Способ импульсного управления асинхронным электродвигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления Советский патент 1990 года по МПК H02P5/402 

Описание патента на изобретение SU1539949A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых электроприводах с асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с вентиляторной нагрузкой.

Цель изобретения - повышение надежности двигателя и экономичности за счет ограничения максимально допустимой по нагреву асинхронного электродвигателя частоты вращения в нижней части диапазона регулирования, а также упрощение, повышение надежности и экономичности устройства.

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства для осуще™ ствления способа импульсного управления асинхронным электродвигателем на фиг.2 - механическая характеристика электродвигателя и характеристика нагрузки; на фиг.З характеристика порогового элемента.

Устройство для осуществления предлагаемого способа управления содержит (фиг.1) задатчик 1 режима, первый и второй блоки 2 и 3 сравнения, первый и второй тиристорные коммутаторы k и 5, датчик 6 измеряемого параметра, блок 7 согласующих усил.и- телей, преобразователь 8 напряжение- скважность импульсов,, пороговый элемент 9, блок 10 задержки, ключевой элемент. 11 и блок 12 линейных дросселей. Входы первого и второго тиристорных коммутаторов k w 5 объе- i

динены и предназначены для подключения к питающей сети, выходы первого тиристорного коммутатора k и бло ка 12 линейных дросселей объединены и предназначены для подключения к . выводам статорной обмотки асинхронного электродвигателя 13 с вентиляторной нагрузкой И на валу. Входы блока 12 линейных дросселей соединены с выходами второго тиристорного коммутатора 5, управляющий вход которого через последовательно соединенные блок 7 согласующих усилителей и преобразователь 8 напряжение скважность импульсов соединен с выходом первого блока 2 сравнения и первым входом второго блока 3 сравнения. Первый и второй входы первого блока 2 сравнения соединены с выхо5 дами соответственно задатчика 1 ре- жима и датчика 6 измеряемого параметра, вход которого соединен с объ ектом 15 регулирования. Выход второго блока 3 сравнения через порогеQ вый элемент 9 соединен с управляющими входом первого тиристорного коммутатора Ч, входом блока 10 задержки и информационным входом ключевого элемента 11, управляющий вход

5 которого соединен с выходом блока 10 задержки, а выход - с вторым входом второго блока 3 сравнения.

Сущность способа импульсного управления асинхронным электродвига

телем с вентиляторной нагрузкой состоит в том, что электродвигатель с минимально допустимой частотой, определяемой требованиям объекта регулирования к колебаниям частоты вращения, подключают на пониженное синусоидальное напряжение, соответствующее номинальному тепловому состоянию асинхронного электродвигателя при повышенном его скольжении, а регулирование частоты вращения осуществляют за счет изменения скважности подключений электродвигателя на указанное пониженное напряжение, которое выбирают из выражения

Похожие патенты SU1539949A1

название год авторы номер документа
Способ параметрического управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления 1989
  • Зайцев Александр Иванович
  • Железняков Сергей Викторович
  • Плехов Александр Сергеевич
SU1697250A1
Устройство для управления асинхронным мотор-вентилятором 1982
  • Торба Сергей Витальевич
  • Пасынок Леонид Филиппович
  • Шабалов Юрий Иванович
  • Пупынин Георгий Андреевич
  • Эрлих Евгений Михайлович
  • Мотыль Альберт Павлович
SU1102072A1
Устройство для экстремального управления асинхронным электродвигателем 1988
  • Бурунин Олег Алексеевич
SU1653111A1
Асинхронный вентильный каскад 1983
  • Каримов Хуршид Газиевич
  • Азизов Абдумали Абдуахатович
SU1100704A1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1992
  • Свиридов Георгий Михайлович
  • Карасик Михаил Исакович
RU2035839C1
Устройство для регулирования скорости асинхронного электродвигателя 1981
  • Боев Владимир Степанович
  • Голев Сергей Петрович
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Яуре Андрей Георгиевич
SU1037402A1
Устройство для регулирования частоты вращения короткозамкнутого асинхронного электродвигателя 1990
  • Гончарюк Иван Михайлович
SU1739468A1
Частотно-регулируемый электропривод 1989
  • Алексеев Сергей Иванович
SU1700738A1
Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1990
  • Шепелкин Виталий Федорович
SU1746507A1
Электропривод 1983
  • Баходиров Абдували
SU1220101A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 539 949 A1

Реферат патента 1990 года Способ импульсного управления асинхронным электродвигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых электроприводах с асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с вентиляторной нагрузкой. Целью изобретения является повышение надежности двигателя и экономичности за счет ограничения максимально допустимой по нагреву асинхронного двигателя частоты вращения в нижней части диапазона регулирования. Устройство для осуществления способа содержит задатчик 1 режима, блоки 2,3 сравнения, тиристорные коммутаторы 4,5, датчик 6 измеряемого параметра, блок 7 согласующих усилителей, преобразователь "Напряжение-скважность импульсов" 8, пороговый элемент 9, блок 10 задержки, ключевой элемент 11, блок 12 линейных дросселей. Электродвигатель 13 с вентиляторной нагрузкой 14 на валу с минимально допустимой частотой, определяемой требованиями объекта 15 регулирования к колебаниям частоты вращения, подключают на пониженное синусоидальное напряжение, соответствующее номинальному состоянию электродвигателя при повышенном его скольжении, а регулирование частоты вращения осуществляют за счет изменения скважности подключений двигателя на указанное пониженное напряжение. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 539 949 A1

- номинальный момент сопротивления;

- синхронная и номинальная частоты вращения электродвигателя;

- текущее значение скольжения, определяемое из уравнения

,11.:... О «Ј.,. (2,

где 5„ - номинальное значение скольжения;

X,, х - индуктивные сопротивления обмоток статора и приве-. денное ротора,

ci-1+r«

1 Ьо

Z(, Z0 - полное сопротивление обмотки статора и контура намагничивания;

to q -u - скважность включения,1

tp , Тц - время работы и

время цикла; А С™1)2- конструктивный коэффицин ент электродвигателя; 1 и I - номинальные значения намагничивающего тока и тока статора.

Устройство для осуществления пред латаемого способа работает следующим образом.

На входы первого блока 2 сравнения поступают сигналы с задатчика 1 режима и с датчика 6 измеряемого параметра, и на выходе первого блока 2 сравнения вырабатывается сигнал

рассогласования IL . При U и„„ /. - в ьх °Х2 (фиг.З) данный сигнал, поступая на

вход преобразователя 8 напряжение - скважность импульсов, определяет режим его работы, а преобразователь 8, в свою очередь, через соединенные последовательно блок 7 согласующих усилителей, второй тиристорный коммутатор 5 и блок 12 линейных дросселей задает среднюю частоту вращения электродвигателя 13, вентиляторной нагрузки И и, соответственно, температуру объекта 15 регулирования.

При значительном отклонении (превышении) сигнала с выхода датчика 6 измеряемого параметра, заданного за- датчиком 1 значения, сигнал и.., Unv,

,.Of-DA.2,

(фиг.З) формирует сигнал на выходе второго блока 3 рассогласования, что вызывает появление сигнала с высоким уровнем на выходе порогового элемента 9.

Данный сигнал поступает на управляющий вход первого тиристорного коммутатора 4, который, включаясь, подключает электродвигатель 13 на полное напряжение сети Частота вращения электродвигателя 13 и вентиляторной нагрузки Ц резко увеличивается, а температура объекта 15 регулирования понижается. Одновременно выходной сигнал высокого уровня с порогового элемента Э поступает на вход блока 10 задержки и через ключевой элемент 11 на второй

399 - 9

вход второго блока 3 сравнения. Таким образом осуществляется блокировка порогового элемента 9 на время, заданное блоком 10 задержки, т.е. обеспечивается вращение электродвигателя 13 с номинальной частотой вращения в течение заданного времени. Время задержки устанавли- , вается таким, чтобы исключить пуски электродвигателя на номинальное напряжение питания с частотой, превышающей приведенную в паспорте данного электродвигателя, ., Через время, заданное блоком 10 задержки, ключевой элемент 11 выключается и отключает второй вход второго блока 3 сравнения, сигнал на выходе которого теперь определя- 2о ется только сигналом на его первом входе. Когда сигнал на выходе первого блока 2 сравнения достигнет значения и6„ U&x (фиг.З), пороговый элемент 9 отключает первый ти- 25 ристорный коммутатор А и частота вращения электродвигателя 13 определяется преобразователем 8 напряжение - скважность импульсов. Если после срабатывания блока 10 задержал ки U ., U.y. , то электродвигатель

JU « 0 Ь J °

13 продолжает вращаться с номинальной частотой.

Частота вращения электродвигателя 13 вместе с жестко посаженной на его вал вентиляторной нагрузкой 14

35 регулируется в пределах от 0 до п, (фиг.2). Кривые А и В - естественная и искусственная механические характеристики электродвигателя 13 кривая С - характеристика вентиля- торной нагрузки 14. Точка а определяется как пересечение искусственной механической характеристики электродвигателя 13, полученной при пониженном значении синусоидального нап4- ряжения на зажимах статора, соответ ствующей номинальному тепловому состоянию электродвигателя 13, и характеристики вентиляторной нагрузки 14, Точка b соответствует номинальному

50 режиму работы.

Для формирования указанного пониженного синусоидального напряжения на зажимах статора электродвигателя 55 использован блок 12 линейных дросселей переменного тока, которые ограничивают значение синусоидального напряжения, а следовательно, и частоты вращения на заданном уровне,

соответствующем номинальному состоя нию электродвигателя 13, что надежно защищает его от возможного пере- рева-при повышенном скольжении, исключает высшие гармоники питающего тока, существенно уменьшает пусковые токи и ограничивает значение ударного тока в момент пуска, т.е. линейные дроссели переменного тока позволяют повысить надежность, долговечность и экономичность устройства .

Частота подключений электродвигателя 13 на пониженное синусоидальное напряжение, задаваемая преобразователем 8 напряжение - скважность импульсов, постоянна и определяется предельными требованиями объекта 1 5- регулирования к колебаниям частоты вращения вентиляторной нагрузки 14. В случае, когда объектом 15 регулирования является охлаждаемая жидкость , а контролируемым параметром - ее температура, частота вращения может колебаться в значительных пределах вследствие большой постоянной времени нагрева жидкое Следовательно, частота включения электродвигателя 13 чрезвычайно мала и измеряется сотыми и даже тысячными долями герц как из-за указанной большой постоянной времени нагрева жидкости, так и вследствие значительных маховых масс вентиляторной нагрузки 14. Таким образом, в процессе регулирования согласно предлагаемому способу электродвигатель 13 оказывается либо включенным на длительное время на пониженное синусоидальное напряжение, не допускающее его нагрева выше номинального, либо отключенным и работает на

выбеге.

т

де

|Чсн номинальный момент сопротивления;50

, гг - сопротивление обмотки статора и приведенное сопротивление ротора; синхронная и номинальная частоты вращения электро- 55 двигателя,

текущее значение скольжения, определяемое из уравнения

Ц,0Н s 15399 98

тТаким образом, способ импульсного управления асинхронным электро

5

0

5

0

5

0

5

двигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления позволяют повысить надежность электродвигателя, экономичность и упростить электропривод за счет ограничения максимально допустимой по нагреву электродвигателя частоты вращения в нижней части диапазона регулирования, что достигается путем осуществления ШИН регулирования напря- жения, причем значение напряжения, подаваемого на электродвигатель, выбирается из условия обеспечения требуемого теплового состояния электродвигателя.

Формула изобретения

1. Способ импульсного управления асинхронным электродвигателем с вентиляторной нагрузкой, при котором периодически подключают асинхронный двигатель к питающей сети и отключают от нее с помощью тиристорного коммутатора в цепи статора асинхронного электродвигателя, отличаю- щ. и и с я тем, ч то, с целью повышения надежности двигателя и экономичности за счет ограничения максимально допустимой по нагреву асинхронного электродвигателя частоты вращения в нижней части диапазона регулирования, указанное подключение и отключение асинхронного электродвигателя осуществляют с минимально допустимой постоянной частотой, при этом устанавливают пониженное напряжение питания U, соответствующее номинальному тепловому состоянию асинхронного электродвигателя при повышенном его скольжении и определяемое из выражения

.il-z-siifsa. + (1 A)si t (1 - sH)4As + u A;sHJ

Su номинальное значение сколь женияJ Х4 - индуктивные сопротивления

обмоток статора и приве- „ денное ротора;

П,

м

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1539949A1

Петров Л.П., Андрющенко О.А,, Капинос В.И
и др
Тиристбрные преобразователи напряжения для асин- хронного электропривода
М.: Энерго- атомиздат, 1986, с
Приспособление для останова мюля Dobson аnd Barlow при отработке съема 1919
  • Масленников А.П.
SU108A1
Способ импульсного регулирования частоты вращения асинхронного электропривода 1982
  • Хрусталев Иван Кондратьевич
  • Кольцов Сергей Владимирович
SU1072227A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 539 949 A1

Авторы

Зайцев Александр Иванович

Тихомиров Владимир Анатольевич

Железняков Сергей Викторович

Даты

1990-01-30Публикация

1987-04-24Подача