Изобретение относится к судостроению и предназначено для моторных лодок и катеров небольшой и средней мощности (примерно до 50 л.с., с гидроусилителем - больше).
Известно дистанционное управление направлением для лодок и катеров, состоящее из системы тросов и роликов (см. книгу "Катера, лодки и моторы". Судостроение 1977, стр.209). Недостаток этих систем - сложность, ненадежность, большое занимаемое в кокпите место, особенно при центральной или боковой консоли. Полудистанционное управление направлением судна (вариант 1) состоит из двух трубчатых тяг - продольной и поперечной, и двуплечего рычага. Продольная тяга или оканчивается плакой-подлокотником (подвариант 1а), или соединена шарниром или другим креплением (сайлент-блок, упругий стержень, кусок резинового шланга) с планкой-подлокотником (подвариант 1б), установленной на одном или обоих планширях (боковых участках палубы в районе кокпита).
В первом случае планка должна быть закреплена скользяще-поворотно (например, грибок + Т-образный паз). Во втором случае планка должна быть закреплена скользяще (направляющая + паз).
Планка может быть гладкой, но иметь нескользящую поверхность, или может иметь одну или 2-3 ручки в виде "кнопки" или поперечной скобы (если планка во всю длину борта).
Возможен другой вариант устройства управляющего органа: поперечный (подвариант 2а) или продольный (подвариант 2б) горизонтальный рычаг, расположенный на планшире и соединенный с продольной тягой.
В подварианте 2а конец рычага (его ручка) будет находиться напротив живота сидящего водителя. При соответствующем креплении на него можно положить руку, и он будет удерживать ее вес.
Рычаг выступает внутрь кокпита, и поэтому желательно предусмотреть возможность его откидывания за борт, или иного складывания (например телескопического) или снятия.
В подварианте 2б рычаг расположен продольно, ручкой вперед или назад. Удобнее - ручкой вперед. В этом случае продольная тяга короче, не мешает движению рычага, а ось рычага находится под локтевым суставом водителя, что эргономически удобно. При продольном расположении рычаг можно не делать складывающимся, так как в нейтральном положении он находится над планширем и не выступает в кокпит.
Возможен подвариант 2в - продольная тяга отсутствует, а продольным рычагом управления является удлиненное плечо двуплечего рычага. Этот подвариант самый простой - состоит всего из двух деталей (не считая осей шарниров), но пригоден только для заднего сиденья.
Возможен подвариант 2г - продольная тяга соединена с вертикальным рычагом, установленным на стенке кокпита, на полу, на внутренней или даже на наружной стороне борта (на минилодках). Плоскость качания рычага может быть продольной или поперечной, но при продольной конструкция получается проще.
Желательно, но не обязательно, чтобы продольная тяга располагалась в одной горизонтальной плоскости с осью откидывания мотора. Для этого, если планшир и ось лежат на разных уровнях, двуплечий рычаг может быть разнесен по высоте, то есть два одноплечих рычага жестко закреплены на одной вертикальной оси, но на разных уровнях.
На эскизе изображены одновременно оба варианта полудистанционного управления - подварианты 1а и 2а. Управление состоит из поперечной тяги 1, соединенной с двуплечим рычагом 2, который соединен с продольной тягой 3, оканчивающейся планкой 4 с ручкой 5. Или же тяга 3 соединяется с рычагом 6 (пунктиром показан рычаг в откинутом положении). Показаны планширь 7 и подвесной мотор 8.
Работа с полудистанционным управлением предполагается в основном с заднего сиденья и только с выносной кнопкой "Стоп", расположенной рядом с водителем (управление газом и передачей не предполагается).
Водитель или его помощник включает передачу, дает полный или нужный ему "газ", второй рукой берется за планку или рычаг управления (или им оперирует водитель). При необходимости замедления он берется за румпель (или это делает его помощник) и производит нужные операции.
В экстренных случаях водитель сохраняет все необходимые для этого возможности: управление по направлению и возможность остановки мотора (замедление и реверс в экстренных ситуациях не применяются).
Предлагаемое полудистанционное управление по сравнению с известными системами обладает следующими преимуществами:
1. простота (и дешевизна);
2. надежность (нет ненадежных тросов, минимум деталей);
3. полное отсутствие занимаемого в кокпите места;
4. при установке двух длинных планок по обоим бортам и двух выносных кнопок "Стоп" имеется возможность управлять судном из любого места кокпита.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2418713C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2419573C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА ПОВЫШЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ С САМООТЛИВНЫМ КОКПИТОМ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2456197C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ- 3 /ВАРИАНТЫ/ | 2012 |
|
RU2517038C1 |
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2004 |
|
RU2291084C2 |
Подъёмник подвесного лодочного мотора | 2023 |
|
RU2822026C1 |
ТРАНСМИССИЯ СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2313470C2 |
УПРАВЛЕНИЕ "УТКА" (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2410286C2 |
СУДОВАЯ ТРАНСМИССИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2313471C2 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - 4 /ВАРИАНТЫ/ | 2012 |
|
RU2519571C1 |
Изобретение относится к судостроению и предназначено для моторных лодок и катеров. В первом варианте, дистанционное управление судном состоит из тяги и двуплечего рычага или тяг и двуплечих рычагов. Элемент управления судном кинематически соединен скользяще или скользяще-поворотно закрепленной на планшире, планширях или палубе планкой или планками. Во втором варианте, элемент управления судном кинематически соединен с установленным на планшире или палубе рычагом. Достигается простота и надежность устройства. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
УСТРОЙСТВО для ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВЕСНЫМ МОТОРОМ | 0 |
|
SU386802A1 |
US 6758705 А, 06.07.2004 | |||
US 231017 А, 10.08.1880. |
Авторы
Даты
2008-07-20—Публикация
2006-04-24—Подача