Изобретение относится к устройствам для контроля движения потоков транспортных средств (ТС) и может быть применено с использованием телекоммуникационных систем для автоматического контроля соблюдения правил дорожного движения (ПДД), автоматического принятия решений по нарушениям ПДД и доведения их до нарушителей без непосредственного участия человека. Кроме того, система автоматически обеспечивает извещение о нештатных ситуациях в дорожной обстановке, в том числе обнаружение неправомерно используемых ТС и контроль за исполнением принятых решений по нарушениям ПДД.
Известны автоматизированные (аппаратно-программные) системы контроля автотранспортных средств, основанные на принципах распознавания образов, которые содержат видеокамеры, компьютеры идентификации автотранспортного средства, каждый из которых соединен проводной связью с соответствующей видеокамерой, и сервер для управления и поиска автотранспортного средства в базе данных, связанный с указанными компьютерами посредством проводной локальной вычислительной сети (см., проспект бельгийской фирмы: BATS (Belgian Advanced Technology Systems S.A.) Pare Industriel de Recherches du Sart-Tilman, Avenue des Noisetiers 8, B-4031 AngleurBelgique).
Однако такие системы могут применяться только при парковке транспортных средств или их проезде через посты ГИБДД, а не в условиях интенсивного многополосного движения.
Известна многозоновая система слежения за движением автотранспортных средств, содержащая множество стационарно установленных на дорогах зон контроля, в каждой из которых над дорогой установлены светильники, видеокамеры обнаружения и опознавания с наклоном вниз относительно горизонтальной плоскости и с ориентацией своих объективов навстречу движению автотранспорта, и управляющее устройство для координации работы видеокамер, а также установленные на удаленном пункте (в центре) компьютеры идентификации автотранспортных средств, сервер с монитором для управления и поиска автотранспортных средств в базе данных, связанный посредством локальной вычислительной проводной сети с компьютерами идентификации, с которыми при этом соединены видеокамеры опознавания (см. заявку РСТ WO 93/19441, опубл. 30.09.93, кл. G08G 1/017). Эта система страдает теми же недостатками, что и предыдущая, и предназначена в основном для обнаружения и поиска угнанных автомашин с использованием человеческого фактора, проводной связи и большого количества технических средств.
Известна многозоновая система, включающая передвижной контрольный пункт, множество стационарных зон контроля, каждая из которых представляет собой условный прямоугольник, охватывающий определенный локальный участок дороги, коммутационные устройства, установленные около дороги на заданном расстоянии от указанного прямоугольника. В каждой зоне контроля установлены видеокамеры, светильники, разделитель полос и направлений движения. Система также содержит аппаратно-программный комплекс, установленный на передвижном контрольном пункте. Комплекс включает компьютеры идентификации транспортного средства, с которыми посредством проводных коммутационных устройств соединяются на определенное время видеокамеры, сервер для управления и поиска транспортных средств в базе данных, локальную проводную вычислительную сеть, систему видеонаблюдения, соединяемую с видеокамерой через проводное коммутационное устройство, систему телефонной связи, систему телекоммуникационной связи (см. описание к патенту РФ №2137203).
Эта система, как и вышеупомянутая, носит локальный характер и требует непременного освещения контролируемого участка дороги, большого количества специальных технических средств, кабельных сетей, а также не исключает роль человеческого фактора в оценке дорожной ситуации и принятия решений по ней.
Известна система электронной идентификации, включающая персональную ЭВМ, связанную с сервером-накопителем данных о ТС, по крайней мере, одну или три электронные метки (ЭМ), установленные на ТС, и связанное с ПЭВМ ручное или стационарное устройство съема информации, выполненное в виде контактного считывающего устройства для считывания информации, занесенной в ЭМ. В ЭМ, расположенную в местах крепления государственного номера, введена информация о марке ТС, цвете ТС, мощности двигателя, номере паспорта на ТС, свидетельстве о регистрации ТС и государственном номере ТС, о времени прохождения последнего технического обслуживания. В ЭМ, расположенную на лобовом стекле, введена информация о марке ТС, идентификационном номере ТС, сведения о владельце, сведения о перевозимых грузах, пунктах отправления и назначения, государственном номере ТС, номере паспорта ТС, номере станции технического обслуживания (СТО). В ЭМ, расположенную в подкапотном пространстве двигателя или непосредственно на двигателе, введена информация о номерах двигателя, шасси, кузова, мощности двигателя, годе выпуска ТС. Система обеспечивает расширение функциональных возможностей путем обеспечения поиска угнанных автомобилей, защиты заводских номеров от подделки, государственных номеров от перевешивания, автоматизированного контроля сохранности грузов, разграничения доступа на автостоянку, контроля за прохождением технического обслуживания, оперативного получения полной информации о владельце ТС при ДТП, оперативной оценки мобилизационных ресурсов транспортного комплекса на случай возникновения чрезвычайной ситуации или военных действий (см. описание к патенту РФ №2185663, опубл. 20.07.2002, МПК7 G08G 1/017, В60R 28/00, В60R 13/10).
Эта система носит локальный характер и может применяться на контрольных постах ГИБДД, СТО, платных охраняемых стоянках и т.д. Система не исключает человеческого фактора и предназначена в основном для обнаружения угнанных автомобилей.
Задачей и техническим результатом заявленного изобретения является создание автоматической системы контроля соблюдения ПДД и анализа дорожной обстановки со значительным уменьшением роли человеческого фактора в обеспечении безопасности дорожного движения.
При этом достигается простота реализации системы с минимальными затратами на ее создание и эксплуатацию. Дополнительный эффект системы - неограниченные возможности охвата дорожной сети, в том числе за счет возможности постоянного ее наращивания.
Указанный технический результат достигается тем, что в системе контроля за движением транспортных средств (ТС), оборудованных устройствами их идентификации, включающей снабженные устройствами съема информации множество стационарных пунктов контроля (СПК) движения ТС, СПК движения ТС выполнены в виде автономных компактных цифровых электронно-вычислительных устройств (АКЦЭВУ) со встроенными модулями сотовой связи, оборудованных автоматическими устройствами фото-, видео-, радиосъема и обработки информации о ТС и дорожной обстановке, автоматическими программными средствами определения параметров движения ТС и сравнения их с допустимыми по Правилам дорожного движения (ПДД) на данном участке дороги, при этом система снабжена программными средствами автоматической квалификации нарушений ПДД и нештатных ситуаций и принятия решений по ним, автоматической передачи этих решений или информации о нарушителях и нештатных ситуациях по каналам существующей в данном регионе мобильной связи от СПК на базовую станцию ближайшего оператора мобильной связи и с него посредством Интернета в информационно-техническую базу (ИТБ) Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Автоматическими программными устройствами принятия решений могут быть оборудованы либо СПК движения ТС, либо ИТБ ГИБДД.
Кроме того, система может быть снабжена программными средствами доведения информации о принятых решениях для исполнения до нарушителя по существующим известным каналам связи, или программными средствами контроля исполнения решений, или программными средствами доведения информации о принятых решениях по нештатным ситуациям до контрольных постов ГИБДД.
Каждый СПК может быть оборудован автоматическим средством электромагнитного съема информации о движущихся ТС, выполненным в виде по меньшей мере одной фотокамеры, работающей в видимом световом диапазоне, и/или по меньшей мере одной видеокамеры, работающей в видимом световом диапазоне, и/или по меньшей мере одним радиоприемником, и/или по меньшей мере одним радиолокатором, и/или по меньшей мере одним инфракрасным приемником, и/или по меньшей мере одним инфракрасным локатором, и/или по меньшей мере одним лазерным локатором.
Каждый СПК может быть дополнительно оборудован пороговым акустическим датчиком обнаружения и/или распознавания приближающегося ТС.
Кроме того, каждый СПК снабжен автономным энергонезависимым и/или подзаряжаемым источником электропитания.
Заявленная система иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображена схема системы контроля за движением транспортных средств, на фиг.2 - стационарный пост контроля за движением ТС.
Система контроля за движением транспортных средств (ТС) 1 включает множество стационарных пунктов контроля (СПК) 2…2n, автоматически снимающих информацию о движущихся ТС с последующим определением параметров движения ТС и сравнением их с допустимыми по Правилам дорожного движения (ПДД) на данном участке дороги, автоматической квалификацией нарушений ПДД и нештатных ситуаций и принятием решений по ним и дальнейшей передачей решений или информации о нарушителях и нештатных ситуациях посредством каналов 3…3n существующей мобильной связи в данном регионе до ближайшего оператора мобильной связи 4…4n и от него посредством Интернета 5…5n на информационно-техническую базу (ИТБ) 6 ГИБДД, которая включает программные средства 7 и базу данных ТС 8 субъекта федерации, региона или страны.
ИТБ ГИБДД на основании полученных от СПК решений автоматически формирует Постановления об административных правонарушениях с приложением фактографической информации и посредством глобальной цифровой сети 9…9n и 11…11n доводит их до нарушителя ПДД посредством электронных сообщений. Нарушитель ПДД, получивший электронное Постановление, обязан исполнить его (например, оплатить штраф) в установленный срок, факт исполнения фиксируется в ИТБ ГИБДД автоматически сообщением от платежной системы (платежного терминала 12, отделения Сбербанка и т.д.) по каналам связи 13.
Для реализации решений по нештатным ситуациям решения могут направляться непосредственно на контрольные посты (КП) 14 ГИБДД.
В предпочтительном исполнении стационарный пост контроля (СПК) 2 может быть выполнен в виде мобильного телефона сотовой связи (смартфона, КПК), включающего модуль сотовой связи 15, цифровое электронно-вычислительное устройство 16, оборудованного устройствами съема информации 17 о ТС, например фото- или видеокамерой, приемником и/или локатором, звуковым датчиком 18 обнаружения приближения ТС.
При работе устройства съема информации в видимом световом диапазоне потребуется освещение участка дороги в темное время суток осветительным устройством 19.
СПК может быть установлен на столбах освещения, рекламных щитах, дорожных знаках и т.д.
СПК могут быть снабжены средствами дистанционного перепрограммирования (в случае изменения требований к ПДД и дорожной обстановки) с мобильного телефона, bluetooth, ПК-порта и т.д.
СПК может быть установлен скрытно, в местах, недоступных для обнаружения и демонтажа, и запитываться автономно от аккумуляторов, солнечных батарей, ветродвигателей или от линий электропередач. Каждое транспортное средство может быть оборудовано дополнительно к государственному регистрационному номеру средством его индивидуальной идентификации, выполненным, например, в виде электронной метки, радиомаяка, инфракрасного излучателя и т.д., сигнал от которых снимается устройством съема информации 16 СПК 2.
СПК системы работает следующим образом.
При приближении ТС к СПК срабатывает звуковой датчик 16 (ультразвуковой, инфразвуковой и т.д.), который переводит СПК из ждущего в активный рабочий режим. СПК по предпочтительному варианту исполнения системы снимает информацию о движущемся ТС, определяет параметры движения ТС с последующим сравнением их с допустимыми по Правилам дорожного движения (ПДД) на данном участке дороги, автоматической квалификацией нарушений ПДД и нештатных ситуаций и принятием решений по ним.
Например, в случае фиксирования превышения скоростного режима, нарушения правил обгона, рядности движения и т.д. СПК может автоматически оформить решение по факту нарушения ПДД в электронном виде с приложением фактографической информации и отправить его по каналам сотовой связи и посредством Интернета в ИТБ ГИБДД.
После передачи информации в ИТБ ГИБДД СПК автоматически переходит в ждущий режим.
Заявленное изобретение обеспечивает контроль движения потоков ТС с использованием телекоммуникационных систем для автоматического контроля соблюдения ПДД с принятием решений по фактам нарушения ПДД в электронном виде и доведением их в форме электронных Постановлений об административных правонарушениях с приложением фактографической информации до нарушителей без непосредственного участия сотрудников ГИБДД.
Кроме того, система автоматически обеспечивает извещение о нештатных ситуациях, о дорожной обстановке, в том числе обнаружение неправомерно используемых ТС и контроль за использованием принятых решений по фактам нарушений ПДД.
Изобретение относится к технике контроля движения потоков транспортных средств (ТС) и может быть применено с использованием телекоммуникационных систем для автоматического контроля соблюдения правил дорожного движения (ПДД), принятия решений по нарушениям ПДД и доведения их до нарушителей без непосредственного участия человека. Кроме того, система автоматически обеспечивает извещение о нештатных ситуациях, в том числе обнаружение неправомерно используемых ТС и контроль за исполнением принятых решений по нарушениям ПДД. Система включает снабженные считывающими устройствами множество стационарных пунктов контроля (СПК) движения ТС, оборудованных устройствами их идентификации. Все СПК соединены каналами связи с информационно-технической базой и выполнены в виде автономных компактных цифровых электронно-вычислительных устройств со встроенным модулем сотовой связи, оборудованных автоматическими устройствами фото-, и/или видео-, и/или радиосъема и обработки информации о ТС и дорожной обстановке, автоматическими программными средствами определения параметров движения ТС и сравнения их с допустимыми по ПДД на данном участке дороги. Система снабжена программными средствами автоматической квалификации нарушений ПДД и нештатных ситуаций и принятия решений по ним, устройствами автоматической передачи информации по каналам существующей в данном регионе мобильной связи от СПК на базовую станцию ближайшего оператора мобильной связи и с него посредством Интернета в информационно-техническую базу. Изобретение позволяет уменьшить роль человеческого фактора в обеспечении безопасности дорожного движения. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Автоматическая система контроля соблюдения правил дорожного движения (ППД) транспортных средств (ТС), оборудованных устройствами их идентификации, включающая снабженные устройствами съема информации множество стационарных пунктов контроля (СПК) движения ТС, отличающаяся тем, что СПК движения ТС снабжены автономным энергонезависимым и/или подзаряжаемым источником электропитания и выполнены в виде автономных компактных цифровых электронно-вычислительных устройств со встроенными модулями сотовой связи, оборудованных автоматическими устройствами фото, и/или видео, и/или радиосъема и обработки информации о ТС и дорожной обстановке, автоматическими программными средствами определения параметров движения ТС и сравнения их с допустимыми по ПДД на данном участке дороги, при этом система снабжена программными средствами автоматической квалификации нарушений ПДД и нештатных ситуаций и принятия решений по ним, автоматической передачи этих решений или информации о нарушителях и нештатных ситуациях по каналам мобильной связи от СПК на базовую станцию оператора мобильной связи и с него посредством Интернета в информационно-техническую базу.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что автоматическими программными устройствами принятия решений оборудованы либо СПК движения ТС, либо информационно-техническая база.
3. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена программными средствами доведения информации о принятых решениях для исполнения до нарушителя по существующим известным каналам связи.
4. Система по п.3, отличающаяся тем, что она снабжена программными средствами контроля исполнения решений.
5. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена программными средствами доведения информации о принятых решениях по нештатным ситуациям до контрольных постов.
6. Система по п.1, отличающаяся тем, что каждый СПК оборудован автоматическим средством электромагнитного съема информации о движущихся ТС, выполненным в виде, по меньшей мере, одной фотокамеры, работающей в видимом волновом световом диапазоне, и/или, по меньшей мере, одной видеокамеры, работающей в видимом волновом световом диапазоне, и/или, по меньшей мере, одним радиоприемником, и/или, по меньшей мере, одним радиолокатором, и/или, по меньшей мере, одним инфракрасным приемником, и/или, по меньшей мере, одним инфракрасным локатором, и/или, по меньшей мере, одним лазерным локатором.
7. Система по п.6, отличающаяся тем, что каждый СПК дополнительно оборудован пороговым акустическим датчиком обнаружения и/или распознавания приближающегося ТС.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2185663C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО МАРШРУТУ СЛЕДОВАНИЯ | 1999 |
|
RU2178587C2 |
Кран машиниста | 1937 |
|
SU53049A1 |
Телевизионное устройство для контроля движения транспортных средств | 1983 |
|
SU1235002A1 |
Авторы
Даты
2009-11-27—Публикация
2006-07-04—Подача