СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2009 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2367808C2

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей (ГТД) летательных аппаратов (ЛА).

Известно устройство, реализующее способ регулирования авиационного турбовинтового двигателя (RU 2023897 от 10.11.1994), содержащее регулятор расхода топлива, регулятор частоты вращения, два исполнительных механизма, датчик значения частоты вращения ротора, датчик значения тяги, элементы сравнения, сумматор, датчик значений текущего расхода топлива и блок оптимизации.

Недостатком описанного устройства является то, что управление тягой в описанной системе осуществляется косвенно за счет поддержания заданными других параметров двигателя, что не обеспечивает требуемой точности управления тягой в широком диапазоне изменения условий полета и режимов работы двигателя.

Технической задачей заявляемого устройства является повышение точности управления двигателем по тяге.

Решение технической задачи изобретения состоит в том, что в системе управления тягой газотурбинного двигателя, содержащей блок измерения тяги, блок дозирования топлива и сумматор, блок измерения тяги содержит два лазерных анемометра и микропроцессор с блоком памяти, при этом один анемометр измеряет скорость истечения (струи) газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет величину тяги по формуле R=f(GB, сс, Vп), где GB - расход воздуха через двигатель, сс - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.

Измерение скорости струи газов описано, см. Клочков В.П., Козлов Л.Ф., Потыкевич И.В., Соскин М.С. Лазерная анемометрия, дистанционная спектроскопия и интерферометрия. Киев. Наукова думка, 1985. с.21-22, 415, 419.

Техническим результатом изобретения является повышение точности регулирования, причем повышение точности поддержания тяги за счет ее измерения стало возможным благодаря применению в системе управления тягой газотурбинного двигателя блока измерения тяги, содержащего два лазерных анемометра, измеряющих скорость газового потока бесконтактным методом.

На чертеже представлена структурная схема системы управления тягой газотурбинного двигателя.

Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок 1 измерения тяги, блок 2 дозирования топлива и сумматор 3, при этом блок 1 измерения тяги содержит два лазерных анемометра (4 и 5) и микропроцессор 6 с блоком памяти, при этом один анемометр 4 измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра 5 измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет величину тяги по формуле R=f(GB, сс, Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сс - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.

Система работает следующим образом.

В зависимости от заданного режима полета самолета (высота и скорость полета) на первом входе сумматора 3 формируется требуемое значение тяги двигателя Rзад. Одновременно в блоке 1 измерения тяги происходит определение фактической величины текущего значении тяги Rтек двигателя по формуле R= GBс-Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сc - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета, см. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. А.В.Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с.48. Значения скоростей сс и Vп определяют с помощью лазерных анемометров, см. Клочков В.П., Козлов Л.Ф., Потыкевич И.В., Соскин М.С. Лазерная анемометрия, дистанционная спектроскопия и интерферометрия. Киев. Наукова думка, 1985, с.21-22, 415, 419. Значение Gв определяется через частоту вращения турбины, см. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. А.В.Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с.219 и Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей: Учебник по специальности «Авиационные двигатели», 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988. С.9.

Если заданное значение тяги Rзад не соответствует текущему значению тяги Rтек, то в сумматоре 3 формируется сигнал ΔR=Rзад-Rтек, не равный нулю. В соответствии с полученным сигналом управления ΔR блок 2 дозирования топлива изменяет расход топлива в ГТД.

Изменение расхода топлива вызывает изменение параметров двигателя. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выполнится равенство Rзад=Rтек.

Предложенная система для управления газотурбинным двигателем по тяге может быть легко реализована с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ).

Похожие патенты RU2367808C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГИ В ПОЛЕТЕ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ 2015
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Кизеев Илья Сергеевич
  • Пудовкин Иван Юрьевич
RU2596413C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Иванов Александр Александрович
  • Круглов Михаил Иванович
  • Куликова Валентина Леонидовна
RU2346173C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Попов Сергей Владимирович
RU2497001C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2493392C2
Способ автоматического управления силовой установкой самолета при снижении тяги одного из двигателей на взлетном режиме 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2813647C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ 2006
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Попов Владимир Викторович
  • Кулаков Анатолий Дмитриевич
RU2327961C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ 2011
  • Эзрохи Юрий Александрович
RU2476915C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2489592C1
Способ управления газотурбинным двигателем при самопроизвольном открытии реверсивного устройства 2021
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Ромахин Алексей Алексеевич
RU2774010C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 367 808 C2

Реферат патента 2009 года СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Технический результат изобретения - повышение точности регулирования. Сущность изобретения заключается в наличии в системе блока измерения тяги двух лазерных анемометров, один из которых измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а второй - скорость полета. Микропроцессор с блоком памяти рассчитывает значение тяги по формуле R=f(Gв, cc, Vп). Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок измерения тяги, блок дозирования топлива, сумматор, анемометр для измерения скорости истечения газов из сопла двигателя, анемометр для измерения скорости полета, микропроцессор с блоком памяти. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 367 808 C2

Система управления тягой газотурбинного двигателя, содержащая блок измерения тяги, блок дозирования топлива и сумматор, отличающаяся тем, что блок измерения тяги содержит два лазерных анемометра и микропроцессор с блоком памяти, при этом один анемометр измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет тягу по формуле R=f(Gв, сс, Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сc - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2367808C2

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Куликов Г.Г.
  • Степанов В.В.
  • Арьков В.Ю.
RU2023897C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОМЕРНЫМ ОБЪЕКТОМ 2000
  • Бондарев Л.Я.
  • Зеликин Ю.М.
  • Добрынин А.А.
  • Клепиков В.И.
RU2172419C1
СИСТЕМА ДЛЯ МОДИФИКАЦИИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ ТЯГИ 2000
  • Камат Дипак Манохар
  • Розенфельд Тэйлор Джонсон
  • Шингс Брюс Гюнтер
RU2244144C2
БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ДАВЛЕНИЯ, ТОПЛИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ТЯГИ 2003
  • Фурмаков Е.Ф.
  • Петров О.Ф.
  • Маслов Ю.В.
  • Степанян Н.М.
RU2249714C2
US 5212943 А, 25.05.1993
СПОСОБ ОЦЕНКИ СЦЕПЛЕНИЯ ЗАПОЛНИТЕЛЯ С РАСТВОРНОЙ ЧАСТЬЮ БЕТОНА 1997
  • Меренцова Г.С.
  • Сучкова Л.И.
RU2121986C1

RU 2 367 808 C2

Авторы

Нечаев Сергей Александрович

Иванов Михаил Николаевич

Нечаева Тамара Петровна

Луценко Геннадий Алексеевич

Даты

2009-09-20Публикация

2005-05-27Подача