СПОСОБ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ИЗВЕСТНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ Российский патент 2010 года по МПК G01S5/12 

Описание патента на изобретение RU2380721C1

Изобретение относится к навигации и управлению мобильными объектами железнодорожного транспорта.

В настоящее время навигация всех видов транспорта основана на спутниковых радионавигационных системах (СРНС) типа ГЛОНАСС (Россия), GPS (США) и др. Железнодорожный имеет преимущество перед другими видами транспорта, состоящее в том, что траектория движения его зафиксирована на местности с высокой точностью, что, в свою очередь, позволяет определить эталонную координатную модель пути (ЭКМП) железнодорожной магистрали (RU 2287187, G06T 17/50, 10.11.06) и использовать ее в качестве известной траектории движения и системообразующего элемента спутниковых навигационных систем. Эта возможность пока не использована. Настоящее изобретение собственно и направлено на реализацию такой возможности.

Под ЭКМП понимают координатные функции (модели) расстояния пройденного по оси пути (пикетажа) в трехмерной ортогональной системе координат.

В известном способе определения местоположения мобильного объекта на цифровой электронной карте в системах управления движением поездов типа КЛУБ-У и КЛУБ-УП (Применение спутниковых технологий для решения задач управления железнодорожным транспортом. Информационное издание второй международной научно-практической конференции «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта» Москва, 24 июля 2008 г.) применяется координатная модель пути пониженной точности, которая не может использоваться в качестве системообразующего элемента для получения координатного решения.

Наиболее близким по технической сущности является принятый в качестве прототипа способ спутниковой навигации мобильных объектов (Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации, М.: Эко-Трендз, 2000, с.36), в котором координаты мобильного объекта определяют линейной засечкой от четырех и более спутников и отображают положение мобильного объекта на цифровой навигационной карте.

Известное техническое решение не обеспечивает обратной связи координат мобильного объекта с известной траекторией движения.

Технический результат изобретения заключается в расширении области применения и повышении точности спутниковой навигации за счет определения координат мобильного объекта путем линейной засечки его спутникового приемника, перемещающегося по известной траектории движения (ЭКМП) даже от одного навигационного спутника.

Технический результат достигается тем, что в способе спутниковой навигации мобильных объектов железнодорожного транспорта на основе известной траектории движения согласно изобретению известную траекторию движения - эталонную координатную модель пути представляют в единой с глобальной навигационной спутниковой системой системе ортогональных геоцентрических координат, для чего координаты точек эталонной координатной модели выражают в виде трех функций пикетажа, измеряют дальность, по крайней мере, от одного спутника глобальной навигационной спутниковой системы до мобильного объекта, на основе которой составляют уравнение сферы, и из совместного решения трех функций пикетажа и уравнения сферы определяют координаты и пикетаж мобильного объекта, а скорость и ускорение движения мобильного объекта определяют как первую и вторую производные пикетажа по времени по разностной схеме первого и второго порядка.

Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что ЭКМП представляют в единой с СРНС системе ортогональных координат {Oxyz} (фиг.1). Координаты точек ЭКМП выражают в виде функций пикетажа s:

Функции могут принимать различный вид, начиная от уравнения прямой до уравнений сплайнов различной степени, в частности кубических сплайнов. Для апроксимирующих кубических сплайнов, функции f1(s), f2(s), f3(s), для каждого прямолинейного, или криволинейного участка железнодорожного пути (см., например, Журкин И.Г., Нейман Ю.М. Методы вычислений в геодезии Учеб. пособие, М.: Недра, 1988) будут иметь вид:

f1(s)=a0+a1(s-s0)+a2(s-s0)2+a3(s-s0)3;

f2(s)=b0+b1(s-s0)+b2(s-s0)2+b3(s-s0)3;

f3(s)=c0+c1(s-s0)+c2(s-s0)2+c3(s-s0)3,

где ai, bi, ci: ∀i ∈ 0, 1, 2, 3 - известные коэффициенты кубического сплайна, полученные путем апроксимации эталонной координатной модели железнодорожного пути; s0 - пикетаж начала участка пути.

С помощью спутникового приемника СРНС измеряют дальность D от спутника до мобильного объекта, определяющую уравнение сферы

где х, у, z, xc, yc, zc - координаты антенны приемника и антенны передатчика на спутнике соответственно.

Из совместного решения уравнений (1-4) однозначно вычисляют координаты х, у, z точки приемника и пикетаж s мобильного объекта.

Определение дальностей до других спутников приводит к избыточности измерений. Однозначное и оптимальное статистическое решение (х, у, z, s) в этом случае находят методом наименьших квадратов.

Далее определяют скорость и ускорение движения мобильного объекта как первую и вторую производные пути s по времени.

Измерения дальностей в СРНС проводят через одинаковые и малые (обычно равные 1 сек) интервалы времени dt, поэтому скорость v и ускорение а движения мобильного объекта в любой точке i вычисляют в соответствии с разностной схемой первого и второго порядка по формулам:

где vx, vy, vz, ax, ay, az - проекции скорости и ускорения на оси координат.

Пример устройства для навигации мобильного объекта железнодорожного транспорта по известной траектории движения, представляющего измерительно-вычислительный комплекс (ИВК), приведен на фиг.2. Измерительно-вычислительный комплекс состоит из приемника 1 ГНСС (П), бортового компьютера 2 (БК) и специализированной геоинформационной системы 3 (СГИС) -ЭКМП, устанавливаемый на любой мобильный объект, передвигающийся по железнодорожному пути.

Определение координат мобильного объекта осуществляют предлагаемым устройством в соответствии со способом, изложенным в формуле изобретения, при этом поступающая из приемника 1 информация о векторе спутниковых координат и информация о векторе координат модели обрабатываются совместно с помощью одного из известных алгоритмов идентификации, в результате работы которого получают вектор искомых координат мобильного объекта и его пикетаж.

Похожие патенты RU2380721C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АДАПТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРЁХМЕРНЫХ КООРДИНАТ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЭЛЛИПСОИДЕ 2014
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Матвеев Станислав Ильич
  • Матвеев Александр Станиславович
RU2569487C1
СПОСОБ АДАПТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТРАЕКТОРИЙ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ ПО ГЛОБАЛЬНЫМ КООРДИНАТАМ В НОВОЙ ТРЕХМЕРНОЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЭЛЛИПСОИДЕ 2014
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Матвеев Станислав Ильич
  • Матвеев Александр Станиславович
RU2580436C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТАЛОННОЙ КООРДИНАТНОЙ МОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Матвеев Станислав Ильич
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Лёвин Сергей Алексеевич
  • Манойло Дмитрий Сергеевич
  • Матвеев Александр Станиславович
RU2287187C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ 2015
  • Акперов Имран Гурру Оглы
  • Каменский Владислав Валерьевич
  • Крамаров Сергей Олегович
  • Лукасевич Виктор Иванович
  • Соколов Сергей Викторович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2584541C1
СПОСОБ ПРЯМОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕОРБИТАЛЬНЫХ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2007
  • Демьянов Владислав Владимирович
  • Гамаюнов Илья Федорович
RU2359283C2
ДАЛЬНОМЕРНАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2011
  • Бабуров Сергей Владимирович
  • Волчок Юрий Генрихович
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Герчиков Альберт Грейнемович
  • Никольский Павел Кириллович
  • Орлов Владимир Константинович
  • Пономаренко Борис Викторович
  • Чернявский Александр Георгиевич
RU2478979C1
СПОСОБ ВЫСОКОТОЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ТРАЕКТОРНЫХ КООРДИНАТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ЛЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НА ТРАССАХ БОЛЬШОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ 2008
  • Копылов Игорь Анатольевич
  • Поликарпов Валерий Георгиевич
  • Паденко Виктор Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Копелович Владимир Абович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
  • Степанова Светлана Юрьевна
RU2393430C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ МЕСТООПРЕДЕЛЕНИЯ НАЗЕМНОГО ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Акперов Акперов Имран Гурру Оглы
  • Крамаров Сергей Олегович
  • Храмов Владимир Викторович
  • Ковтун Ольга Геннадьевна
  • Лукасевич Виктор Иванович
RU2638358C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ 2011
  • Прохорцов Алексей Вячеславович
  • Савельев Валерий Викторович
  • Сидоренко Сергей Вадимович
RU2498335C2
ИНТЕГРАЛЬНАЯ РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 1997
  • Малюков С.Н.
  • Матюшенко А.Д.
  • Михайлов С.В.
  • Охинченко А.П.
RU2112991C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 380 721 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ИЗВЕСТНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ

Изобретение относится к способу спутниковой навигации мобильных объектов железнодорожного транспорта на основе известной траектории движения. Техническим результатом является расширение области применения и повышение точности спутниковой навигации за счет определения координат мобильного объекта путем линейной засечки его спутникового приемника, перемещающегося по известной траектории движения. Технический результат достигается тем, что эталонную координатную модель пути - известную траекторию движения представляют в единой с глобальной навигационной спутниковой системой системе ортогональных геоцентрических координат. Координаты точек эталонной координатной модели выражают в виде трех функций пикетажа, измеряют дальность, по крайней мере, от одного спутника глобальной навигационной спутниковой системы до мобильного объекта, на основе которой составляют уравнение сферы, и из совместного решения трех функций пикетажа и уравнения сферы определяют координаты и пикетаж мобильного объекта, а скорость и ускорение движения мобильного объекта определяют как первую и вторую производные пикетажа по времени по разностной схеме первого и второго порядка. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 380 721 C1

Способ спутниковой навигации мобильных объектов железнодорожного транспорта на основе известной траектории движения, заключающийся в том, что известную траекторию движения - эталонную координатную модель пути представляют в единой с глобальной навигационной спутниковой системой системе ортогональных геоцентрических координат, для чего координаты точек эталонной координатной модели выражают в виде трех функций пикетажа, измеряют дальность, по крайней мере, от одного спутника глобальной навигационной спутниковой системы до мобильного объекта, на основе которой составляют уравнение сферы, и из совместного решения трех функций пикетажа и уравнения сферы определяют координаты и пикетаж мобильного объекта, а скорость и ускорение движения мобильного объекта определяют как первую и вторую производные пикетажа по времени по разностной схеме первого и второго порядка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2380721C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАПРИМЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ 1997
  • Болдырев В.И.
  • Васекин А.И.
  • Гребенников А.В.
  • Чмых М.К.
  • Шабалин Н.Г.
  • Шиповалов Ю.Г.
RU2145423C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТАЛОННОЙ КООРДИНАТНОЙ МОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Матвеев Станислав Ильич
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Лёвин Сергей Алексеевич
  • Манойло Дмитрий Сергеевич
  • Матвеев Александр Станиславович
RU2287187C1
Устройство для автоматического регулирования температуры, давления и тому подобных величин 1936
  • Трапезников В.А.
SU48911A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЕКТОРА СКОРОСТИ ФАЗОВЫХ ЦЕНТРОВ АНТЕНН СПУТНИКОВЫХ ИСТОЧНИКОВ НАВИГАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ И ФАЗОВЫХ ЦЕНТРОВ АНТЕНН НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2001
  • Армизонов А.Н.
RU2210788C2
US 5963167 A, 05.09.1999
ЯВОРСКИЙ Б.М
и ДЕТЛАФ А.А
Справочник по физике
- М.: Наука, 1977, с.19-23.

RU 2 380 721 C1

Авторы

Якунин Владимир Иванович

Тони Олег Вильямсович

Розенберг Ефим Наумович

Розенберг Игорь Наумович

Сазонов Николай Владимирович

Матвеев Станислав Ильич

Матвеев Александр Станиславович

Ерохин Юрий Александрович

Даты

2010-01-27Публикация

2008-12-05Подача