СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ДВИЖЕНИИ Российский патент 2009 года по МПК B61K9/04 

Описание патента на изобретение RU2361762C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства в движении.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ, описанный в патенте РФ №2090417 «Устройство для контроля температуры нагрева подшипников», М. кл.6 В61К 9/04 опубл.20.09.97, заявителей Дубинина А.Е. и др., который заключается в измерении текущих значений температуры нагрева каждого из контролируемой группы буксовых узлов, работающих при одних и тех же внешних условиях, обработке текущих сигналов и сравнении их с пороговым значением, по превышению которого определяют наличие дефекта соответствующего буксового узла.

Недостатком устройства является низкая точность контроля, обусловленная зависимостью перегрева буксовых узлов от внешних условий, т.е. от температуры окружающей среды, скорости движения состава и т.д., и возможностью ложного срабатывания при этом.

Другой недостаток устройства заключается в том, что оно не позволяет выявлять дефекты, возникающие в подшипниках буксовых узлов на ранней стадии их зарождения, что приводит к снижению безопасности движения.

Задачей настоящего изобретения является повышение безопасности движения и точности контроля.

Поставленная задача решается тем, что в способе контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства в движении, заключающемся в измерении текущих значений температуры нагрева каждого из контролируемой группы буксовых узлов, работающих при одних и тех же внешних условиях, обработке текущих сигналов и сравнении их с пороговым значением, по превышению которого определяют наличие дефекта соответствующего буксового узла, одновременно замеряют текущее значение виброускорения каждого буксового узла, а обработку сигналов текущих значений температуры и виброускорения по каждому виду измерения производят путем сравнения между собой сигналов текущих значений температуры и виброускорения буксовых узлов и вычисления пределов разброса сигналов текущих значений, в каждом из которых в качестве порогового значения принимают максимально допустимый предел разброса сигналов текущих значений температуры и виброускорения для данной группы буксовых узлов.

Такое выполнение способа, при котором одновременно замеряют текущее виброускорение каждого буксового узла, а обработку сигналов текущих значений температуры и виброускорения по каждому виду измерения производят путем сравнения между собой сигналов текущих значений температуры и виброускорения буксовых узлов и вычисления пределов разброса сигналов текущих значений, в каждом из которых в качестве порогового значения принимают максимально допустимый предел разброса сигналов текущих значений температуры и виброускорения для данной группы буксовых узлов, позволяет путем введения измерений текущего виброускорения каждого буксового узла указанной группы определять дефекты подшипников типа трещина, раковины на начальной стадии их зарождения, а сравнение между собой сигналов текущих значений температуры или виброускорения позволяет определять их относительные изменения для данной группы буксовых узлов, автоматически учитывая влияние внешних условий, и тем самым исключить ложные срабатывания при изменении внешних условий и повысить точность контроля. При этом посредством совместного анализа сигналов текущих значений температуры и виброускорения, выходящих за максимально допустимые пределы разбросов их текущих значений, выделить дефектную буксу как на ранней стадии зарождения дефекта, так и при внезапном разрушении деталей подшипника и тем самым повысить безопасность движения.

На фиг.1 представлена блок- схема устройства для осуществления способа контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства.

На фиг.2 - диаграмма статистической обработки значений измеряемых параметров температуры или виброускорения восьми буксовых узлов контролируемой группы (одного вагона).

Устройство для осуществления способа контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства включает установленные на буксовых узлах термодатчики 1 и вибропреобразователи 2, которые через соответствующие согласующие усилители 3 и 4 параллельно подключены к входам многоканального аналого-цифрового преобразователя 5, выход которого подключен к вычислительному блоку 6.

Устройство работает следующим образом.

Установленные на буксовых узлах термодатчики 1 преобразуют значение температуры буксовых узлов в электрические сигналы, которые поступают на входы согласующих усилителей 3, а с выходов согласующих усилителей 3 - на первые входы многоканального аналого-цифрового преобразователя 5, откуда преобразованные в цифровую форму сигналы поступают в вычислительный блок 6. Установленные на буксовых узлах вибропреобразователи 2 преобразуют механическую вибрацию в электрические сигналы, которые поступают на входы согласующих усилителей 3, а с выходов согласующих усилителей 4 на вторые входы аналого-цифрового преобразователя 5, откуда преобразованные в цифровую форму сигналы поступают в вычислительный блок 6. В вычислительном блоке 6 производится непрерывный анализ контролируемых параметров температуры и виброускорения по каждому из буксовых узлов в группе, объединяющей буксовые узлы, работающие в одних и тех же внешних условиях, т.е. в одном вагоне.

По параметрам, измеренным для определенной контролируемой группы буксовых узлов N1-N8 строятся отдельно по температуре и по виброускорению статистические модели, описывающие состояние всей группы буксовых узлов. Пока все измеренные значения температуры (или виброускорения) лежат в пределах допустимого разброса сигналов ΔА1 для данного текущего состояния внешних условий, то состояние буксовых узлов признается «годным». Допустимый разброс сигналов ΔА1 устанавливается при контроле буксовых узлов в стационарных условиях (в условиях депо). При этом в зависимости от климатических условий, в частности, очень высокой или очень низкой температуры за бортом, а также от скорости движения транспортного средства может меняться абсолютная величина измеряемых параметров, но это не влияет на относительные температурные и вибрационные изменения измерений для буксовых узлов, входящих в одну контролируемую группу, находящихся при одних тех же внешних условиях. Если измеренные значения ΔА2 температуры или виброускорения одного (например, N5) или нескольких буксовых узлов выходят за максимально допустимые пределы разбросов сигналов с буксовых узлов, т.е. ΔА2>ΔА1, то состояние этих узлов признается «негодным». То есть в случае появления буксового узла, параметры которого резко отличаются от общей статистики, он признается «негодным» и подлежит ремонту. При этом повышенный нагрев буксы характеризует повышенное трение, возникающее при уже развитых дефектах типа отсутствие смазки, износа или разрушения деталей буксового подшипника. Текущая температура исправных подшипников всех буксовых узлов одной группы (одного вагона) при движении транспортного средства примерно одинакова в пределах допустимого разброса сигналов ΔА1. Аналогично, примерно одинаков в пределах допустимого разброса и уровень сигналов виброускорений, снимаемых с буксовых узлов той же группы. Неисправный буксовый узел определяется по резкому отличию измеренных для него значений температуры и виброускорения от аналогичных значений для остальных буксовых узлов контролируемой единицы подвижного состава, возникающих в процессе движения. Таким образом, неисправный узел определяется независимо от изменения внешних условий, влияющих на абсолютную величину измеряемых параметров, но не влияющих на относительные измерения для буксовых узлов, входящих в одну группу, работающих при одних и тех же внешних условиях.

Своевременное обнаружение дефекта буксового узла в процессе движения подвижного состава железнодорожного транспорта позволяет повысить безопасность движения, предотвратить аварии и катастрофы.

Похожие патенты RU2361762C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Бельчук Наталья Евгеньевна
  • Буров Валерий Валерьевич
  • Чивилёв Яков Владимирович
RU2438900C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН 2015
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Костюков Алексей Владимирович
  • Казарин Денис Викторович
  • Басакин Василий Владимирович
  • Щелканов Александр Викторович
RU2580587C1
МНОГОФАКТОРНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОТОРНЫХ, МЕХАНИЧЕСКИХ, ПОДШИПНИКОВЫХ И РЕДУКТОРНЫХ УЗЛОВ 2004
  • Тэттэр Владимир Юрьевич
  • Щедрин Виктор Иванович
  • Барайщук Василий Сергеевич
  • Макаренко Николай Григорьевич
RU2284021C2
Способ вибродиагностики электродвигателей постоянного тока с применением метода вейвлет-анализа 2021
  • Сенной Николай Николаевич
  • Цветков Павел Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Бабинцев Егор Викторович
  • Шевелев Геннадий Михайлович
RU2769990C1
Система для мониторинга и контроля состояния рельсового пути 2017
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Кунгурцев Вадим Викторович
  • Шульгин Алексей Викторович
RU2652338C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ 2004
  • Тэттэр Владимир Юрьевич
  • Щедрин Виктор Иванович
  • Макаренко Николай Григорьевич
  • Телегин Олег Михайлович
RU2278365C2
Устройство мониторинга и диагностики грузового вагона 2020
  • Антипов Валерий Иванович
  • Колосов Павел Борисович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
  • Шамрай Артём Александрович
  • Ширинкин Артём Викторович
RU2745168C1
СИСТЕМА БЕСПРОВОДНОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА БУКС ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2007
  • Финк Юрий Михайлович
  • Поздняков Эдуард Леонидович
  • Зингерман Александр Петрович
  • Морозов Лев Алексеевич
  • Коваленко Владимир Наумович
  • Чернуха Федор Анатольевич
  • Костина Марина Евгеньевна
RU2365518C1
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КОЛЁСНЫХ ПАР ВАГОНОВ 2020
  • Казаченко Александр Теодорович
RU2744644C1
Способ диагностики технического состояния пассажирского вагона 2019
  • Потапенко Владимир Семенович
  • Федоров Денис Владимирович
  • Артемьев Александр Анатольевич
  • Морозов Игорь Алексеевич
RU2757004C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ДВИЖЕНИИ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства в движении. Способ контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства в движении заключается в измерении текущих значений температуры нагрева каждого из контролируемой группы буксовых узлов, работающих при одних и тех же внешних условиях, обработке текущих сигналов и сравнении их с пороговым значением, по превышению которого определяют наличие дефекта соответствующего буксового узла. Согласно способу одновременно замеряют текущее значение виброускорения каждого буксового узла. Обработку сигналов текущих значений температуры и виброускорения по каждому виду измерения производят путем сравнения между собой сигналов текущих значений температуры и виброускорения буксовых узлов и вычисления пределов разброса сигналов текущих значений, в каждом из которых в качестве порогового значения принимают максимально допустимый предел разброса сигналов текущих значений температуры и виброускорения для данной группы буксовых узлов. В результате повышается безопасность движения и точность контроля. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 361 762 C2

Способ контроля подшипников буксовых узлов транспортного средства в движении, заключающийся в измерении текущих значений температуры нагрева каждого из контролируемой группы буксовых узлов, работающих при одних и тех же внешних условиях, обработке текущих сигналов и сравнении их с пороговым значением, по превышению которого определяют наличие дефекта соответствующего буксового узла, отличающийся тем, что одновременно замеряют текущее значение виброускорения каждого буксового узла, а обработку сигналов текущих значений температуры и виброускорения по каждому виду измерения производят путем сравнения между собой сигналов текущих значений температуры и виброускорения буксовых узлов и вычисления пределов разброса сигналов текущих значений, в каждом из которых в качестве порогового значения принимают максимально допустимый предел разброса сигналов текущих значений температуры и виброускорения для данной группы буксовых узлов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2361762C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ НАГРЕВА ПОДШИПНИКОВ ОСЕЙ ВАГОНА 1995
  • Дубинин Александр Ефимович
  • Тельнов Сергей Леонидович
  • Зингер Олег Григорьевич
RU2090417C1
Способ контроля технического состояния буксового узла железнодорожного подвижного состава 1985
  • Беспрозванных Евгений Викторович
SU1289730A1
JP 2003049859 A, 21.02.2003
Смеситель 1988
  • Клименко Николай Иванович
  • Журавель Владимир Федорович
  • Кожемяко Василий Васильевич
  • Иванов Анатолий Андреевич
SU1637862A1

RU 2 361 762 C2

Авторы

Гапанович Валентин Александрович

Славинский Зиновий Михалевич

Шабалин Николай Григорьевич

Ваганов Андрей Олегович

Григорьев Александр Николаевич

Коновалов Владимир Юрьевич

Федоренко Александр Степанович

Даты

2009-07-20Публикация

2006-08-11Подача