуществить полноценный контроль всего сечения рельса при использовании такого устройства намагничивания.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности устройства намагничивания, заключающейся в обеспечении намагничивания всего сечения рельса, включая подошву.

Технический результат достигается тем, что устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля, содержащее полый корпус из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса, внутри которого установлен магнит в виде диска, снабжено дополнительным магнитом, имеющим форму и размеры первого магнита, при этом оба диска магнитов установлены соосно с ребордой колеса, обращены друг к другу одноименными полюсами и образуют между собой равномерный зазор.

В устройстве намагничивания магнит может быть выполнен в виде электромагнита.

Устройство с вышеперечисленной совокупностью признаков позволяет повысить эффективность намагничивания рельса, т.е. обеспечить намагничивание всего сечения рельса за счет использования двух магнитов, установленных таким образом, что магнитный поток, создаваемый одним магнитом, охватывает одну часть контролируемого объекта, включая часть подошвы рельса, а магнитный поток, создаваемый другим магнитом, охватывает вторую часть контролируемого объекта, включая другую часть подошвы рельса, причем в области головки рельса магнитное поле суммируется. Таким образом, осуществляется намагничивание всего сечения рельса, включаю всю подошву.

На чертеже (фиг.1) представлено схематичное изображение устройства намагничивания (выбранного в качестве прототипа) с указанием области намагничивания рельса. На фиг.2 представлено схематичное изображение предлагаемого устройства намагничивания, иллюстрирующее возможность намагничивания всего сечения рельса, включаю всю подошву.

Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля (см. фиг.2) содержит полый корпус 1 из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса, внутри которого установлен магнит 2 в виде диска и дополнительный магнит 3, имеющий форму и размеры первого магнита 2, при этом оба диска магнитов установлены соосно с ребордой 4 колеса, обращены друг к другу одноименными полюсами и образуют между собой равномерный зазор 5.

Устройство намагничивания используют следующим образом.

Поскольку корпус устройства намагничивания выполнен в форме железнодорожного колеса, то его установка на мобильный дефектоскоп может осуществляться посредством известных средств, используемых для установки колес. При движении мобильного магнитного дефектоскопа с установленным на нем устройством намагничивания намагничивание рельса 6 производится катящимся по нему колесом с установленными в нем двумя магнитами 2 и 3, диски магнитов обращены друг к другу одноименными полюсами, между которыми имеется равномерный зазор 5. Указанное расположение магнитов позволяет осуществить такое распределение магнитных потоков (на фиг.2 показано пунктирной линией), при котором магнитный поток, создаваемый магнитом 2 (3), проходит через соответствующую часть головки рельса в поперечном направлении, через шейку в вертикальном направлении и соответствующую часть подошвы. При этом происходит примерно одинаковое распределение магнитных потоков, проходящих через соответственно левую и правую части сечения рельса, обеспечивающих намагничивание всего сечения рельса, включая подошву. В устройстве намагничивания в качестве магнитов 2 и 3 могут быть использованы электромагниты. Вышеописанное устройство намагничивания имеет простую конструкцию, обладает высокой эффективностью намагничивания, т.к. обеспечивает намагничивание всего сечения рельса, включая подошву. В связи с этим оно может найти широкое применение в мобильных дефектоскопах, использующих магнитный метод неразрушающего контроля.

Похожие патенты RU2313782C2

название год авторы номер документа
Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий 2019
  • Марков Анатолий Аркадиевич
  • Антипов Андрей Геннадиевич
RU2702809C1
Намагничивающее устройство дефектоскопа 2019
  • Марков Анатолий Аркадиевич
  • Бовдей Владимир Александрович
  • Антипов Андрей Геннадьевич
RU2715473C1
СПОСОБ МАГНИТНОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ ПОДОШВЫ РЕЛЬСОВ 2020
  • Марков Анатолий Аркадиевич
  • Антипов Андрей Геннадиевич
  • Мосягин Владимир Валентинович
RU2736177C1
МАГНИТНЫЙ ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2006
  • Горделий Виталий Иванович
RU2310836C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2005
  • Горделий Виталий Иванович
RU2299428C1
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2004
  • Горделий В.И.
RU2266225C1
МОДУЛЬНЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ 2006
  • Горделий Виталий Иванович
RU2315991C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНО-АКУСТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2005
  • Горделий Виталий Иванович
RU2299430C1
ДЕФЕКТОСКОПНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ СОВМЕЩЕННОГО МАГНИТНОГО И УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2001
  • Горделий В.И.
  • Добагов Л.Б.
  • Гусев В.В.
  • Зеленин Н.Ф.
  • Матанис В.И.
  • Ситдиков Р.М.
  • Смирнов В.Д.
RU2225308C2
Электромагнитно-акустический преобразователь для ультразвукового контроля 2016
  • Марков Анатолий Аркадиевич
RU2649636C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 313 782 C2

Реферат патента 2007 года УСТРОЙСТВО НАМАГНИЧИВАНИЯ ДЛЯ СРЕДСТВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано в устройствах диагностирования рельсов и других длинномерных объектов. Технический результат: повышение эффективности намагничивания, заключающейся в обеспечении намагничивания всего сечения рельса, включая подошву. Сущность: устройство содержит полый корпус из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса. Внутри корпуса установлены два магнита в виде дисков, имеющих одинаковую форму и размеры. Оба диска магнитов установлены соосно с ребордой колеса, обращены друг к другу одноименными полюсами и образуют между собой равномерный зазор. Магниты могут быть выполнены в виде электромагнитов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 313 782 C2

1. Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля, содержащее полый корпус из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса, внутри которого установлен магнит в виде диска, отличающееся тем, что устройство снабжено дополнительным магнитом, имеющим форму и размеры первого магнита, при этом оба диска магнитов установлены соосно с ребордой колеса, обращены друг к другу одноименными полюсами и образуют между собой равномерный зазор.2. Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля по п.1, отличающееся тем, что магнит выполнен в виде электромагнита.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2313782C2

ДЕФЕКТОСКОПНОЕ ПЕРЕДВИЖНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2001
  • Добагов Л.Б.
  • Гусев В.В.
  • Зеленин Н.Ф.
  • Матанис В.И.
  • Ситдиков Р.М.
  • Смирнов В.Д.
RU2228870C2
ДЕФЕКТОСКОПНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ СОВМЕЩЕННОГО МАГНИТНОГО И УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2001
  • Горделий В.И.
  • Добагов Л.Б.
  • Гусев В.В.
  • Зеленин Н.Ф.
  • Матанис В.И.
  • Ситдиков Р.М.
  • Смирнов В.Д.
RU2225308C2
ИСКАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАГНИТНОГО ВАГОНА- ДЕФЕКТОСКОПА 1968
SU421728A1
Устройство для магнитной дефектоскопии рельсов 1936
  • Таран В.Д.
SU51572A1

RU 2 313 782 C2

Авторы

Горделий Виталий Иванович

Даты

2007-12-27Публикация

2006-02-22Подача