СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК B23P15/22 C21D8/00 

Описание патента на изобретение RU2363567C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано на заводах, изготавливающих дизели, например Д100, втулки и рубашки цилиндров для запасных частей.

Известен способ изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания с упрочнением рубашек цилиндров дизеля Д100, в котором после механической обработки поверхность у отверстий рубашек цилиндров обкатывается роликами (см. Технологический процесс механической обработки рубашек цилиндров, №081.01140.30.588, Люблинский литейно-механический завод, 1988).

Недостатком известного способа изготовления цилиндрических деталей является малая глубина зоны остаточных сжимающих напряжений.

Известен также способ упрочнения рубашек цилиндров, в котором после предварительной механической обработки и выполнения отверстий осуществляют объемную или поверхностную закалку (см. Р.Б.Хейвуд, Проектирование с учетом усталости, М., 1969, с.381).

Недостаток известного способа упрочнения рубашек и цилиндров состоит в наведении недопустимой деформации и остаточных растягивающих напряжений.

Наиболее близким техническим решением является способ изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания, в котором после предварительной механической обработки производят локальный скоростной нагрев до температуры 720-750°С зон, расположенных на расстоянии 1,5-2 радиусов будущего отверстия от его центра на центральном угле 80-120° в направлении оси, совпадающей с максимумом растягивающих нагрузок (см. SU №1004478, С21D 1/42, 1983).

Недостатки известного способа обусловлены выбранным интервалом температур, при котором происходят фазовые превращения и локальное повышение твердости, вызывающее затруднение при последующей механической обработке. В данном способе не достигается максимального эффекта упрочнения зоны отверстий в связи с отсутствием связи геометрических параметров зоны нагрева (ширины и длины).

Технический результат, который может быть получен от использования способа согласно изобретению, состоит в повышении усталостной и коррозионно-усталостной прочности цилиндрических деталей с поперечными отверстиями.

Указанный технический результат достигается в способе изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания, преимущественно втулок и рубашек, включающем предварительную механическую обработку, локальный скоростной нагрев зон детали, расположенных на расстояниях от будущих отверстий, охлаждение детали и последующую механическую обработку с выполнением отверстий, при этом локальный скоростной нагрев осуществляют до температуры 600-720°С, причем зоны нагрева симметрично расположены от будущих отверстий и равноудалены по образующей от кромок будущих отверстий на расстояния, равные 0,9-2,2 радиуса отверстия, при этом ширина каждой зоны нагрева составляет 1,0-2,0 радиуса будущего отверстия, а длина соответствует центральному углу 40-120°.

Кроме того, одновременно с нагревом локальных зон осуществляют подстуживание зон, расположенных между кромками будущих отверстий и локальными зонами, что позволяет расширить зону остаточных сжимающих напряжений по образующей цилиндра.

Подстуживание прилегающих зон позволяет увеличить уровень термоусадочных деформаций и остаточных сжимающих напряжений по образующей цилиндра.

Предложенный способ изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 показано распределение напряжений в рубашках цилиндров дизелей типа Д100 по образующей, на фиг.2 представлена развертка рубашки по наружному диаметру, где 1 - рубашка цилиндра, 2 - адаптерное отверстие, 3 - зона нагрева.

Способ осуществляется следующим образом:

Для рубашек цилиндров дизелей типа Д100 из стали с наружным диаметром 276 мм, толщиной стенки 16,5 мм, высотой 420 мм, имеющих в средней части по высоте три отверстия диаметром 46 мм, в процессе технологической обработки до выполнения отверстий для создания остаточных сжимающих напряжений осуществляют локальный скоростной нагрев, например токами высокой частоты, участков площадью 40×220 мм на расстоянии 20-30 мм от предполагаемых кромок отверстий. После достижения температуры нагрева стенки 600-720°С производится охлаждение на воздухе. Охлаждение деталей на воздухе после локального скоростного нагрева приводит к возникновению зоны остаточных сжимающих напряжений, что позволяет получить стабильное увеличение усталостной и коррозионно-усталостной прочности. Затем проводят последующую механическую обработку с выполнением отверстий. При этом максимальные остаточные сжимающие напряжения на поверхности отверстий в зонах максимальных растягивающих напряжений от рабочих нагрузок достигают 60 кгс/мм2 и распределены по всей толщине стенки и на расстоянии 20-30 мм по образующей от поверхности отверстия. Увеличение ограниченного предела выносливости на базе 5×106 циклов в 1% растворе хлористого натрия составляет 1,4-1,6 раза по сравнению с упрочнением путем обкатки поверхности роликами.

Расчетный технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого способа изготовления цилиндрических деталей с поперечными отверстиями применительно к рубашкам цилиндров дизелей типа Д100 на заводах ОАО РЖД по производству запасных частей составит около 40 млн руб./год на эксплуатируемый парк дизелей.

Применение предлагаемого способа изготовления втулок и рубашек цилиндров дизелей типа Д100 позволяет получить на кромках отверстий зону остаточных сжимающих напряжений необходимой глубины, что значительно повышает усталостную и коррозионно-усталостную прочность этих деталей.

Похожие патенты RU2363567C2

название год авторы номер документа
Способ изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания 1979
  • Дубченко Евгений Григорьевич
  • Иванов Виктор Павлович
  • Конюхов Александр Дмитриевич
  • Лукашенко Вениамин Петрович
  • Савин Николай Михайлович
SU1004478A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Истомин А.А.
  • Лещинская Э.П.
  • Сунцова Т.Н.
RU2194794C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА ИЗ БЫСТРОРЕЖУЩЕЙ СТАЛИ 2007
  • Галиахметов Тимур Шамилевич
  • Фадеев Виктор Владимирович
  • Кургузов Сергей Анатольевич
RU2354718C2
Способ торможения и предотвращения образования усталостных трещин 2016
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Усольцев Андрей Михайлович
  • Попова Екатерина Германовна
RU2656645C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Аксенов А.П.
  • Ануфриев В.В.
  • Казаков Г.Г.
  • Рожков П.Г.
  • Червяков Ю.С.
RU2167326C2
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОКАТАНЫХ ТРУБ ИЗ АЛЬФА- И ПСЕВДО-АЛЬФА-СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА 2013
  • Полудин Александр Витальевич
  • Белобородова Евгения Анатольевна
  • Крохин Борис Глебович
  • Калинин Владимир Сергеевич
  • Шушаков Сергей Викторович
RU2544333C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДЛИННОМЕРНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 1997
  • Семенов В.В.
  • Надымов Н.П.
RU2126842C1
Способ устранения дефекта смятия и износа головки рельсов в зоне сварного стыка электродуговой наплавкой 2019
  • Неживляк Дмитрий Андреевич
  • Габитов Алексей Геннадьевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
RU2708126C1
СПОСОБ УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ 2008
  • Котельников Владимир Лонгинович
  • Орлов Сергей Евгеньевич
  • Клещев Сергей Иванович
  • Цкипуришвили Валерий Багратович
  • Кимаковская Анна Ивановна
RU2364489C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Способ преимущественно относится к изготовлению втулок и рубашек и включает предварительную механическую обработку, локальный скоростной нагрев зон детали, расположенных на расстояниях от будущих отверстий, охлаждение детали и последующую механическую обработку с выполнением отверстий. Для повышения усталостной и коррозионно-усталостной прочности локальный скоростной нагрев осуществляют до температуры 600-720°С, причем зоны нагрева симметрично расположены от будущих отверстий и равноудалены по образующей от кромок будущих отверстий на расстояния, равные 0,9-2,2 радиуса отверстия. При этом ширина каждой зоны нагрева составляет 1,0-2,0 радиуса будущего отверстия, а длина соответствует центральному углу 40-120°. Одновременно с нагревом локальных зон могут осуществлять подстуживание зон, расположенных между кромками будущих отверстий и локальными зонами. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 363 567 C2

1. Способ изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания, преимущественно втулок и рубашек, включающий предварительную механическую обработку, локальный скоростной нагрев зон детали, охлаждение детали и последующую механическую обработку с выполнением отверстий, отличающийся тем, что осуществляют локальный скоростной нагрев до температуры 600-720°С зон деталей, симметрично расположенных от будущих отверстий и равноудаленных по образующей от кромок будущих отверстий на расстояния, равные 0,9-2,2 радиуса отверстия, при этом ширина каждой зоны нагрева составляет 1,0-2,0 радиуса будущего отверстия, а длина соответствует центральному углу 40-120°.

2. Способ изготовления цилиндрических деталей по п.1, отличающийся тем, что одновременно с нагревом локальных зон осуществляют подстуживание зон, расположенных между кромками будущих отверстий и локальными зонами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2363567C2

Способ изготовления цилиндрических деталей двигателей внутреннего сгорания 1979
  • Дубченко Евгений Григорьевич
  • Иванов Виктор Павлович
  • Конюхов Александр Дмитриевич
  • Лукашенко Вениамин Петрович
  • Савин Николай Михайлович
SU1004478A1
Способ сверления с подогревом 1983
  • Ермаков Юрий Михайлович
  • Зипунников Николай Антонович
  • Королев Александр Александрович
SU1166898A1
Способ обработки гильзы цилиндра двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Тимонин Владимир Михайлович
  • Исаков Алексей Эдуардович
  • Васильев Александр Константинович
  • Магомаев Наби Абдурашидович
SU1632728A1
ГИДРОПРИВОД 2001
  • Богданов А.С.
RU2211965C2

RU 2 363 567 C2

Авторы

Савин Николай Михайлович

Сапожников Сергей Алексеевич

Антюхин Георгий Георгиевич

Пуговкин Сергей Владимирович

Даты

2009-08-10Публикация

2007-02-15Подача