СПОСОБ СМАЗКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ Российский патент 2008 года по МПК F16N15/00 

Описание патента на изобретение RU2334909C2

Изобретение относится к области разработки, производства, эксплуатации и технического обслуживания узлов трения технологических, энергетических и транспортных машин и может быть использовано в машиностроении, самолетостроении, производстве железнодорожных транспортных средств, судов, автомобилей, станков, электрических и других машин, где необходимо обеспечивать высокую долговечность трущихся деталей.

Известен способ смазки узлов трения, который принят в качестве аналога, включающий нанесение на поверхности трения смазывающей смеси, состоящей из вязкой основы и тонкодисперсионного порошка твердой смазки [1].

Недостаток известного способа заключается в том, что вязкая смазка экранирует твердосмазочные частицы, в результате чего они не проявляют свойственного твердым смазкам эффекта и не дают существенного повышения износостойкости трущихся пар деталей.

Наиболее близким к предлагаемому является способ смазки узлов трения [2], в котором жидкая фаза содержит порошки политетрафторэтилена и др., состоящие из отобранных частиц, имеющих положительную плавучесть и размеры от 1 до 30 мкм, он принят за прототип.

Недостаток известного способа заключается в том, что применение смеси масел с порошками политетрафторэтилена дает лишь избирательные положительные эффекты, например, на поверхностях трения-скольжения, имеющих поры и микронеровности (в том числе на цилиндровых парах двигателей внутреннего сгорания) и не приводит к существенным результатам при высоких нагрузках, например в подшипниках качения, кулачковых парах и др.

Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости узлов трения.

Технический результат изобретения заключается в том, что в способе смазки, включающем нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, а между трущимися поверхностями деталей и смазочной смесью дополнительного введения тонкого промежуточного подслоя из кремнийорганических жидкостей, например олигодиметилсилоксана, отбор жидкостей для промежуточного подслоя, а также выбор смазочной среды производят индивидуально для каждой совокупности деталей пар трения и смазки по проявлению максимальной адгезии материала промежуточного подслоя к металлической поверхности и к выбранному смазочному материалу, по оценке ее угла смачивания на поверхностях, покрытых слоем выбранной кремнийорганической жидкости.

Способ осуществляют следующим образом.

Для подшипников (качения или скольжения) изготавливают детали, производят их взаимную приработку, а затем производят выбор промежуточной (кремнийорганической) жидкости подслоя, применяя известную методику оценки угла смачивания (см., например, Физические величины. Справочник. - М.: Энергоатомиздат 1991. - c.330).

Затем ту же процедуру производят на поверхностях трения, покрытых промежуточным слоем, при выборе оптимальной смазки, в том числе содержащей твердосмазочные полимерные и другие частицы.

Анализ существующих технических решения в данной области показывает, что не известно применение промежуточных слоев жидкостей в парах трения между металлической поверхностью и слоем рабочей смазки.

Пример реализации способа.

Для повышения работоспособности роликовых подшипников переднеприводных автомобилей ВАЗ подбирали материал промежуточного слоя и оптимальную смазку.

Для выбора материала оценивали адгезию группы испытываемых жидкостей типа ПМС.

Для этого на промытую и просушенную поверхность роликового кольца наносили капли испытываемых жидкостей, измеряли известным образом угол смачивания и выбирали жидкость, обладающую наибольшей адгезией к данной металлической поверхности. В данном случае была выбрана жидкость марки ПМС-5000. Затем, подобным образом, на поверхности кольца, покрытой слоем ПМС-5000, выбирали оптимальную смазку. По результатам сравнения в данном случае было выбрано масло марки ТАД-17.

При осуществлении способа после выбора материалов подслоя и смазки, тщательно промытый и просушенный подшипник разбирали, на поверхность наружного кольца тампоном наносили слой жидкости марки ПМС-5000 (толщиной порядка 10 мкм). Затем подшипник собирали, производили прокрутку внутреннего кольца (30 сек), для того, чтобы ПМС-5000 перенеслась на ролики и внутреннее кольцо, а затем подшипник устанавливали на испытательный стенд для испытаний при смазке маслом ТАД-17.

При испытаниях оценивали:

- температуру саморазогрева;

- изменение момента трения;

- изменение уровня шума;

- изменение уровня вибрации;

- эффективность способа по износостойкости оценивали на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75.

Испытания подтвердили эффективность предложенного способа.

1. За время испытания (60 мин) подшипник практически не нагревался, а температура оставалась на уровне комнатной (Т=+20°С).

2. Момент трения снижался на 17,6%.

3. Уровень шума снижался до 3,0 дБ.

4. Уровень вибрации снижался на 2-3 дБ.

5. Пятно износа уменьшилось на 30 и более процентов.

Использование предложенного технического решения позволяет получить экономический и технический эффекты за счет следующего.

1. За счет увеличения долговечности узлов трения и как следствие машин и механизмов в целом.

2. За счет экономии электроэнергии (топлива) вследствие снижения механических потерь на трение.

3. За счет снижения расходов на ремонт и замену смазочных материалов

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР № 796620, кл. F16 № 15/00, 1981 г.

2. Патент РФ RU 2059919 С1, 05.10.1996 г.

Похожие патенты RU2334909C2

название год авторы номер документа
АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ 2002
  • Левченко В.А.
  • Матвеенко В.Н.
  • Дроздов Ю.Н.
  • Буяновский И.А.
  • Петрова И.М.
  • Игнатьева З.В.
RU2230238C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2010
  • Бай Николай Михайлович
  • Ерофеев Валерий Владимирович
  • Любимов Дмитрий Николаевич
  • Долгополов Кирилл Николаевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2434056C1
АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ 2023
  • Трифанов Иван Васильевич
  • Суханова Ольга Андреевна
  • Патраев Евгений Валерьевич
  • Трифанов Владимир Иванович
RU2820998C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2002
  • Пустовой И.Ф.
  • Червоненко Ю.А.
  • Колесник В.П.
RU2209852C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНАЯ ТРИБОКОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ (ТРУЩИХСЯ) ПОВЕРХНОСТЕЙ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 2001
  • Павлов К.А.
  • Абратанов Ю.И.
  • Горин В.С.
  • Солдатов С.А.
  • Захаров Н.В.
RU2210587C2
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ 2009
  • Давыдов Николай Александрович
  • Зуев Валерий Владимирович
  • Рейбанд Юрий Яковлевич
RU2415176C2
Способ нанесения твердосмазочныхпОКРыТий (ЕгО ВАРиАНТы) 1979
  • Лебедев Владимир Михайлович
  • Ашейчик Анатолий Анатольевич
SU834247A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ 2009
  • Тарасик Александр Вадимович
RU2414545C1
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2001
  • Нежданов В.И.
  • Какоткин В.З.
  • Балабин В.Н.
  • Ермаков В.И.
  • Лифенко Владимир Иванович
RU2201999C2
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУЩИХСЯ СОЕДИНЕНИЙ 1997
  • Агафонов А.К.(Ru)
  • Аратский П.Б.(Ru)
  • Бахматов С.И.(Ru)
  • Гамидов Эльмин Аббас-Оглы
  • Никитин И.В.(Ru)
  • Слободянюк Андрей Андреевич
RU2149741C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ СМАЗКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Способ предназначен для смазки узлов трения в машиностроении, самолетостроении, производстве железнодорожных транспортных средств, судов, автомобилей, станков, электрических и других машин, где необходимо обеспечивать высокую долговечность трущихся деталей. Способ заключается в том, что дополнительно вводят тонкий промежуточный подслой из кремнийорганических жидкостей, например олигодиметилсилоксана, а отбор жидкостей для промежуточного подслоя и выбор смазочной среды производят индивидуально для каждой совокупности деталей пар трения и смазки по проявлению максимальной адгезии материала промежуточного подслоя к металлической поверхности и к выбранному смазочному материалу по оценке ее угла смачивания на поверхностях, покрытых слоем выбранной кремнийорганической жидкости. Технический результат - повышение износостойкости узлов трения между трущимися поверхностями деталей и смазочной смесью. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 334 909 C2

1. Способ смазки узлов трения, включающий нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, отличающийся тем, что между трущимися поверхностями деталей и смазочной смесью, дополнительно вводят тонкий промежуточный подслой из кремнийорганических жидкостей, например, олигодиметилсилоксана.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отбор жидкостей для промежуточного подслоя, а также выбор смазочной среды производят индивидуально для каждой совокупности деталей пар трения и смазки по проявлению максимальной адгезии материала промежуточного подслоя к металлической поверхности и к выбранному смазочному материалу, по оценке ее угла смачивания на поверхностях, покрытых слоем выбранной кремнийорганической жидкости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2334909C2

RU 2059919 C1, 10.05.1996
Способ смазки узлов трения криогенныхМЕХАНизМОВ 1979
  • Глускин Яков Абрамович
  • Мемелов Вениамин Лазаревич
  • Плещунов Николай Николаевич
  • Веселовский Андрей Серафимович
SU796620A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ МЕХАНИЗМОВ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ 1995
  • Пинус И.Я.
RU2107864C1
АКАРИЦИДНОЕ СРЕДСТВО, ПРИМЕНЕНИЕ И СПОСОБ БОРЬБЫ С КЛЕЩАМИ 1993
  • Джунджи Сузуки
  • Ясуо Кикучи
  • Татсуйя Исида
  • Татсуфуми Икеда
RU2113120C1
Горелка 1985
  • Абрамов Александр Анатольевич
SU1268881A1

RU 2 334 909 C2

Авторы

Громаковский Дмитрий Григорьевич

Серов Игорь Юрьевич

Воробьев Роман Владимирович

Николаев Владимир Александрович

Хаустов Вячеслав Иванович

Данильченко Александр Иванович

Бошкарев Олег Васильевич

Гонченко Борис Васильевич

Даты

2008-09-27Публикация

2006-08-07Подача