ТАНКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР Российский патент 2009 года по МПК G09B9/04 G01M17/08 

Описание патента на изобретение RU2355040C2

Изобретение касается учебно-тренировочных средств и предназначено для обучения и подготовки механиков-водителей гусеничных машин, а более конкретно танков и бронемашин.

Известный тренажер [1] содержит трассу, выполненную составной на разных уровнях и соединенную между собой звеном, которая может трансформироваться, причем трасса закреплена якорями и винтовой системой, а также содержит по меньшей мере две диаметрально расположенные мачты, а также приводы. Кроме того, трасса содержит приводы, а ее горизонтальная часть имеет трансформирующееся звено, причем дорожная основа звена состоит из гибких элементов и съемных жестких профильных конструкций.

Основным недостатком данного тренажера является низкая надежность за счет большого количества составных звеньев.

Кроме того, тренажер имеет ограниченные функциональные возможности, не позволяющие моделировать реальные условия, имеющие место при движении по местности с пересеченным рельефом.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому танковому тренажеру является устройство для моделирования продольного и поперечного ускорения отсека транспортного средства [2], содержащее приспособления продольного и поперечного движений, размещенные один над другим. Каждое из приспособлений включает две тележки, размещенные между собой на соответствующем расстоянии, чтобы двигаться по одной из двух рельс, расположенных параллельно одна относительно другой.

Начиная с центра, каждая из рельс поднимается симметрично в направлении их передней и задней стороны. Кабина установлена на приспособлении поперечного движения. Рельсы приспособления продольного движения прикреплены стационарно к базовому каркасу, а рельсы приспособления поперечного движения присоединены к платформе, удерживающей кабину. Основной каркас содержит две пиловидные боковые стенки, соединенные одна с другой поперечными перемычками.

Платформа, на которой закреплена кабина, имеет передний и задний поперечные суппорты треугольной формы, причем более длинная сторона этих суппортов идет в направлении верхней части платформы, а две другие стороны, образующие тупой угол, идут в направлении, противоположном к обратной стороне платформы. Поперечные суппорты соединены между собой с помощью элемента, имеющего форму пирамиды с треугольным пирамидальным поперечным сечением. Тележки продольного и поперечного движений соединены между собой при помощи шарового шарнира, причем тележка продольного движения соединена с рельсой с помощью подшипников.

Основным недостатком являются низкие функциональные возможности тренажера, то есть конструкция тренажера не позволяет имитировать круговое движение, резкое падение танка с обрыва, неровности рельефа.

Кроме этого, конструкция тренажера не дает возможности реального ощущения курсанту расстояния от сидения до грунта.

В основу изобретения положена задача усовершенствовать конструкцию танкового тренажера путем изменения конструкции приспособлений продольного и поперечного движений, узла соединения кабины с вышеупомянутыми приспособлениями, позволяющими имитировать движение тренажера на 360°, движение при преодолении препятствий типа "противотанковый ров", падение с высоты, препятствий типа "эскарп" и "контрэскарп", что приведет к расширению функциональных возможностей и повышению эффективности подготовки механиков-водителей танков.

Поставленная задача решается тем, что в танковом тренажере, содержащем кабину, платформы продольного и поперечного перемещений с электроприводами, согласно изобретению кабина установлена на кожухе шаровой опоры, жестко соединенной с траверсой, а кожух шаровой опоры с помощью конической передачи соединен с планетарным диском, нижняя часть которого контактирует с соответствующими электроприводами горизонтального наклона кабины, установленными на траверсе и размещенными один напротив другого, причем траверса установлена на кожухе, проходящем через платформы продольного и поперечного перемещений, причем шатун размещен в кожухе и подпружинен к его основе, а к корпусу кожуха жестко закреплены упругие кронштейны, вторые концы которых контактируют с платформой поперечного перемещения, а на переднем конце траверсы закреплен стабилизатор, свободно проходящий через платформу продольного и поперечного перемещения, а шатун через редуктор, соединенный с силовым электроприводом, контактирует с двумя фрикционами, соединенными с электромагнитом, установленным на платформе поперечного перемещения, а в платформе продольного перемещения в местах прохождения через нее стабилизатора и кожуха выполнены поперечные окна, причем на платформе продольного перемещения установлены направляющие, в которых размещены катки платформы поперечного перемещения, а платформы продольного и поперечного перемещений установлены на катках, которые соединены электроприводом, причем поверхность катков платформы продольного перемещения имеет рифленую поверхность.

Установление кабины на кожухе шаровой опоры, которая жестко скреплена с траверсой с помощью подпятника и соединена с кожухом с помощью конической передачи с планетарным диском, нижняя часть которого контактирует электроприводами горизонтального наклона кабины, установленными на траверсе, которая установлена на шатуне, что позволило имитировать движение танкового тренажера на 360°, движение по наклонной поверхности как в поперечном, так и в продольном перемещении.

Соединение шатуна через редуктор с силовым электроприводом, а также его контакт с двумя фрикционами П и Н, соединенными с электроприводом, наличие стабилизатора и их конструктивные связи с платформой продольного и поперечного перемещения позволило имитировать преодоление танком препятствий типа "противотанковый ров", падение с высоты и преодоление типа "эскарп" и "контрэскарп".

Расположение платформы продольного перемещения на катках, поверхность которых имеет рифленую конструкцию, позволяет имитировать движение танка по горбистой поверхности.

Кроме того, предложенная конструкция танкового тренажера позволяет курсанту получить ощущение реального положения танка относительно уровня земли и горизонта.

На фиг.1 изображен общий вид танкового тренажера, вид спереди.

На фиг.2 изображен общий вид танкового тренажера, вид сбоку.

На фиг.3 изображен общий вид танкового тренажера, вид сверху.

На фиг.4 изображен танковый тренажер при имитации движения также наклоном вниз.

На фиг.5 изображен танковый тренажер при имитации движения танка вверх.

На фиг.6 изображен танковый тренажер при имитации преодоления косогора слева.

Танковый тренажер оснащен (фиг.1, 2, 6) кабиной 1, установленной на кожухе 2 шаровой опоры 3, жестко соединенной с траверсой 4, а кожух 2 шаровой опоры 3, с помощью конической передачи 5 соединенный с планетарным диском 6, нижняя часть которого контактирует с соответствующими электроприводами 9, 10, 11, 12 горизонтального наклона кабины 1, установленными на траверсе 4 и расположенными один против другого, причем траверса 4 установлена на шатуне 13, который проходит через платформы продольного 28 и поперечного 26 перемещения, причем шатун 13 расположен в кожухе 33 и подпружинен к его основанию, а к корпусу кожуха 33 жестко закреплены пружинистые кронштейны 35, другие концы которых контактируют с платформой 26 поперечного перемещения, а на переднем конце траверсы 4 закреплен стабилизатор 14 (фиг.2), который свободно проходит через платформу продольного 28 и поперечного 26 перемещения, а шатун 13 через редуктор 15 соединен с силовым электроприводом 16 и контактирует (фиг.3) с двумя фрикционами 17, 18, соединенными с электромагнитом 19, установленным на платформе 26 поперечного перемещения, а в платформе 28 продольного перемещения в местах прохождения через нее стабилизатора 14 и кожуха 33 исполнены поперечные окна 20, причем на платформе 28 продольного перемещения установлены направляющие 21, в которых расположены катки 22 платформы 26 поперечного перемещения, а платформа 28 продольного перемещения установлена на катках 23, которые соединены с электроприводом 24 продольного перемещения и имеют рифленую поверхность 25.

Танковый тренажер работает следующим образом.

Танковый тренажер размещается в специальном котловане определенной глубины, длины и ширины таким образом, чтобы кабина 1 находилась на высоте сидения механика-водителя реального танка по отношению к земле.

В кабине 1 находятся все органы управления контрольных приборов реального танка, которыми пользуется обучаемый, который осваивает технику вождения. В кабине находится звуковая и световая сигнализация, которая имитирует работу двигателя, стартера и др. Обучение осуществляется по определенной программе, которая задается инструктором и освещается на необходимых табло в кабине.

Для имитации движения по прямой (фиг.2) включают электропривод 24, который приводит в движение катки 23 платформы 28 продольного движения, кабина 1 и платформа 26 поперечного движения при этом находятся в неподвижном положении по отношению к платформе 28 продольного движения.

При имитации поворота танка включаются электроприводы 7 и 8 кругового вращения кабины 1, которые через планетарный диск 6 и коническую передачу 5 передают усилия на кожух 2 шаровой опоры 3, и так как кабина 1 закреплена на кожухе 2, она начинает поворачиваться вправо или влево в зависимости от команды, которая поступает.

Кроме того, включается электропривод 37, который перемещает платформу 26 поперечного движения в соответствующую сторону.

При имитации движения вверх (фиг.5) включается электропривод 11 и через планетарный диск 6 и коническую передачу 5 усилие передается на кожух 2, который на шаровой опоре 3 поднимает переднюю часть кабины 1 на определенный угол.

При имитации движения вниз включается электропривод 12, усилие которого через планетарный диск 6 и коническую передачу 5 передается на кожух 2, который на шаровой опоре 3 поднимает заднюю часть кабины 1 на определенный угол.

При имитации движения танка по косогору справа включается электропривод 9, усилие которого через планетарный диск 6 и коническую передачу 5 передается на кожух 2, который на шаровой опоре 3 наклоняет в левую сторону кабину 1 на определенный угол.

При имитации движения танка по "косогору" слева (фиг.6) включается электропривод 10, усилие которого через планетарный диск 6, коническую передачу 5 передается на кожух 2, который на шаровой опоре 3 наклоняет в правую сторону кабину 1 на определенный угол в зависимости от крутизны косогора.

При имитации движения танка через противотанковый ров, когда передние катки танка резко падают вниз, т.е. режим "штопора", электромагнит 19 отключается и шатун 13 вместе с траверсой 4 и кабиной 1 резко опускается вниз в кожух 33, в котором находится амортизирующая пружина ("Торсион"). Скорость падения шатуна 13 определяется усилием, которое передается от электромагнита 19 через неподвижный барабан Н.

При имитации преодоления танком препятствия типа "Эскарп" шатун 13 вместе с траверсой 4 и кабиной 1 с помощью подвижного барабана П, который соединен через редуктор 15 с электроприводом 16, резко поднимается вверх.

27, 27 - боковые опоры - направляющие шатуна 13.

36 - шарнирно-телескопическое соединение.

37 - электропривод платформы 26 поперечного перемещения.

31, 32 - зубчатые передачи передают усилие от редуктора 15 к фрикциону 17, 18.

34 - пружина амортизации, имитирует торсионы танка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патент США №5558582, кл. G09B 9/02, 1996.

2. Патент США №6110049, кл. G09B 9/04, 2000.

Похожие патенты RU2355040C2

название год авторы номер документа
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2013
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Малышев Дмитрий Николаевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2542694C1
ТАНКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР 1999
  • Москалев В.С.
  • Пуголовкин В.С.
  • Бурдейный Ю.А.
  • Сидоренко Р.В.
  • Филиппов В.В.
RU2166799C1
ТРЕНАЖЕР 1996
  • Соколов Игорь Павлович
RU2114664C1
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2001
  • Агеев Д.В.
  • Дордин Л.Н.
  • Кондратьев И.А.
  • Крицкий С.А.
  • Куракин Б.М.
  • Моров А.А.
  • Налобин А.Н.
  • Овсянников Б.В.
  • Хмелюк П.С.
RU2201353C2
ПИЛОТАЖНЫЙ ТРЕНАЖЕР НА ОСНОВЕ ЦЕНТРИФУГИ 2012
  • Комтуа Пол
RU2591108C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ИМИТАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2008
  • Панов Александр Федорович
  • Паршенко Николай Николаевич
  • Паршенко Алексей Николаевич
RU2359334C1
КОЛЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 2010
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шийка Алексей Павлович
RU2423281C1
Тренажер гусеничной машины 1987
  • Барабенов Виктор Петрович
  • Баран Юрий Иванович
  • Гудин Анатолий Александрович
  • Денисов Александр Андреевич
  • Надеев Николай Александрович
  • Осипов Станислав Андреевич
  • Сорокин Александр Семенович
  • Суханов Николай Васильевич
SU1471211A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКОВ-ВОДИТЕЛЕЙ ПОДВИЖНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВООРУЖЕНИЯ 2019
  • Антонов Юрий Викторович
  • Герега Олег Петрович
  • Зайнулин Виктор Калимуллович
  • Перевалов Владимир Николаевич
  • Поляков Андрей Владимирович
  • Якупов Харис Ахметович
RU2711047C1
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНШЕЙНО-КОТЛОВАННОЙ МАШИНЫ И ОПОРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ 2008
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Беляков Владимир Федорович
  • Вандяев Иван Михайлович
  • Котенко Андрей Владимирович
  • Назаров Евгений Матвеевич
  • Панов Юрий Васильевич
  • Сергамасов Дмитрий Михайлович
  • Тараканов Дмитрий Владимирович
  • Шаповалов Виктор Владимирович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2371551C1

Реферат патента 2009 года ТАНКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР

Изобретение касается учебно-тренировочных средств и предназначено для обучения и подготовки механиков-водителей гусеничных машин, в частности танков и бронемашин. Устройство содержит кабину платформы продольного и поперечного перемещения с электроприводами, шаровую опору, на кожухе которой закреплена кабина. При этом кожух соединен с планетарным диском, нижняя часть которого контактирует с соответствующими электроприводами горизонтального наклона кабины, установленными на траверсе. Траверса установлена на шатуне, проходящем через платформы продольного и поперечного перемещения, а шатун размещен в кожухе и подпружинен к его основанию. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей тренажера и повышении эффективности подготовки. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 355 040 C2

1. Танковый тренажер, который имеет кабину, платформы продольного и поперечного перемещения с электроприводами, отличающийся тем, что кабина установлена на кожухе шаровой опоры, жестко соединенной с траверзой, а кожух шаровой опоры с помощью конической передачи соединен с планетарным диском, нижняя часть которого контактирует с определенными электроприводами горизонтального наклона кабины, установленных на траверзе, расположенных один против другого, причем траверза установлена на шатуне, который проходит через платформы продольного и поперечного перемещения, причем шатун расположен в кожухе, подпружиненный к его основанию, а к корпусу кожуха жестко закреплены пружинистые кронштейны, другие концы которых контактируют с платформой поперечного перемещения, а на переднем конце траверзы закреплен стабилизатор, который свободно проходит через платформы продольного и поперечного перемещения, а шатун через редуктор, соединенный с силовым электроприводом, контактирует с помощью шарнира с двумя фрикционами П и Н, соединенными с электромагнитом, установленным на каркасе платформы поперечного перемещения, а в платформе продольного перемещения в местах прохождения через нее стабилизатора и кожуха имеются поперечные окна, причем на платформе продольного перемещения установлены направляющие, в которых размещены катки платформы поперечного перемещения.

2. Танковый тренажер по п.1, отличающийся тем, что платформы продольного и поперечного перемещения установлены на катках, которые соединены с электроприводами, причем поверхность катков платформы продольного перемещения имеет рифленую поверхность.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2355040C2

US 6110049 А, 29.08.2000
US 5558582 А, 24.09.1996
Тренажер транспортного средства 1987
  • Белов Петр Павлович
  • Венгеров Игорь Анатольевич
  • Грибков Владимир Павлович
  • Минаев Сергей Анатольевич
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
SU1508265A1
Тренажер для водителя гусеничных машин 1980
  • Серов Борис Александрович
  • Малясов Валентин Васильевич
  • Сырыков Владимир Вадимович
  • Купцов Николай Михайлович
SU909673A1
СИСТЕМА ПОДВИЖНОСТИ ТРЕНАЖЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Тихомиров Б.С.
  • Осипов М.В.
  • Прошкин В.Н.
SU1828295A1
Электрическое сопротивление 1934
  • Смирнов В.А.
SU50330A1

RU 2 355 040 C2

Авторы

Аранович Олександр Григорович

Даты

2009-05-10Публикация

2005-02-21Подача