РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА Российский патент 2008 года по МПК F02K1/15 

Описание патента на изобретение RU2338082C1

Изобретение относится к устройствам для управления газотурбинным двигателям, а именно к управляющим устройствам.

Известна ручка управления двигателем (РУД), при перемещении которой летчик осуществляет управление тягой газотурбинного двигателя. РУД имеет рычаг управления и рукоятку рычага управления, неподвижно закрепленную на нем [1].

При наличии управляемого сопла на газотурбинном двигателе для его отклонения в кабине летчика необходимо наличие дополнительного рычага или кнюппеля (переключателя), что затрудняет пилотирование самолета [2].

Недостатком описанной конструкции является невозможность управления через РУД положением выходного сопла газотурбинного двигателя, что не позволяет одновременно изменять направление и величину тяги газотурбинного двигателя, пользуясь РУД.

Технической задачей изобретения является улучшение условий управления газотурбинным двигателем с изменяемым положением сопла, обеспечение удобства и простоты ручного управления величиной и направлением тяги двигателя за счет совмещения в РУД двух функций, а именно одновременного управления величиной тяги и ее направлением.

Для решения этой задачи предлагается усовершенствованная конструкция РУД с добавлением второй поворотной рукоятки рычага управления, установленной на той же оси.

Технический результат изобретения заключается в улучшении условий управления двигателем, обеспечении удобства и простоты управления положением сопла газотурбинного двигателя, пользуясь РУД, и достигается за счет того, что в ручке управления двигателем, имеющей рычаг управления и укрепленную на нем рукоятку, на той же оси установлена выполненная вращающейся вокруг оси дополнительная внешняя поворотная рукоятка, снабженная кнопкой на торцевой стороне РУД, при нажатии на которую дополнительная внешняя поворотная рукоятка может вращаться от нейтрального положения, в котором она фиксируется с помощью шарикового замка, до положения «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз, причем две спиральные пружины, установленные на внешней поворотной рукоятке, создают усилие и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положение ручка управления двигателем фиксируется электрическим датчиком, сигнал с которого поступает на блок автоматики, который выдает команду электрогидрокрану на отклонение сопла с помощью гидроцилиндров.

На фиг.1 показан общий вид РУД; на фиг.2 - схема работы устройства.

Ручка управления двигателем для отклонения сопла состоит из неподвижной рукоятки 1, установленной на рычаге 9, дополнительной внешней поворотной рукоятки 2, установленной на одной оси с неподвижной рукояткой 1, кнопки 3 фиксации поворотной рукоятки 2, подшипников 4, двух плоских спиральных пружин 5, 6, датчика 7, шарикового замка 8, блока 10 автоматики, электрогидрокрана 11 и гидроцилиндров 12.

Устройство работает следующим образом. При нажатии на кнопку 3, расположенную на торцевой стороне ручки управления двигателем, внешняя поворотная рукоятка 2 выходит из зацепления с неподвижной рукояткой 1 и приводится в нейтральное положение, дополнительно зафиксированная с помощью шарикового замка 8. При приложении незначительных усилий летчиком поворотная рукоятка 2 «снимается» с шарикового замка 8, получает возможность вращаться относительно неподвижной рукоятки 1. Изменение положения внешней поворотной рукоятки 2 фиксируется датчиком 7. Сигнал с датчика 7 поступает на блок 10 автоматики (фиг.2), блок 10 автоматики подает команду электрогидрокрану на отклонение сопла с помощью гидроцилиндров. С целью тактильного ощущения летчиком изменения положения сопла газотурбинного двигателя пружины 5 и 6 создают усилия при вращении внешней рукоятки 2, возрастающие по мере ее поворота вокруг своей оси, каждая из пружин создает усилия в одном направлении вращения и не действует в нейтральном положении внешней поворотной рукоятки 2. Поскольку сопло может отклоняться с помощью рукоятки 2 вверх и вниз, то для тактильного восприятия летчиком нейтрального положения в РУД установлен шариковый замок 8, позволяющий летчику тактильно ощущать нейтральное положение сопла.

Для прекращения управления соплом внешняя поворотная рукоятка 2 устанавливается в нейтральное положение и фиксируется с помощью шарикового замка 8, затем путем повторного нажатия кнопки 3 происходит ее соединение с неподвижной рукояткой 1.

Источники информации

1. Самолет Су-15. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию. Кн.1. 1975, с 99.

2. А.И.Нелюбов, А.А.Новад. Динамика полета и боевого маневрирования летательных аппаратов. -М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 1990, с.67.

Похожие патенты RU2338082C1

название год авторы номер документа
РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ 2011
  • Попов Владимир Николаевич
  • Головнев Александр Викторович
  • Завальнюк Денис Александрович
RU2504682C2
Устройство для управления тягой двигателя самолета 2021
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Жеребцов Алексей Анатольевич
  • Саяхов Ильдус Финатович
  • Жарков Евгений Олегович
  • Зиннатуллина Гузель Салаватовна
RU2790341C2
СИЛОВОЕ УСТРОЙСТВО К КОМПЬЮТЕРУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ САМОЛЕТОМ 2012
  • Федотов Александр Евгеньевич
RU2498833C1
САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Демин Игорь Михайлович
  • Погосян Михаил Асланович
  • Барковский Александр Федорович
  • Москалев Павел Борисович
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Шенфикель Юрий Ильич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Костенко Николай Иванович
  • Пекарш Александр Иванович
  • Огарков Сергей Олегович
RU2472672C1
БОКОВАЯ РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2014
  • Самсонович Семен Львович
  • Огольцов Игорь Иванович
  • Крылов Николай Валерьевич
  • Ларин Александр Петрович
  • Макарин Михаил Александрович
  • Рожнин Николай Борисович
  • Степанов Вилен Степанович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Кривко Владислав Алексеевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
RU2571992C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОДНОМЕСТНЫЙ САМОЛЕТ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 2016
  • Демин Игорь Михайлович
  • Константинов Сергей Валентинович
  • Крючков Владимир Витальевич
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Беляев Алексей Валерьевич
  • Краснов Владимир Алексеевич
  • Москалев Павел Борисович
  • Засовин Александр Игоревич
  • Заец Виктор Федорович
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Кислов Сергей Владимирович
RU2630030C1
Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя 2017
  • Критский Василий Юрьевич
  • Куница Сергей Петрович
  • Самсонов Владимир Михайлович
RU2649723C1
СПОСОБ ПОКИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ 1988
  • Матвеев Владимир Иванович
RU2007342C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ДЕМАСКИРУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ (ЗАМЕТНОСТИ) РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Калачев Евгений Николаевич
  • Тарасов Алексей Захарович
RU2478529C2
СПОСОБ КИНЕСТАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЛЕТЧИКУ ПИЛОТАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 1996
  • Титов Андрей Анатольевич
RU2095279C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 338 082 C1

Реферат патента 2008 года РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА

Изобретение относится к авиации, а именно к управлению величиной и направлением тяги с помощью подвижных сопел. Ручка управления двигателем для отклонения сопла состоит из неподвижной рукоятки, установленной на рычаге, дополнительной внешней поворотной рукоятки, установленной на одной оси с неподвижной рукояткой, кнопки фиксации поворотной рукоятки, подшипников, плоской спиральной пружины, второй плоской спиральной пружины, датчика, шарикового замка, блока автоматики, электрогидрокрана и гидроцилиндров. Изобретение обеспечивает улучшение условий управления двигателем, удобство и простоту управления положением сопла газотурбинного двигателя при использовании ручки управления двигателем. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 338 082 C1

Ручка управления двигателем для отклонения сопла, имеющая рычаг управления и укрепленную на нем рукоятку, отличающаяся тем, что на той же оси установлена выполненная вращающейся вокруг своей оси дополнительная внешняя поворотная рукоятка, снабженная кнопкой на торцевой стороне ручки управления двигателем, при нажатии на которую дополнительная внешняя поворотная рукоятка может вращаться от нейтрального положения, в котором она фиксируется с помощью шарикового замка, до положения «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз, причем две спиральные пружины, установленные на внешней поворотной рукоятке, создают дополнительное усилие и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положение ручки управления двигателем фиксирует электрический датчик, сигнал с которого поступает на блок автоматики, который выдает команду электрогидрокрану на отклонение сопла с помощью гидроцилиндров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2338082C1

Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 1995
  • Симонов М.П.
  • Никитин Н.Ф.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Москалев П.Б.
RU2084375C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1997
  • Базякин В.М.
  • Грузинов В.Е.
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
RU2131378C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 1998
  • Симонов М.П.
RU2138423C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1994
  • Александер Фрик
RU2126344C1
US 5239815 A, 31.08.1993
Пуансон для обтяжки профильных деталей 1974
  • Воробьев Георгий Гаврилович
  • Ерохин Сергей Иванович
  • Самохвалова Лариса Андреевна
SU512833A1

RU 2 338 082 C1

Авторы

Попов Владимир Николаевич

Артеменко Виктор Петрович

Даты

2008-11-10Публикация

2007-04-05Подача