Изобретение относится к технологии ремонта транспортных средств, а именно к ремонту кузова вагона, и может быть использовано на железнодорожном транспорте.
Известен способ ремонта кузова вагона, заключающийся в том, что трещины или пробоины в листах обшивы длиной 100 мм заваривают, а длиной 100-500 мм заваривают с постановкой усиливающих накладок (см. Ремонт вагонов промышленного транспорта. - М., 1996, с.92).
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ ремонта кузова вагона сварным методом, заключающийся в том, что подготавливают ремонтируемую поверхность, вырезают места, пораженные коррозией более чем на 30% площади поперечного сечения, с образованием отверстия и вваривают вставки (см. В.И.Калашников и др. Ремонт вагонов. - М., Транспорт, 1985, с.153-155; Инструкция по сварке и наплавке узлов и деталей при ремонте пассажирских вагонов ЦЛ-201-03 /разработана ФГУП ВНИИЖТ МПС России и Департаментом технической политики МПС России/ Москва, 2004, с.3-14, 167-178).
Недостатками известных технических решений являются возникающие при сварке внутренние напряжения, ведущие в процессе эксплуатации к образованию трещин, которые усиливаются с каждой последующей сваркой и ведут к разрушению ремонтируемой поверхности. Кроме того, низкое качество сварных швов приводит к ухудшению декоративного вида кузовов вагонов.
Технический результат, который может быть получен от использования способа согласно изобретению, заключается в увеличении срока службы подвижного состава и повышении качества ремонтных работ.
Указанный технический результат достигается в способе ремонта кузова вагона, включающем подготовку ремонтируемой поверхности, вырезку места, пораженного коррозией, с образованием отверстия, причем изнутри кузова по периметру вырезанного отверстия внахлест приклеивают подкладки в виде планок, при этом один край планки приклеивают к кузову, другой край оставляют свободным, изготавливают вставку, размер которой соответствует размеру вырезанного отверстия, наносят клей на участки вставки, сопрягаемые со свободными краями планок, вставляют вставку в отверстие и приклеивают ее к свободным краям планок.
Подкладки выполнены из стали.
Ремонту, согласно изобретению, подлежат участки обшивы стен и крыши с коррозионными повреждениями более 30% толщины металла. Их вырезают с образованием отверстий и на их место вклеивают вставки. Установка вставок допускается по площади не более 1 м2, но не более двух вставок в одной секции.
Работы по восстановлению кузова вагона с применением клеевой технологии производят в специальных помещениях при температуре не ниже 10°С, влажности воздуха не выше 75% и работающей приточно-вытяжной вентиляции.
После вырезки места, пораженного коррозией, осуществляют зачистку основного металла по периметру вырезанного отверстия снаружи и изнутри кузова. Ширина очищаемых поверхностей должна быть не менее ширины мест соединения приклеиваемых поверхностей. Очистку поверхностей производят в два этапа: предварительный и окончательный. На предварительном этапе металлические поверхности, подлежащие склеиванию, очищают вручную от отслаивающихся продуктов коррозии, окалины, старого покрытия. На втором этапе проводят очистку абразивоструйным методом или механизированным инструментом.
Подготовленные к склеиванию металлические поверхности кузова вагона и подкладок должны быть загрунтованы. Грунтовочные материалы наносят на подготовленную поверхность методами пневматического, комбинированного или безвоздушного распыления. Возможно нанесение грунтовочного материала ручным способом с использованием кисти или валика. В заявленном способе используют грунтовку, которая отвердевает под воздействием атмосферной влаги и предназначена для обработки поверхностей перед нанесением полиуретановых клеев. Затем осуществляют сушку грунтовки в течение 20 минут.
На загрунтованные поверхности приклеиваемых изнутри кузова по периметру отверстия подкладок наносят клей.
Выбор вида клея основывается на том, что используемый клей должен удерживать склеенные элементы в течение всего предполагаемого срока службы кузова вагона и сохранять прочность в условиях эксплуатации.
В качестве клея используют однокомпонентный полиуретановый клей. Данный клей отвердевает под воздействием атмосферной влаги или с применением ускорителя отвердения на основе полиуретановой эмульсии. Полиуретановый клей идеально подходит для клеевого соединения крупных деталей и компонентов. Несмотря на высокую скорость отвердения, он имеет достаточное рабочее время между нанесением его на склеиваемые поверхности и завершением процесса сборки элементов. Оптимальная температура нанесения от +15°С до +25°С.
После нанесения клея изнутри кузова по периметру отверстия приклеивают внахлест металлические подкладки, выполненные в виде стальных планок, при этом один край планки приклеивают к кузову, другой край оставляют свободным. Свободные края планок образуют рамку. Данную стадию осуществляют в течение 5 минут с момента нанесения клея путем прижатия металлических подкладок к кузову с усилием, обеспечивающим необходимую толщину клеевого слоя.
С наружной стороны кузова по периметру вырезанного отверстия и по периметру наружной стороны подготовленной металлической вставки приклеивают маскировочную ленту.
Сопрягаемые поверхности металлической вставки загрунтовывают и сушат грунтовку в течение 20 минут. На загрунтованные поверхности вставки наносят клей, затем вставку располагают в отверстии и прижимают к расположенным в отверстии свободным краям планок до достижения необходимой толщины клеевого слоя. Сборку конструкции вставка-кузов производят в течение 5 минут с момента нанесения клея. Затем осуществляют сушку в течение четырех часов до достижения клеевым соединением транспортной прочности.
Ширина металлических подкладок и нахлесточного шва приклеивания вставок определяется их размерами. При вклеивании вставок квадратной формы размером не более 450×450 мм подкладки для крепежа вставок должны приклеиваться по периметру вырезанного отверстия. При вклеивании вставок продолговатой формы размером не более 1000×300 мм подкладки для крепежа вставок должны приклеиваться по периметру вырезанного отверстия и поперек, вдоль наибольшей длины вклеиваемой вставки.
После приклеивания возможно заполнение шва, образовавшегося между вставкой и кузовом вагона, герметиком с последующим снятием невысохших остатков клея и герметика. Заключительной стадией ремонта является окрашивание.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
На чертеже представлена схема технологии вырезки и восстановления поврежденного коррозией кузова на боковой обшиве подвагонного пояса с применением клеевой технологии,
где а) 1 - сквозное коррозионное повреждение обшивки, 2 - шпангоуты, 3 - стрингер, 4 - нижняя обвязка;
б) 5 - отверстие в обшивке, вырезанное на месте поврежденного металла;
в) 6 - продольные и 7 - поперечные приклеиваемые внахлест изнутри кузова остающиеся подкладки, выполненные в виде планок
г) 6 - продольные и 7 - поперечные приклеенные внахлест изнутри кузова подкладки, 8 - вставка, приклеенная снаружи кузова к подкладкам.
Использование технологического процесса восстановления кузовов с использованием клеевых технологий на сети железных дорог позволит улучшить качество защитно-декоративного покрытия и товарный вид вагонов, обеспечить экономию лакокрасочных материалов на 15-20%, увеличить гарантированный срок службы покрытия в 2 раза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ВАГОНОВ | 2010 |
|
RU2431576C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С ОДНОСТОРОННИМ ДОСТУПОМ К ЗОНЕ РЕМОНТА | 2019 |
|
RU2723868C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ОБУВИ | 1994 |
|
RU2074541C1 |
КУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2010 |
|
RU2423262C1 |
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2201356C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ТРЕХСЛОЙНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2039655C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2078736C1 |
Способ образования сбега на торцах гофров обшивы кузова | 1990 |
|
SU1779523A1 |
Способ ремонта изделий из полимерных композиционных материалов | 2020 |
|
RU2740214C1 |
Способ ремонта изделий из полимерных композиционных материалов | 2021 |
|
RU2793585C1 |
Изобретение относится к технологии ремонта транспортных средств, а именно к ремонту кузова вагона, и может быть использовано на железнодорожном транспорте. Способ ремонта кузова вагона заключается в том, что подготавливают ремонтируемую поверхность. Вырезают место, пораженное коррозией, с образованием отверстия. Изнутри кузова по периметру вырезанного отверстия внахлест приклеивают стальные подкладки (6, 7) в виде планок. Один край планки приклеивают к кузову, другой край оставляют свободным. Изготавливают вставку (8), размер которой соответствует размеру вырезанного отверстия. Наносят клей на участки вставки, сопрягаемые со свободными краями планок. Вставляют вставку в отверстие и приклеивают ее к свободным краям планок. Технический результат состоит в увеличении срока службы подвижного состава и повышении качества ремонтных работ. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ ремонта кузова вагона, включающий подготовку ремонтируемой поверхности, вырезку места, пораженного коррозией, с образованием отверстия, отличающийся тем, что изнутри кузова по периметру вырезанного отверстия внахлест приклеивают подкладки в виде планок, при этом один край планки приклеивают к кузову, другой край оставляют свободным, изготавливают вставку, размер которой соответствует размеру вырезанного отверстия, наносят клей на участки вставки, сопрягаемые со свободными краями планок, вставляют вставку в отверстие и приклеивают ее к свободным краям планок.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что подкладки выполнены из стали.
Способ ремонта обшивки с трещиной | 1990 |
|
SU1731566A1 |
Гидроциклон для классификации полезных ископаемых | 1981 |
|
SU1005929A1 |
CN 1121879 А1, 08.05.1996 | |||
Способ ремонта кузова автомобиля | 1988 |
|
SU1581551A1 |
Авторы
Даты
2009-06-10—Публикация
2008-04-08—Подача