МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА Российский патент 2008 года по МПК H02P6/06 H02P6/22 H02P8/06 H02P8/14 

Описание патента на изобретение RU2324283C1

Предлагаемое изобретение относится к автоматике и мехатронике и предназначено для использования в исполнительных устройствах различного назначения.

Известны мехатронные системы, содержащие m-фазный индукторный двигатель, датчик и задатчик скорости, датчик положения ротора, регулятор скорости, блок управления и транзисторный коммутатор, m выходов которого подключены к m фазным обмоткам индукторного двигателя, а управляющий вход соединен с выходом блока управления, вход которого подключен к выходу регулятора скорости, суммирующий и вычитающий входы которого подключены к выходам соответственно задатчика и датчика скорости, а выход датчика положения ротора соединен с входом блока управления (патент РФ №2088040, МПК Н02Р 006/06; Н02Р 008/14; G05В 011/00. Регулятор подачи импульсов тока в фазные обмотки реактивного индукторного двигателя; патент США №4933620, МПК Н02Р 8/00, 1990). Такие мехатронные системы основаны на использовании индукторных двигателей, которые просты в изготовлении, технологичны и дешевы. Они имеют пассивный ферромагнитный ротор без обмоток или магнитов. Однако в таких системах для оценки механической координаты положения ротора используются специальные датчики, которые усложняют конструкции систем и снижают их надежность.

Известны мехатронные системы, содержащие m-фазный индукторный двигатель, датчик и задатчик скорости, датчик напряжения и датчик тока, регулятор скорости, блок управления, транзисторный коммутатор, m выходов которого подключены к m-фазным обмоткам индукторного двигателя, а управляющий вход соединен с выходом блока управления, вход которого подключен к выходу регулятора скорости, суммирующий и вычитающий входы которого подключены к выходам соответственно задатчика и датчика скорости, выходы датчиков положения ротора, тока и напряжения соединены с входами блока управления (Ильинский Н.Ф., Бычков М.Г. Вентильно-индукторный привод для легких электрических транспортных средств./Электротехника, 2000, №2, с.28-31). В такой мехатронной системе реализовано бездатчиковое управление: для оценки механических координат привода (положения, скорости, ускорения) используются специальные цифровые наблюдатели. Это возможно только при высокой производительности центрального процессора, когда система дифференциальных уравнений, описывающих поведение привода, может быть решена в реальном времени. В результате возрастает сложность системы и снижается ее надежность.

Следовательно, недостатки известных технических решений - высокая сложность конструкции и низкая надежность.

Из известных технических решений наиболее близким по достигаемому результату к предлагаемому устройству является мехатронная система, содержащая m-фазный индукторный двигатель, датчик и задатчик скорости, датчик положения ротора, регулятор скорости, блок управления и транзисторный коммутатор, m выходов которого подключены к m-фазным обмоткам индукторного двигателя, а управляющий вход соединен с выходом блока управления, вход которого подключен к выходу регулятора скорости, суммирующий и вычитающий входы которого подключены к выходам соответственно задатчика и датчика скорости, а выход датчика положения ротора соединен с входом блока управления (Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003, с.5, рис.1). В известной мехатронной системе для оценки механической координаты положения ротора используется специальный датчик, который предусматривает дополнительное механическое сопряжение, усложняет систему и снижает ее надежность.

Таким образом, недостаток известного технического решения - высокая сложность и низкая надежность.

Цель предлагаемого изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности мехатронной системы.

Поставленная цель достигается тем, что в известной мехатронной системе, содержащей m-фазный индукторный двигатель, датчик и задатчик скорости, датчик положения ротора, регулятор скорости, блок управления и транзисторный коммутатор, m выходов которого подключены к m-фазным обмоткам индукторного двигателя, а управляющий вход соединен с выходом блока управления, вход которого подключен к выходу регулятора скорости, суммирующий и вычитающий входы которого подключены к выходам соответственно задатчика и датчика скорости, дополнительно введен логический блок, датчик положения выполнен в виде m/2 при четном m или m при нечетном m индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора последовательно между соседними катушками, входы логического блока подключены к выходам датчиков приближения, а выход соединен с входом блока управления.

По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемое устройство имеет следующие новые признаки:

- логический блок;

- датчик положения выполнен в виде m/2 при четном m или m при нечетном m индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора последовательно между соседними катушками.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «новизна».

При реализации предлагаемого изобретения упрощается конструкция мехатронной системы за счет специального исполнения датчика положения ротора в виде m/2 при четном m или m при нечетном m индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора последовательно между соседними катушками и взаимодействующих с ферромагнитным ротором. При этом ротор машины сам выполняет функцию элемента датчика положения, дополнительные устройства и сопряжения отсутствуют.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».

По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, автоматики и электропривода.

Мехатронные системы, у которых датчик положения выполнен в виде m/2 при четном m или m при нечетном m индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора последовательно между соседними катушками, в известных технических решениях аналогичного назначения не обнаружены.

Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором показана функциональная схема мехатронной системы с трехфазным индукторным двигателем (m=3). Устройство содержит датчик скорости 1, задатчик скорости 2, логический блок 3, регулятор скорости 4, блок управления 5, транзисторный коммутатор 6, индукторный двигатель 7 конструкции 6/4 (6 - число полюсов статора 8; 4 - число полюсов ротора 18), содержащий статор 8, обмотки 9...14 на полюсах статора, ферромагнитный ротор 18, m (m=3) индуктивных датчиков приближения 15, 16 и 17.

Мехатронная система работает следующим образом. На выходе задатчика скорости 2 формируется сигнал, пропорциональный заданному значению скорости вращения ротора двигателя 18. Датчик скорости 1 формирует сигнал, пропорциональный текущему значению скорости вращения ротора 18. Регулятор скорости 4 выполняет сравнение выходных сигналов задатчика 2 и датчика 1 скорости, формирование сигнала рассогласования и преобразование этого сигнала в соответствии с принятым законом регулирования. Выходной сигнал регулятора скорости 4 поступает на первый вход блока управления 5, на втором входе которого действует сигнал с выхода логического блока 3. На входах логического блока действуют сигналы с выходов датчиков приближения 15, 16 и 17. Датчики 15, 16 и 17 размещены между соседними катушками статора и формируют сигнал с уровнем логической единицы в случае приближения к датчику полюса ферромагнитного ротора. При указанном расположении датчиков в любом согласованном положении ротора один из них (например, 17) всегда формирует сигнал логической единицы, два других (15 и 16) - сигналы логического нуля. При перемещении ротора в другое согласованное положение в зависимости от направления движения сигнал логической единицы формируется на выходе одного из двух других датчиков (например, 15 при движении по часовой стрелке или 16 при движении против часовой стрелки). Таким образом, выходные сигналы датчиков позволяют однозначно определить положение ротора и направление его вращения.

Логический блок 3 в зависимости от значений выходных сигналов датчиков 15, 16 и 17 формирует сигнал для блока управления 5, осуществляющего преобразование сигнала с выхода регулятора скорости 4 в импульсы управления транзисторным коммутатором 6 в зависимости от положения ротора 18. Транзисторный коммутатор 6 производит коммутацию обмоток индукторной машины в соответствии с сигналами блока управления 5.

Количество датчиков, необходимых для однозначного определения положения и направления вращения ротора, зависит от конструкции индукторной машины. При нечетном числе фаз машины m количество датчиков должно быть равно m, при четном m количество датчиков должно быть m/2. При m=2, т.е. для двухфазной нереверсивной машины, требуется только один датчик.

При использовании индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора между соседними обмотками, для определения положения ротора позволяет упростить конструкцию мехатронной системы и повысить ее надежность, т.к. при этом датчик положения реализован не как отдельное устройство, требующее дополнительного присоединения, а интегрирован в конструкцию машины.

Другим важным достоинством предлагаемой мехатронной системы является упрощение технологии изготовления и снижение стоимости.

С целью подтверждения положительного эффекта, достигаемого при использовании предлагаемого технического решения, были проведены экспериментальные исследования мехатронных систем с двухфазным нереверсивным и трехфазным реверсивным индукторными двигателями, реализованными по схеме, изображенной на чертеже. Испытания проводились в условиях лаборатории ОАО «НИПТИЭМ», г.Владимир. В результате испытаний были подтверждены высокие технические характеристики мехатронных систем при упрощенной конструкции датчиков положения.

Таким образом, использование в известной мехатронной системе, содержащей m-фазный индукторный двигатель, датчик и задатчик скорости, датчик положения ротора, регулятор скорости, блок управления и транзисторный коммутатор, m выходов которого подключены к m-фазным обмоткам индукторного двигателя, а управляющий вход соединен с выходом блока управления, вход которого подключен к выходу регулятора скорости, суммирующий и вычитающий входы которого подключены к выходам соответственно задатчика и датчика скорости, дополнительно логического блока и выполнение датчика положения ротора в виде m/2 при четном m или m при нечетном m индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора последовательно между соседними катушками, входы логического блока подключены к выходам индуктивных датчиков приближения, а выход соединен с входом блока управления, упрощает конструкцию и повышает ее надежность.

Использование предлагаемого устройства в различных промышленных системах позволит улучшить технические характеристики оборудования, оснащенного мехатронными исполнительными устройствами с индукторными двигателями.

Похожие патенты RU2324283C1

название год авторы номер документа
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР 2006
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Шабаев Владимир Алексеевич
RU2321765C1
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА 2009
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Салов Семен Александрович
  • Серебренников Николай Александрович
RU2404503C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД С ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Салов Семен Александрович
RU2400920C1
ИНДУКТОРНЫЙ ДВУХФАЗНЫЙ НЕРЕВЕРСИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Шабаев Владимир Алексеевич
RU2357346C1
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА С ШЕСТИФАЗНЫМ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Чернигов Владислав Михайлович
RU2426211C1
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА С ЧЕТЫРЕХФАЗНЫМ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Чернигов Владислав Михайлович
RU2439769C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРЕХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2012
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2494518C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРЕХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2013
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2540957C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРЕХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2013
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2540104C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПРИВОДА 1993
  • Малафеев Сергей Иванович
RU2068614C1

Реферат патента 2008 года МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных устройствах различного назначения. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение надежности мехатронной системы, выполненной на основе m-фазного индукторного двигателя. Мехатронная система содержит датчик скорости, задатчик скорости, логический блок, регулятор скорости, блок управления, транзисторный коммутатор, индукторный двигатель со статором с сосредоточенными обмотками на полюсах и ферромагнитным ротором, индуктивные датчики приближения, размещенные между соседними катушками. Индуктивные датчики приближения выполняют функцию датчика положения и взаимодействуют с полюсами ферромагнитного ротора, который таким образом является элементом датчика положения. Логический блок преобразует выходные сигналы индуктивных датчиков приближения в цифровой код, соответствующий угловому положению ротора и, в случае реверсивного двигателя, направлению вращения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 324 283 C1

Мехатронная система, содержащая m-фазный индукторный двигатель, датчик и задатчик скорости, датчик положения ротора, регулятор скорости, блок управления и транзисторный коммутатор, m выходов которого подключены к m фазным обмоткам индукторного двигателя, а управляющий вход соединен с выходом блока управления, вход которого подключен к выходу регулятора скорости, суммирующий и вычитающий входы которого подключены к выходам соответственно задатчика и датчика скорости, отличающаяся тем, что дополнительно введен логический блок, датчик положения выполнен в виде m/2 при четном m или m при нечетном m индуктивных датчиков приближения, размещенных в пазах статора последовательно между соседними катушками, входы логического блока подключены к выходам индуктивных датчиков приближения, а выход соединен с входом блока управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2324283C1

КУЗНЕЦОВ В.А., КУЗЬМИЧЕВ В.А
Вентильно-индукторный двигатель
- М.: МЭИ, 2003, с.5, рис.1
RU 20753305 С1, 10.02.1997
РЕВЕРСИВНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Соловьева В.В.
  • Соловьев В.А.
RU2142193C1
Вентильный электродвигатель 1989
  • Лютый Анатолий Васильевич
SU1676020A1
Устройство для подачи длинномерных деталей 1985
  • Коган Иосиф Шмулевич
  • Двинин Николай Георгиевич
  • Шишкин Геннадий Петрович
SU1323329A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДОКУМЕНТОВ ИЛИ ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Кузнецов А.А.
RU2167253C1
US 3767986 А, 28.10.1973
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЫРЦОВЫХ ПРЯНИКОВ 2013
  • Квасенков Олег Иванович
RU2510836C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ СОДЕРЖАЩЕГО ДИОКСИД УГЛЕРОДА ОТХОДЯЩЕГО ГАЗА С ПРОЦЕССА ЭЛЕКТРОПЛАВКИ 2012
  • Бальдауф, Манфред
  • Мачуллат, Томас
RU2601981C2
Устройство для стыковой сварки труб из термопластов 1980
  • Ариэль Рафаэль Соломонович
  • Гешеле Юрий Давидович
  • Файт Виталий Александрович
  • Логвинов Юрий Иванович
  • Файт Людмила Витальевна
SU1028516A1

RU 2 324 283 C1

Авторы

Малафеев Сергей Иванович

Шабаев Владимир Алексеевич

Даты

2008-05-10Публикация

2006-12-06Подача