МАСЛОНАПОЛНЕННАЯ ШПИНДЕЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРБОБУРА И СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЕЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ Российский патент 2008 года по МПК E21B4/02 

Описание патента на изобретение RU2331750C1

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин, преимущественно - к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважинах.

Известен шпиндель-амортизатор (авторское свидетельство SU № 1792481, МПК5 E21В 4/02, опубл. 1993 г.), включающий корпус, полый вал с установленными и закрепленными на нем нижним и верхним уплотнительными узлами, нижними и верхними радиальными и осевыми опорами, масляный лубрикатор, установленный внутри масляной ванны, картер высокого давления, полость которого посредством поршней разделена на камеры, одна из которых сообщена с масляной ванной, а вторая - с источником промывочной жидкости.

При подготовке к эксплуатации такого шпинделя масляная ванна, лубрикатор и одна полость масляного картера заполняются маслом, а другая - промывочной жидкостью.

Недостатком такого устройства, снижающим моторесурс шпинделя, является то, что масляный лубрикатор поршневого типа не имеет возможности мгновенного реагирования на пиковые составляющие давления, которые имеют место при движении промывочной жидкости, что не обеспечивает равномерного давления внутри и снаружи масляной ванны при пульсациях, возникающих в промывочной жидкости. Кроме того, при повышении температуры сброс масла внутри масляной ванны осуществляется непосредственно в промывочную жидкость, что ухудшает экологическую обстановку и не позволяет рационально использовать весь смазывающий материал.

Наиболее близким к заявляемому и принятым в качестве прототипа устройства является шпиндель забойного двигателя (патент RU № 2272117, МПК Е21В 4/02, опубл. 2006 г.), содержащий корпус, вал с нижним и верхним уплотнительными узлами, образующими масляную ванну, в которой установлены радиальные и осевые опоры, гидравлически сообщенную с диафрагменным лубрикатором, картер высокого давления, полость которого посредством поршней разделена на камеры, одна из которых сообщена с масляной ванной, а вторая - с источником промывочной жидкости. Масляная камера картера высокого давления выполнена с возможностью сброса масла из масляной ванны верхней радиальной опоры и связана с ней посредством редукционного клапана, установленного в крышке корпуса картера высокого давления, а вторая камера картера заполнена промывочной жидкостью. При увеличении объема масла (при повышении температуры в процессе работы) происходит повышение давления внутри масляной ванны, редукционный клапан открывается, часть масла перетекает в камеру картера и перемещает поршень, отделяющий масло от промывочной жидкости.

При подготовке к эксплуатации масляная ванна, лубрикатор и одна полость масляного картера заполняются маслом, а другая сообщается с источником промывочной жидкости.

Диафрагменный лубрикатор позволяет мгновенно выравнивать давление внутри масляной ванны с давлением промывочной жидкости.

Недостатком такого шпинделя и способа подготовки его к эксплуатации является сложность его конструкции, низкая надежность и сложность подготовки к эксплуатации. Это объясняется наличием редукционного клапана и поршневого узла картера. При подготовке к эксплуатации необходимо проверить работоспособность редукционного клапана.

Задачей предлагаемой группы изобретений является упрощение конструкции шпиндельной секции, повышение ее надежности и упрощение подготовки ее к эксплуатации.

Единым техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемой маслонаполненной шпиндельной секции и способа подготовки ее к эксплуатации, является обеспечение работы секции в широком диапазоне температур без использования сложных конструктивных элементов - редукционного клапана, картера с поршнем.

Поставленная задача решается за счет усовершенствования маслонаполненной шпиндельной секции турбобура, содержащей корпус, вал с нижним и верхним уплотнительными узлами, образующими масляную камеру, в которой установлены радиальные и осевые опоры, гидравлически сообщенную с диафрагменным лубрикатором. Усовершенствование заключается в том, что шпиндельная секция снабжена балластными элементами, установленными в свободных объемах масляной камеры.

Снабжение маслонаполненной шпиндельной секции балластными элементами, установленными в свободных объемах масляной камеры, позволяет уменьшить долю масла, находящегося вне диафрагменного лубрикатора, по сравнению со всем количеством масла, что необходимо для обеспечения возможности компенсации увеличения объема масла (при повышении температуры в процессе работы) за счет свободного объема диафрагменного лубрикатора.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе подготовки к эксплуатации маслонаполненной шпиндельной секции турбобура, включающем заполнение масляной камеры и лубрикатора маслом, лубрикатор заполняют маслом на 75-80% объема.

Такое частичное заполнение лубрикатора маслом позволяет оставить в лубрикаторе свободный объем, который заполняется увеличивающимся в объеме маслом при повышении температуры в процессе работы.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена предлагаемая шпиндельная секция.

Маслонаполненная шпиндельная секция турбобура содержит корпус 1, вал 2 с нижним 3 и верхним 4 уплотнительными узлами, образующими масляную камеру 5, в которой установлены радиальные 6 и осевые 7 опоры качения. Масляная камера 5 каналами сообщена с диафрагменным лубрикатором 8. В свободных объемах масляной камеры 5, образующихся при установке опор качения 6 и 7, уплотнительных узлов 3 и 4, лубрикатора 8, установлены балластные элементы 9 (в форме колец), обеспечивающие уменьшение доли масла, находящегося вне диафрагменного лубрикатора 8, по сравнению со всем количеством масла.

Маслонаполненная шпиндельная секция турбобура работает следующим образом.

При подготовке к эксплуатации масляную камеру 5 и лубрикатор 8 заполняют маслом. При этом лубрикатор 8 заполняют маслом на 75-80% объема. В процессе работы шпиндельной секции в зависимости от рабочей температуры в скважине и от выделения тепла за счет сил трения масло в масляной камере 5 и лубрикаторе 8 увеличивается в объеме и заполняет свободный объем лубрикатора 8.

Например, установка балластных элементов 9 позволила уменьшить объем масляной камеры вне лубрикатора 8 до 1, 4 л при общем объеме масляной камеры и лубрикатора 6,7 л, в том числе в лубрикаторе - 5,3 л. При подготовке к эксплуатации масляную камеру и лубрикатор заполняют 5,4 л масла, в том числе лубрикатор - 4 л, что составляет 75,4% объема лубрикатора. При этом в лубрикаторе незаполненным остается объем 1,3 л, который заполняется увеличенным (при повышении температуры до 150°С) объемом масла.

Таким образом, использование предлагаемой конструкции шпиндельной секции и способа подготовки ее к эксплуатации позволяет упростить конструкцию, повысить ее надежность и упростить подготовку ее к эксплуатации за счет обеспечения работы секции в широком диапазоне температур без использования (в отличие от прототипа) сложных конструктивных элементов - редукционного клапана и поршневого узла картера.

Похожие патенты RU2331750C1

название год авторы номер документа
ШПИНДЕЛЬНАЯ МАСЛОНАПОЛНЕННАЯ СЕКЦИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Андоскин Владимир Николаевич
  • Кобелев Константин Анатольевич
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Рыжов Александр Борисович
RU2457308C2
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Сорокоумов Виктор Константинович
RU2272117C2
РЕДУКТОРНЫЙ ТУРБОБУР 2004
  • Сорокоумов В.К.
RU2263757C1
Шпиндель турбобура 1991
  • Сорокоумов Виктор Константинович
  • Кузнецов Юрий Алексеевич
SU1808948A1
РЕДУКТОРНЫЙ ТУРБОБУР 1999
  • Сорокоумов В.К.
RU2161236C1
ШПИНДЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Печкарев Г.Л.
  • Шулепов В.А.
  • Попов Н.И.
  • Козлов А.В.
RU2209910C2
УСТАНОВКА ВЫСОКОМОМЕНТНОГО РЕДУКТОРНОГО ТУРБОБУРА 2011
  • Плотников Дмитрий Михайлович
RU2456425C1
ТУРБОБУР С ОТБАЛАНСИРОВАННОЙ РОТОРНОЙ СБОРКОЙ 2003
  • Сорокоумов Виктор Константинович
  • Федосеева Любовь Васильевна
RU2270313C2
СИСТЕМА МАСЛОЗАЩИТЫ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Чудаков Георгий Флавьевич
  • Мялицин Николай Юрьевич
  • Мингараев Владимир Геннадьевич
RU2386002C1
ТУРБОБУР-РЕДУКТОР 2002
  • Иоанесян Ю.Р.
  • Курумов Л.С.
  • Симонянц С.Л.
RU2198994C1

Реферат патента 2008 года МАСЛОНАПОЛНЕННАЯ ШПИНДЕЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРБОБУРА И СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЕЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Группа изобретений относится к области бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважинах. Шпиндельная секция содержит корпус (1), вал (2) с нижним (3) и верхним (4) уплотнительными узлами, образующими масляную камеру (5), в которой установлены радиальные (6) и осевые (7) опоры, гидравлически сообщенную с диафрагменным лубрикатором (8). В свободных объемах масляной камеры (5) расположены балластные элементы (9). Способ подготовки к эксплуатации маслонаполненной шпиндельной секции турбобура заключается в заполнении масляной камеры и лубрикатора маслом. Лубрикатор заполняют маслом на 75-80% объема. Обеспечивает уменьшение доли масла, находящегося вне диафрагменного лубрикатора. Способ позволяет получить в лубрикаторе свободный объем, который заполняется увеличивающимся в объеме маслом. 2 н. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 331 750 C1

1. Маслонаполненная шпиндельная секция турбобура, содержащая корпус, вал с нижним и верхним уплотнительными узлами, образующими масляную камеру, в которой установлены радиальные и осевые опоры, гидравлически сообщенную с диафрагменным лубрикатором, отличающаяся тем, что она снабжена балластными элементами, установленными в свободных объемах масляной камеры.2. Способ подготовки к эксплуатации маслонаполненной шпиндельной секции турбобура, включающий заполнение масляной камеры и лубрикатора маслом, отличающийся тем, что лубрикатор заполняют маслом на 75-80% объема.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2331750C1

ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Сорокоумов Виктор Константинович
RU2272117C2
Маслонаполненный шпиндель электробура 1955
  • Григоров В.И.
  • Серегин В.П.
  • Фоменко Ф.Н.
SU114058A1
ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 0
SU243534A1
ЛУБРИКАТОР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 0
SU256684A1
Система маслозащиты забойного двигателя 1980
  • Крутик Эрнст Николаевич
  • Санжаров Виктор Сергеевич
  • Астафьев Сергей Петрович
SU866091A1
Забойный двигатель 1989
  • Высоцкий Владимир Александрович
  • Кузяев Сергей Дмитриевич
  • Либерман Владимир Ильич
  • Рыбалка Анатолий Алексеевич
  • Субхангулов Радик Шакироллович
SU1691496A1
Шпиндель-амортизатор 1990
  • Сорокоумов Виктор Константинович
  • Кузнецов Юрий Алексеевич
SU1792481A3
Шпиндель-редуктор забойного двигателя 1990
  • Ванцев Вадим Юрьевич
  • Частиков Александр Николаевич
SU1795068A1
Шпиндель турбобура 1991
  • Сорокоумов Виктор Константинович
  • Кузнецов Юрий Алексеевич
SU1808948A1
ТУРБИННЫЙ ВРАЩАТЕЛЬ 1999
  • Иоанесян Ю.Р.
  • Мессер А.Г.
  • Чайковский Г.П.
RU2139402C1
ТУРБОБУР-РЕДУКТОР 2002
  • Иоанесян Ю.Р.
  • Курумов Л.С.
  • Симонянц С.Л.
RU2198994C1
ТУРБОБУР С ОТБАЛАНСИРОВАННОЙ РОТОРНОЙ СБОРКОЙ 2003
  • Сорокоумов Виктор Константинович
  • Федосеева Любовь Васильевна
RU2270313C2
US 4098561 A, 04.07.1978.

RU 2 331 750 C1

Авторы

Шрайбман Владимир Моисеевич

Низовцев Станислав Петрович

Колупаев Александр Михайлович

Симановский Александр Владимирович

Даты

2008-08-20Публикация

2006-12-18Подача