Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системе охлаждения двигателя. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающих жидкостей (ОЖ).
К известным техническим решениям следует отнести прототип [1]. К недостаткам известного технического решения следует отнести его невысокие технологические возможности, заключающиеся в том, что форма расширительного бачка не соответствует форме свободного подкапотного пространства относительно занимаемой им площади. Данная конструкция изготовлена из пластмассы, состоит из трех расширительных бачков, расположенных на держателе за решеткой облицовки, и соединена трубопроводом с заливной горловиной верхнего бачка радиатора.
Расширительные бачки служат для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, удаления из нее воздуха, пара.
В данной конструкции из-за большого количества соединений затруднено обеспечение герметичности системы, соответственно ее надежность невысока, заливные горловины расположены по центру верхней стороны расширительных бачков, что затрудняет доступ к бачкам при заливке ОЖ.
Задачей нового технического решения следует отнести повышение технологических возможностей при использовании новой конструкции расширительного бачка: повышение герметичности системы, уменьшение кавитации жидкости в водяном насосе двигателя, упрощение сборки системы, а также повышение надежности системы в эксплуатации.
На фиг.1 и фиг.2 изображен предлагаемый расширительный бачок. Расширительный бачок выполнен фасонной геометрической формы для размещения в нем охлаждающей жидкости, имеет заливную горловину 1, расположенную с правой стороны на верхней площадке 2. Верхняя площадка выполнена в результате усечения ребра верхней и фронтальной граней по всей длине бачка под углом относительно горизонтальной оси верхнего основания 3. Все ребра верхней площадки имеют округлую форму.
Левая боковая сторона бачка имеет бобышку 4 прямоугольной формы, которая выходит за границу прямолинейного участка стенки бачка, для установки датчика уровня жидкости.
Фронтальная плоскость бачка имеет прямоугольную форму с радиусами округления, на поверхности имеется обозначение уровня заливки охлаждающей жидкости в виде «МАХ» и «MIN» 5.
Вдоль вертикальной оси на фронтальной плоскости выполнены два углубления 6, переходящие на верхнее и нижнее основания, для крепления расширительного бачка к кабине автомобиля при помощи крепежных хомутов.
На правой боковой стороне бачка расположены патрубки 7, 8 для пароотвода и для соединения трубопровода с отопителем кабины.
На поверхности нижней площадки с левой стороны расположен патрубок 9 для соединения бачка с водяным насосом двигателя.
Нижняя площадка 10 выполнена в результате усечения ребра нижней и задней граней по всей длине бачка под углом относительно горизонтальной оси нижнего основания 11. Все ребра нижней площадки имеют округлую форму.
Вдоль фронтальной, задней, боковых сторон выполнено ребро жесткости для повышения прочности.
Характерной особенностью данного бачка является то, что все патрубки и заливная горловина расположены на линии разъема пресс-формы. Это повышает технологичность конструкции и значительно упрощает ее изготовление.
Расширительный бачок входит в систему охлаждения двигателя, которая предназначена для отвода тепла от двигателя в процессе работы и поддержания его теплового режима в заданном интервале температур. Состоит из радиатора, расширительного бачка, рукавов отводящих и подводящих. Перед запуском двигателя в радиатор заливают охлаждающую жидкость (ОЖ), затем запускают двигатель на 1-2 мин для удаления воздуха из системы. При необходимости доливают ОЖ в расширительный бачок.
При нагреве охлаждающей жидкости (рабочая температура 80-100°С) расширяется, тем самым уровень ОЖ в расширительном бачке поднимается. Образующиеся в процессе пузырьки воздуха через пароотводную трубу отводятся в расширительный бачок.
На дату подачи заявки разработаны чертежи расширительного бачка. Проведены стендовые испытания, подтверждающие качественную работу системы охлаждения двигателя, отвода тепла от двигателя в процессе работы и поддержания его теплового режима.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДОПОЛНЕНИЕ № ДЭ 1-11 к руководству по эксплуатации «Автомобиль Урал-532301 и его модификацию» (первое издание)».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БАЧОК РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ | 2002 |
|
RU2244838C2 |
Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1539351A1 |
БАЧОК РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ | 2002 |
|
RU2244839C2 |
Радиатор | 1984 |
|
SU1452495A3 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2577914C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1366667A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2109148C1 |
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2653914C2 |
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2374091C2 |
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1973 |
|
SU382833A1 |
Изобретение относится к системе охлаждения двигателя. Расширительный бачок для размещения в нем охлаждающей жидкости, содержащий емкость, заливную горловину, патрубки, заливная горловина расположена на верхней площадке, образованной в результате усечения фронтальной и верхней граней под углом относительно горизонтальной оси верхнего основания, патрубок для соединения с водяным насосом двигателя расположен на нижней площадке, образованной в результате усечения ребра задней и нижней граней под углом относительно горизонтальной оси нижнего основания, при этом вдоль фронтальной, задней и боковых сторон проходит ребро жесткости. Изобретение обеспечивает повышение герметичности системы, уменьшение кавитации жидкости в водяном насосе двигателя, надежности системы в эксплуатации. 2 ил.
Расширительный бачок для размещения в нем охлаждающей жидкости, содержащей емкость, заливную горловину, патрубки, отличающийся тем, что заливная горловина расположена на верхней площадке, образованной в результате усечения фронтальной и верхней граней под углом относительно горизонтальной оси верхнего основания, патрубок для соединения с водяным насосом двигателя расположен на нижней площадке, образованной в результате усечения ребра задней и нижней граней под углом относительно горизонтальной оси нижнего основания, при этом вдоль фронтальной, задней и боковых сторон проходит ребро жесткости.
Способ управления на расстоянии | 1935 |
|
SU50255A1 |
Прибор для вычерчивания различных кривых | 1932 |
|
SU35377A1 |
EP 1179661 A2, 13.02.2002 | |||
ЛОТОК ДЛЯ ЯИЦ ДЛЯ ИНКУБИРОВАНИЯ ЯИЦ И ВЫЛУПЛЕНИЯ ИЗ НИХ ЦЫПЛЯТ | 2015 |
|
RU2684722C2 |
FR 2866064 A1, 12.08.2005 | |||
US 5163506 A, 17.11.1992 | |||
ПОРИСТЫЕ ГАЗОПОГЛОТИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА СО СНИЖЕННОЙ ПОТЕРЕЙ ЧАСТИЦ И СПОСОБ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2253695C2 |
Авторы
Даты
2009-10-10—Публикация
2008-02-29—Подача