ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК F16C19/34 F16C33/58 

Описание патента на изобретение RU2365798C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения.

Известен подшипник качения (1), содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности, и расположенные между кольцами конические тела качения.

Недостатком такой конструкции подшипника является то, что средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, выполненное на небольшом участке, не может обеспечить плавную разгрузку и нагрузку тел качения, особенно при высоких скоростях вращения. В результате, при разгрузке тел качения от рабочей нагрузки будут иметь место удары в зоне углубления, что приведет к снижению долговечности подшипника.

Известен подшипник качения (2), принятый за прототип, содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

,

где l - длина местного углубления;

dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения.

Недостатком такой конструкции подшипника качения является то, что средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления произвольной формы, выполненное на рабочей поверхности упорного борта, на длине l, не в полной мере может обеспечить постепенную разгрузку и нагрузку тел качения. В результате при работе подшипника качения разгрузка и нагрузка тел качения будет сопровождаться вибрацией и шумом.

Предлагаемым изобретением решается задача постепенной разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и снижения вибрации и шумности работы подшипника качения.

Достижение указанного технического результата осуществляется тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

,

где l - длина местного углубления;

dmах - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения, форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

,

где a - свободный член, a=s;

b - коэффициент, ;

S - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлено сечение предлагаемого подшипника качения.

На фиг.2 изображено внутреннее кольцо с конической дорожкой качения и упорным бортом, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

,

где l - длина местного углубления;

dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

а форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

,

где а - свободный член, a=s;

b - коэффициент, ;

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 с коническими дорожками качения кольца, упорный борт 3 на внутреннем кольце 2, который снабжен средством разгрузки 4 тел качения 5 от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта 3, длина которого определяется из выражения

,

где l - длина местного углубления;

dmах - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения 5. Форма средства разгрузки 4 тел качения 5 от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая 6, описываемая уравнением

,

где a - свободный член, a=s;

b - коэффициент, ;

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Уравнение кривой 6 получено из условий, что, во-первых, в местах сопряжения поверхности средства разгрузки 4 с поверхностью упорного борта 3 значения функций, описывающих эти поверхности должны быть равны, а во-вторых, первые производные этих функций в местах сопряжения также должны быть равны.

Значение сводного члена a принимается из условия разгрузки тел качения 5 от рабочей нагрузки в зоне средства разгрузки 4. Следовательно, a=s.

Величина коэффициента b определяется из условия, что сопряжение поверхности средства разгрузки 4 тел качения 5 от рабочей нагрузки с поверхностью упорного борта 3 должно происходить на длине .

Тогда .

Работает предлагаемый подшипник качения следующим образом. При вращении подшипника каждое коническое тело качение 5 постепенно попадает в средство разгрузки 4, форма которого выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая 6, внутреннего кольца 2, и освобождается от рабочей контактной нагрузки и силы трения скольжения между бортом 3 внутреннего кольца 2 и торцом тела качения 5. При этом за счет плавного сопряжения поверхности средства разгрузки 4 и поверхности упорного борта 3 улучшаются условия смазки, снижается вибрация и шум работы подшипника качения.

Источники информации

1. Патент РФ на изобретение №2303718, F16C 19/34, F16C 33/58, бюл. №21, 2007 - аналог.

2. Патент РФ на полезную модель №66452, F16C 19/00, бюл. №25, 2007 - прототип.

Похожие патенты RU2365798C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 1996
  • Серегин А.А.
  • Черевко Э.И.
  • Серегина В.В.
RU2128298C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2005
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Бутков Роман Иванович
  • Калинин Александр Александрович
RU2303718C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1991
  • Усов В.В.
  • Серегин А.А.
  • Бедная И.В.
RU2036349C1
ОДНОРЯДНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2021
  • Серёгин Александр Анатольевич
  • Степовой Дмитрий Владимирович
  • Кияшко Кирилл Константинович
  • Григорян Елизавета Камоевна
  • Прокопенко Сергей Сергеевич
RU2769229C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА, ИМЕЮЩЕГО ХОТЯ БЫ ОДНУ ЛОКАЛЬНУЮ ЗОНУ НАГРУЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ 2012
  • Шемякин Эдуард Валентинович
  • Карапетян Давид Эдуардович
  • Лукин Игорь Петрович
RU2536560C2
РЕДУКЦИОННЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ВТОРОГО ТИПА 2015
  • Адашкевич Юрий Петрович
RU2609513C1
ПОДШИПНИК А.САРЫЧЕВА (РОЛИКОВЫЙ КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ) 2005
  • Сарычев Александр Александрович
RU2308620C1
Способ ремонта шарикоподшипника 1987
  • Усов Владимир Викторович
  • Железняк Юрий Федорович
  • Маренич Александр Яковлевич
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Душанин Леонид Ионович
  • Матегорин Валентин Николаевич
SU1466904A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2004
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Псюкало Сергей Петрович
  • Калинин Александр Александрович
RU2278999C1
РЕДУКЦИОННЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ПЕРВОГО ТИПА 2015
  • Адашкевич Юрий Петрович
RU2609516C1

Реферат патента 2009 года ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения. Подшипник качения содержит наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется по формуле, и расположенные между кольцами конические тела качения. Форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

где а - свободный член, a=s; b - коэффициент,

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника. Технический результат: постепенная разгрузка тел качения от рабочей нагрузки и сил трения скольжения, улучшение условий смазки, снижение вибрации и шумности работы подшипника качения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 365 798 C1

Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

где l - длина местного углубления;
dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;
z - число тел качения в подшипнике,
и расположенные между кольцами конические тела качения, отличающийся тем, что форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

где а - свободный член, a=s;
b - коэффициент,
s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2365798C1

Приспособление к пильному джину для выделения улюка и т.п. отходов 1940
  • Пожидаев Н.Н.
SU66452A1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2005
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Бутков Роман Иванович
  • Калинин Александр Александрович
RU2303718C1
Подшипник качения 1980
  • Седов Владимир Иванович
  • Яхин Борис Александрович
  • Заитов Леонид Махмутович
SU1099130A1
Способ снижения контактных напряженийВ пОдшипНиКАХ КАчЕНия и уСТРОйСТВОдля ЕгО ОСущЕСТВлЕНия 1978
  • Пиковский Владимир Анатольевич
  • Шашкин Владимир Валентинович
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Кекух Виктор Самсонович
SU800449A1
GB 364234 A, 07.07.1932.

RU 2 365 798 C1

Авторы

Серегин Александр Анатольевич

Серегина Виктория Викторовна

Калинин Александр Александрович

Даты

2009-08-27Публикация

2008-02-20Подача