Способ смазки узлов трения криогенныхМЕХАНизМОВ Советский патент 1981 года по МПК F16N15/00 

Описание патента на изобретение SU796620A1

Изобретение относится к машиностр ению, преимущественно к смазке узло трения криогенных механизмов, рабо,тающих в жидких газах. Известно применение для смазки узлов трения криогенных механизмов, работающих, например, в жидком гелии самого хладагента (жидкого гелия) 1 Недостатком этого способа являетс то, что область использования извест ного изобретения ограничена узлами трения, работающими в условиях гидро динамического трения при легких режимах, не сопровождающихся значительным -тепловыделением. Даже при незначительном тепловыделении, которое обязательно имеет место при граничном или полужидкостном трении, с :иженный газ переходит в зоне трения в газообразное состояние и теряет свои смазывающие свойства. При этом узел трения работает в режиме сухого трения со значительным тепловыделением и износом трущих ся пар. Вследствие тепловыделения в узлах трения повышается расход газа, используемого для охлаждения механиз ма в целом. Наиболее близким к предлагаемому является способ смазки узлов трения с применением пористых детелей, обеспечивающий высокую работоспособность трущихся пар, работающих в условиях граничного или полужидкостного трения. Обычно для смазки в этих условиях используют жидкие масла, вводимые в поры путем предварительной пропитки или подаваемые дополнительно из специальных емкостей 2. Однако даже низкотемпературные масла непригодны для эксплуатации в криогенных механизмах, в частности для работы в жидких газах, например водороде, гелии, азоте, кислороде и др. вследствие замерзания и потери смазывающих свойств. Цель изобретения - снижение трения и износа, а также уменьшение расхода жидких газов, необходимых для охлаждения криогенных механизмов. Указанная цель достигается тем, что в способе смазки, включающем подачу смазки из резервуара к поверхности трения .через пористый материал, из которого выполнена одна из детелей трения, в качестве смазки используют газ с более высокой температурой фазового перехода газт жидкость по сравнению с газом, применяемым для охлаждения криогенного механизма. снижаемый в процессе подачи-к трущим ся поверхностям. Сжижение газа осуще ствляется за .счет его контакта с раз витой поверхностью пор. Жидкий газ сохраняется в порах за счет капилляр ных сил. Выходя из пор под воздействием давления, жидкий газ осуществля ет смазку в полужидкоеТВом или грани hOM режиме, несмотря на фрикционный i arpeB при трении. Выбор смазывающег газа осуществляется исходя из расчет тепловыделения во фрикционном контак те или экспериментального определения температуры фрикционного нагрева В качестве см азывающих газов пред почтительны инертные тяжелые газы аргон, ксенон, обладающие более высо кой теплоемкостью и .более резко снижающие фрикционный нагрев узла трени по сравнению с легкими газами. Подача газа может осуществляться постоянно или периодически. При периодической подаче газа могут исполь зоваться устройства с применением те мопар, которые в сочетании с какимлибо регистрирующим прибором и стандартным исполнительным механизмом управляют клапаном подачи газа. Для улучшения условий смазки в смазывающий газ вводятся микродисперсные порошки твердой смазки. На чертеже представлено устройств для осуществления указанного способа смазки (схема подшипника скольжения криогенного механизма с подачей смазывающего газа на трущуюся поверхность) . Газ из баллона 1 подается в прлость 2 корпуса подшипника 3 и оттуда через пористый подшипник к поверх ности трения. Нерабочие торцы герметизируются известными способами путем закрытия пор механической обработки или заполнением каким-либо веществом Для улучшения условий смазки в полост корпуса могут вводиться тонкодисперсные порошки твердой смазки, захватываемые потоком газа и доставляемые также через.поры к поверхности трения. Использование способа смазки позволяет обеспечить работоспособность узлов терения при повышенных скоростях и нагрузках в сжиженных газах. Он дает возможность за счет реализации полужидкостного или граничного режимов трения резко понизить коэффициент трения и фрикционный нагрев. Снижение температуры пары трения уменьшает потери сжиженного газа, используемого для охлаждения при работе криогенных механизмов. Предлагаемый способ смазки может быть рекомендован в узлах трения подшипниках скольжения, контактных уплотнениях различных криогенных механизмов, работающих с использованием жидкого водорода, гелия, азота, воздуха, кислорода и других газов, в частности в криогенных электродвигателях и генераторах. Формула изобретения 1.Способ смазки узлов трения сриогенных механизмов, одна из деталей которых выполнена из пористого материала и использующих газ для охлаждения, включающий подачу смазки к поверхности трения через пористый материал, отличающийся тем, что, с целью снижения трения И износа трущихся деталей, а также уменьшения расхода охлаждающего газа, в качестве смазки используют газ с Более высокой температурой фазового перехода газг:жидкость , чем газ для охлаждения. 2.Способ по п, 1, отличающийся тем, что, в качестве смазки узлов трения, работающих в жидком гелии или азоте, используют преимущественно тяжелые инертные газы арго-; или ксенон . 3.Способ поп. 1, отличающийся тем, что в смазывающий газ вводится мелкодисперсные порошки . твердой смазки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 . Авторское свидетельство СССР № 280115, кл, F 16 С 17/12, 1969. 2. Мошков А.Д. Пористые антифрикционные материалы. М., Машиностроение, 1968., с. 5-20.

о о о о о о о о о оо о о о ,о о о о о о

Похожие патенты SU796620A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ 1972
SU354211A1
Способ управления характеристиками подшипника скольжения при помощи температуры и подшипник скольжения для его реализации 2020
  • Овчаренко Николай Юрьевич
RU2750182C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1998
  • Фришберг И.В.
  • Кишкопаров Н.В.
  • Ландау М.Б.
RU2139920C1
Устройство для смазки подшипника скольжения 1971
  • Литманов Леонид Хацкелевич
  • Бондарев Борис Павлович
SU448317A1
Валковая опора 1980
  • Снеговский Федор Павлович
  • Гринавцев Валерий Никитич
  • Осадчий Владимир Степанович
  • Эвринов Николай Иванович
  • Калибатовский Станислав Витольдиевич
  • Михайлов Александр Николаевич
SU865448A1
СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Александров Анатолий Александрович
  • Александрова Елена Александровна
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Старунов Александр Сергеевич
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Казинцев Игорь Юрьевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
RU2376184C1
САМОСМАЗЫВАЮЩАЯСЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ ДЕТАЛЬ ДЛЯ ШАРНИРОВ И ПОДШИПНИКОВ 2006
  • Барлерен Жан-Клод
  • Шодюирон Эрик
RU2405985C2
СПОСОБ СМАЗКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2006
  • Громаковский Дмитрий Григорьевич
  • Серов Игорь Юрьевич
  • Воробьев Роман Владимирович
  • Николаев Владимир Александрович
  • Хаустов Вячеслав Иванович
  • Данильченко Александр Иванович
  • Бошкарев Олег Васильевич
  • Гонченко Борис Васильевич
RU2334909C2
Способ получения износостойкого антифрикционного покрытия на подложке из стали, никелевого или титанового сплава 2023
  • Харанжевский Евгений Викторович
  • Ипатов Алексей Геннадьевич
  • Макаров Алексей Викторович
RU2826632C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 2002
  • Струк Василий Александрович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Овчинников Евгений Витальевич
  • Федоров Дмитрий Иванович
RU2228347C1

Иллюстрации к изобретению SU 796 620 A1

Реферат патента 1981 года Способ смазки узлов трения криогенныхМЕХАНизМОВ

Формула изобретения SU 796 620 A1

SU 796 620 A1

Авторы

Глускин Яков Абрамович

Мемелов Вениамин Лазаревич

Плещунов Николай Николаевич

Веселовский Андрей Серафимович

Даты

1981-01-15Публикация

1979-03-30Подача