СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК B61C5/02 B60K11/02 

Описание патента на изобретение RU2372228C1

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания тягового подвижного состава (ТПС) и специального подвижного состава (СПС).

Известен способ регулирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что охлаждающий воздух (холодный теплоноситель) всасывают в одном направлении через радиаторные секции охлаждающего устройства двигателя внутреннего сгорания, которое содержит независимые горячий (ГК) и холодный (ХК) контуры циркуляции горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.), в горячий контур включены полости охлаждения двигателя внутреннего сгорания, насос и радиаторные секции ГК, а в холодный контур - охладитель наддувочного воздуха, водомаслянный теплообменник, насос и радиаторные секции ХК; радиаторные секции обоих контуров расположены в один ряд по ходу движения охлаждающего воздуха (холодного теплоносителя), а так же четыре вентилятора, установленные в непосредственной близости друг от друга (Тепловоз 2ТЭ116, М.: Транспорт, 1985, стр.83, рис.50).

Известен способ регулирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, принятый за прототип, заключающийся в том, что охлаждающий воздух (холодный теплоноситель) всасывают в одном направлении через радиаторные секции установки охлаждения двигателя внутреннего сгорания, которая содержит независимые горячий и холодный контуры циркуляции горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.), установленные в два ряда, в ГК включены полости охлаждения двигателя внутреннего сгорания, насос и радиаторные секции ГК, расположенные во втором ряду по ходу движения охлаждающего воздуха (холодного теплоносителя), а в ХК - охладитель наддувочного воздуха, водомаслянный теплообменник, насос и радиаторные секции ХК, расположенные в первом ряду по ходу движения охлаждающего воздуха (холодного теплоносителя), а также один вентилятор. (Тепловоз 2ТЭ10У Техническое описание 2170.00.00.0000ТО, ПО «Лугансктепловоз», Минтяжмаш, 1990, стр.43).

Недостатками этих способов охлаждения двигателя внутреннего сгорания является то, что они не позволяют эффективно регулировать температуру горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.) горячего и холодного контуров системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания во всем температурном диапазоне окружающего воздуха и особенно при низких температурах окружающего воздуха, а также имеются значительные термические напряжения в передних рядах трубок радиаторных секций.

Техническим результатом является регулирование температур горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.) горячего и холодного контуров системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания во всем температурном диапазоне окружающего воздуха, особенно при низких температурах окружающего воздуха, снижение температурных напряжений в передних рядах радиаторных трубок.

Способ регулирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что вентиляторы не менее двух всасывают охлаждающий воздух через радиаторные секции с горячими теплоносителями холодного контура, установленные в первом ряду, и горячего контура, установленные во втором ряду по ходу движения охлаждающего воздуха, регулируют температуры горячих теплоносителей горячего и холодного контуров за счет изменения оборотов вентиляторов, переключают не менее одного вентилятора в режим реверса при понижении температуры горячего теплоносителя в холодном контуре ниже допустимого уровня, нагнетают охлаждающий воздух вентилятором, переключенным в режим реверса, последовательно на часть радиаторных секций горячего контура, а затем на часть радиаторных секций холодного контура для уменьшения отвода тепла от горячего теплоносителя холодного контура. Кроме того, частично используют подогретый охлаждающий воздух от вентилятора, работающего на всасывание, прошедший через часть радиаторных секций холодного и горячего контуров, в охлаждающем воздухе, нагнетаемом одним или несколькими вентиляторами, переключенными в режим реверса, для поддержания температуры горячих теплоносителей холодного и горячего контуров в допустимом диапазоне и снижения термических напряжений в трубках этих секций.

Уменьшение теплоотвода в холодном контуре происходит, так как один из вентиляторов включают в режим реверса (при понижении температуры горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.) в холодном (ХК) контуре до определенного уровня), при этом охлаждающий воздух (холодный теплоноситель), нагревают, пропуская через радиаторные секции горячего контура (внутреннего ряда) и нагнетают далее на секции холодного контура (внешнего ряда), что позволяет не переохлаждать горячий теплоноситель ХК (вода, тосол и т.д.), кроме этого, при включении одого из вентиляторов в реверсивный режим частично используют подогретый охлаждающий воздух (холодный теплоноситель) от первого вентилятора и смешивают его с охлаждающим воздухом (хололдным теплоносителем), нагнетаемым одним или несколькими реверсированными вентиляторами на радиаторные секции, что дополнительно повышает температуру охлаждающего воздуха (холодного теплоносителя), нагнетаемого на радиаторные секции, что позволяет не переохлаждать горячий теплоноситель (воду, тосол и т.д.) холодного контура и поддерживать температуры горячих теплоносителей (воды, тосола и т.д.) ГК и ХК в допустимом диапазоне, при этом также снижаются термические напряжения в передних рядах трубок.

На фигуре 1 представлена принципиальная схема способа регулирования температур теплоносителей системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания с реверсом вентиляторных установок, реализующая предложенный способ.

На фигуре 2 изображен поперечный разрез А-А фиг.1 тепловоза по радиаторным секциям и по вентилятору с реверсом.

Система охлаждения, реализующая предложенный способ регулирования температур теплоносителей системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (фиг.1 и 2), содержит:

Горячий контур 1, в который включены насос 2, водяные полости 3 двигателя внутреннего сгорания, которые через насос 2 подключены к радиаторным секциям 4, установленным во втором ряду по ходу охлаждающего воздуха и последовательно или последовательно-параллельно по отношению к движению горячего теплоносителя (воды, тосола и т.д.) и холодный контур 5, в который включены насос 6, охладитель наддувочного воздуха 7 и охладитель масла 8, которые через насос 6 подсоединены к радиаторным секциям 9 холодного контура 5, расположенным в первом ряду по ходу движения охлаждающего воздуха. Для подачи охлаждающего воздуха через радиаторные секции 4 и 9 в системе охлаждения имеются не менее двух вентиляторов 10, установленных в непосредственной близости друг от друга, причем не менее одного вентилятора выполнены с возможностью переключения в режим реверса. Охладитель масла 8 входит в масляный контур 11, в котором установлен терморегулятор 12.

Предложенный способ регулирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания реализуется следующим образом.

Вентиляторы 10 (не менее двух) всасывают охлаждающий воздух через радиаторные секции 9 и 4 с горячими теплоносителями соответственно холодного контура 5, установленными в первом ряду, и горячего контура 1, установленными во втором ряду по ходу движения охлаждающего воздуха, регулируют температуры горячих теплоносителей горячего 1 и холодного 5 контуров за счет изменения оборотов (частоты вращения) вентиляторов 10, переключают не менее одного вентилятора 10 в режим реверса при понижении температуры горячего теплоносителя в холодном контуре 5 ниже допустимого уровня, нагнетают охлаждающий воздух вентилятором 10, переключенным в режим реверса, последовательно на часть радиаторных секций 4 горячего контура 1, а затем на часть радиаторных секций 9 холодного контура 5 для уменьшения отвода тепла от горячего теплоносителя холодного контура 5.

По мере снижения температуры охлаждающего воздуха температуру горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.) горячего контура 1 поддерживают постоянной за счет изменения частоты вращения вентиляторов 10, а температура горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.) холодного контура 5 уменьшается, так как теплорассеивающая способность радиаторных секций 9 холодного контура 5 возрастает значительно быстрее, чем горячего 1. Переохлаждению масла препятствует наличие терморегулятора 12 в масляном контуре 11.

При понижении температуры окружающего воздуха (например ниже +5°С) и понижении температуры горячего теплоносителя (вода, тосол и т.д.) холодного контура 5 ниже допустимого уровня (35…40°С) не менее одного вентиляторов 10 переключают в режим реверса. При этом возможно, что частично используют подогретый охлаждающий воздух от вентилятора 10, работающего на всасывание, прошедший через часть радиаторных секций 9 и 4 соответственно холодного 5 и горячего 1 контуров, в охлаждающем воздухе, нагнетаемом одним или несколькими вентиляторами 10, переключенными в режим реверса, смешивают с неподогретым охлаждающим воздухом и, создавая эффект рециркуляции, подают его на вход части радиаторных секций горячего контура 1, и далее части радиаторных секций 9 холодного контура 5 для поддержания температуры горячих теплоносителей холодного 5 и горячего 1 контуров в допустимом диапазоне и снижения термических напряжений в трубках этих секций.

Таким образом, предложенный способ регулирования системы охлаждения позволяет осуществить регулирование температур горячего теплоносителя, циркулирующего в горячем 1 и холодном 5 контурах системы охлаждения во всем диапазоне температур окружающего воздуха, особенно при низких температурах окружающего воздуха за счет реверса одного из вентиляторов 10 и регулирования частоты вращения вентиляторных колес. Способ регулирования возможен при наличии двух и более вентиляторов в охлаждающих устройствах системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания тепловозов и другого специального подвижного состава.

Похожие патенты RU2372228C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Черток Евсей Борисович
  • Горин Владимир Иванович
  • Рачков Станислав Робертович
  • Родионов Игорь Николаевич
  • Новиков Александр Михайлович
  • Бондаренко Леонид Маркович
RU2282043C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Горин Владимир Иванович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Новиков Александр Михайлович
  • Бондаренко Леонид Маркович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2347086C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СЫРОГО ГАЗА 2006
  • Ананенков Александр Георгиевич
  • Ермилов Олег Михайлович
  • Иванов Сергей Иванович
  • Давлетов Касим Мухаметгареевич
  • Асылбаев Расул Гуфранович
  • Иванов Владимир Яковлевич
  • Игнатьев Максим Петрович
RU2287124C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НИЗКОПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ 2005
  • Калинин Михаил Иванович
  • Кудрявцев Евгений Павлович
RU2292000C1
ОБОГРЕВАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ 2022
  • Баукин Владимир Евгеньевич
  • Винокуров Александр Викторович
  • Савельев Максим Анатольевич
RU2782078C1
Система подготовки воздуха наддува гермокабины самолёта на основе парокомпрессионных холодильных установок с вторичным теплоносителем 2018
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Киселёв Михаил Анатольевич
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Чекин Андрей Юрьевич
RU2686609C1
Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Розенблит Геннадий Борисович
  • Перелет Владимир Иванович
  • Алексеев Владимир Геннадиевич
  • Никонова Виктория Александровна
SU1513385A1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Игнашкин Иван Сергеевич
  • Репетя Евгений Иванович
RU2033340C1
Способ определения степени загрязненности радиаторных секций системы охлаждения тепловозного дизеля 1990
  • Алексеев Владимир Геннадиевич
  • Розенблит Геннадий Борисович
SU1751655A2
СПОСОБЫ РАБОТЫ ВОДОРОДНЫХ ОБРАТИМЫХ ТЕРМОХИМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА БАЗЕ МЕТАЛЛОГИДРИДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2012
  • Попович Владимир Андрианович
RU2524159C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 372 228 C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания тягового подвижного состава. Способ регулирования системы охлаждения заключается в том, что вентиляторы всасывают охлаждающий воздух через радиаторные секции с горячими теплоносителями холодного контура, установленные в первом ряду, и горячего контура, установленные во втором ряду, по ходу движения охлаждающего воздуха, регулируют температуры горячих теплоносителей горячего и холодного контуров за счет изменения оборотов вентиляторов. При понижении температуры горячего теплоносителя в холодном контуре ниже допустимого уровня переключают не менее одного вентилятора в режим реверса, нагнетают охлаждающий воздух вентилятором, переключенным в режим реверса, последовательно на часть радиаторных секций горячего контура, а затем на часть радиаторных секций холодного контура для уменьшения отвода тепла горячего теплоносителя холодного контура. При этом частично используют подогретый охлаждающий воздух от вентилятора, работающего на всасывание, прошедший через часть радиаторных секций холодного и горячего контуров, в охлаждающем воздухе, нагнетаемом одним или несколькими вентиляторами, переключенными в режим реверса. Технический результат заключается в обеспечении возможности регулирования температур горячего теплоносителя горячего и холодного контуров системы охлаждения во всем температурном диапазоне окружающего воздуха и снижении температурных напряжений в передних рядах радиаторных трубок. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 372 228 C1

Способ регулирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что вентиляторы не менее двух всасывают охлаждающий воздух через радиаторные секции с горячими теплоносителями холодного контура, установленные в первом ряду, и горячего контура, установленные во втором ряду, по ходу движения охлаждающего воздуха, регулируют температуры горячих теплоносителей горячего и холодного контуров за счет изменения оборотов вентиляторов, отличающийся тем, что переключают не менее одного вентилятора в режим реверса при понижении температуры горячего теплоносителя в холодном контуре ниже допустимого уровня, нагнетают охлаждающий воздух вентилятором, переключенным в режим реверса, последовательно на часть радиаторных секций горячего контура, а затем на часть радиаторных секций холодного контура для уменьшения отвода тепла от горячего теплоносителя холодного контура, при этом частично используют подогретый охлаждающий воздух от вентилятора, работающего на всасывание, прошедший через часть радиаторных секций холодного и горячего контуров, в охлаждающем воздухе, нагнетаемом одним или несколькими вентиляторами, переключенными в режим реверса, для поддержания температуры горячих теплоносителей холодного и горячего контуров в допустимом диапазоне и снижения термических напряжений в трубках этих секций.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2372228C1

Способ получения стирола 1981
  • Алиев Вагаб Сафар Оглы
  • Алхазов Тофик Гасан Оглы
  • Лисовский Анатолий Ефимович
  • Тер-Саркисов Бениамин Георгиевич
  • Кожаров Александр Иванович
  • Талыбова Зиният Аббас Кызы
SU1031962A1
Устройство для измерения температуры 1984
  • Трошкин Олег Сергеевич
  • Пахомычев Андрей Михайлович
SU1247682A1
JP 58038316 А, 05.03.1983
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2277484C1
Система охлаждения силовой установки с двигателем внутреннего сгорания 1987
  • Букеев Дмитрий Геннадьевич
  • Воронов Владимир Александрович
  • Попов Леонид Николаевич
  • Каминский Валерий Наумович
SU1571282A1
Напускное устройство бумагоделательной машины 1978
  • Кунин Игорь Львович
  • Розенфельд Георгий Зусманович
  • Цирельсон Генех Ильич
  • Андреев Александр Григорьевич
SU751870A1
Способ задней фиксации пояснично-крестцового отдела позвоночника 1984
  • Никитин Георгий Дмитриевич
  • Салдун Геннадий Павлович
  • Грязнухин Эдуард Георгиевич
SU1223897A1
US 5669311 A, 23.09.1997
Устройство для охлаждения дизеля локомотива 1983
  • Бондарев Валерий Николаевич
  • Лозовой Михаил Григорьевич
  • Гибалов Анатолий Иванович
  • Савченкова Валентина Николаевна
SU1232539A1

RU 2 372 228 C1

Авторы

Горин Владимир Иванович

Рачков Станислав Робертович

Родионов Игорь Николаевич

Новиков Александр Михайлович

Бондаренко Леонид Маркович

Троицкий Анатолий Пантелеевич

Даты

2009-11-10Публикация

2008-02-20Подача