СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ Российский патент 2016 года по МПК G01S19/03 

Описание патента на изобретение RU2584541C1

Изобретение относится к способам навигации по Спутниковым Радионавигационным Системам (СРНС) и может быть использовано для идентификации параметров навигационных спутников и повышения точности определения координат навигационного приемника. Технический результат заключается в повышении точности определения координат навигационного приемника за счет исключения ошибок взаимной синхронизации часов навигационных спутников и навигационного приемника.

Известны различные способы повышения точности определения координат навигационного приемника. В [патент США No 7535414] изложен способ, который предполагает, что перед вычислением координат навигационного приемника производится разрешение неопределенностей, вызванных в т.ч. ошибками часов навигационных спутников, в неполных псевдодальностях. В [патент США No 6417801] предлагается разрешение неопределенностей в неполных псевдодальностях путем добавления в вектор оцениваемых параметров поправки ко времени измерения с последующим перебором всех допустимых целочисленных комбинаций неоднозначностей и выбором нужной из них по критерию минимума остаточных невязок.

Также для повышения точности определения координат навигационного приемника используются различные алгоритмы компенсации погрешностей часов [Интерфейсный контрольный документ ГЛОНАСС (5.1 редакция).- М.: РНИИ КП, 2008. - 57 с.], а также применяется дифференциальный режим измерений по кодовым дальностям, реализуемый с помощью контрольного навигационного приемника с известными географическими координатами - т.н. базовой станции [Bar-Sever, Y. A new Massachusetts model for GPS yawattitude // Journal of Geodesy, 70, 714723, 1996]. Недостатками данных способов являются сложность их реализации и невозможность точного определения текущих значений ошибок взаимной синхронизации часов навигационных спутников и навигационного приемника для их последующей компенсации.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ, описанный в [патент РФ №2432584. Способ определения координат навигационного приемника спутниковой радионавигационной системы / Васильев М.В., Михайлов Н.В., Поспелов С.С, Джалали Биджан], состоящий в том, что вычисление поправок к координатам приемника производится после измерения псевдодальностей и псевдоскоростей по невязкам псевдодальностей.

Недостатком данного способа является также сложность аппаратной и вычислительной реализации и невозможность точного определения текущих значений ошибок взаимной синхронизации часов навигационных спутников и навигационного приемника для их последующей компенсации.

Заявленное изобретение направлено на решение задачи повышения точности определения местоположения навигационного приемника за счет коррекции погрешности взаимной синхронизации часов навигационных спутников и навигационного приемника.

Поставленная задача возникает при разработке систем контроля и управления навигационными спутниками, а также использования их измерений для решения навигационной задачи объекта.

Для обеспечения идентификации параметров навигационных спутников и упрощения аппаратной и вычислительной реализации данной процедуры предлагается способ, состоящий в том, что в группе из двух навигационных спутников, находящихся в зоне прямой видимости, реализуются одновременные передача навигационных сообщений от каждого спутника к каждому, и их прием каждым спутником от каждого, определение межспутниковых псевдодальностей и их передача на другой спутник с последующим решением на каждом спутнике системы двух линейных алгебраических уравнений, в результате которого определяются истинные дальности между спутниками и погрешности взаимной синхронизации их часов, после чего погрешности взаимной синхронизации часов спутников передаются в навигационных сообщениях и компенсируются в навигационном приемнике при определении ортодромических координат навигационного приемника на основе решения алгебраического уравнения четвертой степени, сформированного по разности измеренных псевдодальностей объекта между двумя спутниками и параметрам ортодромической траектории объекта.

Точность решения навигационной задачи с использованием средств спутниковой навигации в значительной мере зависит от степени подавления помех, возникающих при приеме-передаче спутниковых сообщений. В общем случае информационная структура спутникового измерения псевдодальности ZR, используемого в качестве основного сигнала при позиционировании объектов, с учетом помех, в наибольшей степени влияющих на точность позиционирования, имеет вид:

где ξс, ηc, ζс - текущие координаты спутника в гринвичской системе координат (ГрСК),

ξ, η, ζ - текущие координаты объекта в ГрСК,

С - номинальное значение скорости света в вакууме,

Δτ - погрешность часов навигационного приемника,

ΔT - погрешность часов спутника,

WИТ - погрешности, обусловленные прохождением радиосигнала через ионосферу и тропосферу,

WП - инструментальные погрешности навигационного приемника.

Сигналы измерения псевдодальностей между i-м и j-м спутниками будут свободны от погрешностей, обусловленных прохождением сигнала через ионосферу и тропосферу, как в (1), и будут иметь вид:

где Zij - псевдодальность, измеренная на j-м спутнике,

Rij - истинная дальность между i-м и j-м спутниками,

ΔTj - погрешность часов j-го спутника,

ΔTi - погрешность часов i-го спутника,

- погрешность, обусловленная ошибкой взаимной синхронизации часов i-го и j-го спутников.

Для определения погрешности, обусловленной ошибкой взаимной синхронизации часов i-го и j-го спутников, в каждом навигационном спутнике дополнительно реализуется возможность приема результатов измерений псевдодальностей между ним и спутниками, находящимися в прямой видимости. На фиг. 1 показана схема передачи результатов измерений псевдодальностей, где использованы обозначения: спутники 1i, i=1,3.

Измеренные расстояния (псевдодальности) Zij между двумя навигационными спутниками 1 и 2 (фиг. 1) в соответствии с (2) могут быть представлены следующим образом:

где ΔТ12, ΔT21, - погрешности взаимной синхронизации часов спутников 1 и 2,

R12 - истинная дальность между спутниками.

Учитывая очевидное соотношение:

система (3) из 2-х уравнений с 3-мя неизвестными; может быть сведена к системе 2-х уравнений с 2-мя неизвестными - истинной дальностью R12 и погрешностью взаимной синхронизации часов спутников:

и легко решается непосредственно на борту каждого из спутников.

В данном случае решается задача текущего определения погрешностей взаимной синхронизации часов всех спутников и расстояний между спутниками, используемых, в свою очередь, в качестве дополнительной информации для повышения точности измерения текущего местоположения спутников.

Компенсация погрешностей взаимной синхронизации часов спутников и навигационного приемника основана на том, что для решения навигационной задачи спутниковые сообщения принимаются, как правило, не менее, чем от четырех спутников, что позволяет формировать различные линейные комбинации сигналов, принимаемых от разных спутников. Так, разность сигналов псевдодальностей, принятых от двух спутников - i-го и j-го, с учетом (1) имеет вид:

где принято вытекающее из практики спутниковой навигации допущение об идентичности помех, обусловленных прохождением через ионосферу и тропосферу радиосигналов спутников, находящихся в зоне видимости одного и того же объекта.

Как видно из (4), разность сигналов ZRi - ZRj любых двух спутников содержит помеховую составляющую ΔTij, которая уже известна из принятого спутникового сообщения и может быть скомпенсирована (при этом разность сигналов не содержит остальных помех, приведенных в (1): ошибок часов приемника, его инструментальных погрешностей и др.). В результате, обработке подлежат сигналы, содержащие только истинную информацию о координатах объекта:

что позволяет при его движении по аналитическим траекториям (локсодромической или ортодромической), аппроксимирующим реальную траекторию объекта со сколь угодно заданной точностью [Соколов С.В. Синтез аналитических моделей пространственных траекторий и их применение для решения задач спутниковой навигации // Прикладная физика и математика, т. 1, вып. 2, 2013. - С. 3-12], сделать решение навигационной задачи практически точным. Рассмотрим подобную возможность на примере ортодромической траектории.

Используя найденную в [Соколов С.В. Синтез аналитических моделей пространственных траекторий и их применение для решения задач спутниковой навигации // Прикладная физика и математика, т. 1, вып. 2, 2013. - С. 3-12] взаимосвязь гринвичских координат на ортодромической траектории:

ξ = cos P 0 P η sin P 0 a 0 a 1 η 2 , ζ = sin P 0 P η + cos P 0 a 0 a 1 η 2 , ( 6 )

h - высота спутника, r - радиус Земли, Р, Р0 - параметры, зависящие от координат начальной к конечной точек ортодромической траектории и приведенные в [Соколов С.В. Синтез аналитических моделей пространственных траекторий к их применение для решения задач спутниковой навигации // Прикладная физика и математика, т. 1, вып. 2, 2013. - С. 3-12],

и приводя переменные с учетом движения объекта по поверхности Земли (т.е.), преобразуем уравнение (5) к следующему виду:

Δ Z i j = Θ 1 t i + Θ 2 t i η + Θ 3 t i a 1 η 2 Θ 1 t j + Θ 2 t j η + Θ 3 t j a 1 η 2 , ( 7 )

где

- известные нестационарные функции. Очевидно, что в этом случае задача определения координатного вектора сводится к решению иррационального уравнения (7) относительно неизвестной переменной η. Трижды последовательно возводя обе части уравнения (7) в квадрат и обозначая параметры уравнения как:

получаем в канонической форме уравнение четвертого порядка относительно координаты η:

все коэффициенты которого нестационарны и должны вычисляться в масштабе времени поступления спутниковых измерений (что для существующих вычислителей проблемы не представляет.) Принципиально важным преимуществом уравнения (8) является известная возможность его аналитического решения [Г. Корн, Т. Корн. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1975, 720 с.], позволяющая, во-первых, исключить все ошибки позиционирования, связанные с погрешностями применяемых в настоящее время численных методов, а во-вторых, повысить быстродействие решения навигационной задачи за счет ухода от итеративных процедур определения координатного вектора. Т.к. особенностью решения уравнения (8) является его неоднозначность, выраженная в неизбежном существовании четырех решений, определяемых по известным формулам [Г. Корн, Т. Корн. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1975, 720 с.], то для определения истинного значения координаты η объекта очевидным выходом является привязка ее текущего значения к значению, полученному в предыдущий момент времени. В силу того, что начальные значения координат ортодромической траектории известны реализация подобной процедуры сравнения никаких трудностей не представляет.

Алгоритм реализации предложенного способа рассмотрим по шагам на примере спутника 1.

1. Передача навигационных сообщений к спутнику 2.

2. Прием навигационных сообщений от спутника 2 (выполняется одновременно с п. 1).

3. Определение псевдодальности Z21 до спутника 2.

4. Передача полученного значения псевдодальности Z21 на спутник 2.

5. Прием значения псевдодальности Z12 от спутника 2 (выполняется одновременно с п. 4).

6. Решение системы уравнений (3) и вычисление истинной дальности R12 и погрешности взаимной синхронизации часов ΔТ12.

7. Передача в спутниковом навигационном сообщении погрешностей взаимной синхронизации часов ΔТ12.

8. Вычисление в навигационном приемнике разностей псевдодальностей по измерениям, принятым от каждой пары видимых спутников.

9. Вычитание из полученных разностей псевдодальностей погрешностей взаимной синхронизации часов.

10. Вычисление текущих значений коэффициента уравнения (8).

11. Решение уравнения (8) и вычисление координат объекта по соотношениям (6).

Предложенный способ идентификации параметров навигационных спутников позволяет, во-первых, существенно повысить точность синхронизации хода часов на всех навигационных спутниках группировки (что особенно важно для системы ГЛОНАСС, наземные станции синхронизации времени которой расположены только на территории РФ), во-вторых, повысить общую точность решения навигационной задачи за счет компенсации основных помех в принятом навигационном сообщении. При этом также неизбежно увеличение точности определения рассмотренных пространственно-временных параметров в силу большей точности межспутниковых измерений, осуществляемых в космосе, по сравнению с телеметрическими, подверженными влиянию атмосферных возмущений.

Похожие патенты RU2584541C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ 2015
  • Акперов Имран Гурруевич
  • Каменский Владислав Валерьевич
  • Крамаров Сергей Олегович
  • Соколов Сергей Викторович
  • Лукасевич Виктор Иванович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2587666C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ С КОМПЕНСАЦИЕЙ ПОГРЕШНОСТЕЙ НАВИГАЦИОННОГО ПРИЕМНИКА 2015
  • Акперов Имран Гурру Оглы
  • Каменский Владислав Валерьевич
  • Крамаров Сергей Олегович
  • Лукасевич Виктор Иванович
  • Соколов Сергей Викторович
RU2638411C2
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2018
  • Альбеков Адам Умарович
  • Вовченко Наталья Геннадьевна
  • Полуботко Анна Александровна
  • Соколов Сергей Викторович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2690521C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ НАВИГАЦИОННОГО ПРИЕМНИКА 2014
  • Соколов Сергей Викторович
  • Каменский Владислав Валерьевич
  • Меерович Владимир Давидович
RU2567368C1
СПОСОБ КООРДИНАТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДВОДНЫХ МОБИЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 2007
  • Чубыкин Алексей Алексеевич
  • Катенин Владимир Александрович
RU2390098C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Дворкин Вячеслав Владимирович
  • Карутин Сергей Николаевич
  • Шилов Анатолий Евгеньевич
RU2402786C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ 2011
  • Прохорцов Алексей Вячеславович
  • Савельев Валерий Викторович
  • Сидоренко Сергей Вадимович
RU2498335C2
СПОСОБ ЭФЕМЕРИДНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ 2009
  • Стрельников Сергей Васильевич
RU2390730C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2018
  • Альбеков Адам Умарович
  • Вовченко Наталья Геннадьевна
  • Полуботко Анна Александровна
  • Соколов Сергей Викторович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2683584C1
СПОСОБ СПУТНИКОВОЙ КОРРЕКЦИИ АВТОНОМНЫХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2010
  • Гаврилов Владимир Валентинович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Лапшина Валентина Ивановна
  • Малеев Павел Иванович
RU2448326C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 584 541 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ

Изобретение относится к способам навигации по Спутниковым Радионавигационным Системам (СРНС) и может быть использовано для идентификации параметров навигационных спутников и повышения точности определения координат навигационного приемника. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности определения местоположения навигационного приемника за счет исключения ошибок взаимной синхронизации часов навигационных спутников и навигационного приемника. Указанный результат достигается за счет того, что в группе из двух навигационных спутников, находящихся в зоне прямой видимости, реализуются одновременные передача навигационных сообщений от каждого спутника к каждому, и их прием каждым спутником от каждого, определение межспутниковых псевдодальностей, и их передача на другой спутник, с последующим решением на каждом спутнике системы двух линейных алгебраических уравнений, в результате которого определяются истинные дальности между спутниками и погрешности взаимной синхронизации их часов, после чего погрешности взаимной синхронизации часов спутников передаются в навигационных сообщениях и компенсируются в навигационном приемнике при определении ортодромических координат навигационного приемника на основе решения алгебраического уравнения четвертой степени, сформированного по разности измеренных псевдодальностей объекта между двумя спутниками и параметрам ортодромической траектории объекта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 584 541 C1

Способ идентификации параметров навигационных спутников, заключающийся в том, что в группе из двух навигационных спутников, находящихся в зоне прямой видимости, реализуются одновременные передача навигационных сообщений от каждого спутника к каждому, и их прием каждым спутником от каждого, определение межспутниковых псевдодальностей, и их передача на другой спутник, с последующим решением на каждом спутнике системы двух линейных алгебраических уравнений, в результате которого определяются истинные дальности между спутниками и погрешности взаимной синхронизации их часов, после чего погрешности взаимной синхронизации часов спутников передаются в навигационных сообщениях и компенсируются в навигационном приемнике при определении ортодромических координат навигационного приемника на основе решения алгебраического уравнения четвертой степени, сформированного по разности измеренных псевдодальностей объекта между двумя спутниками и параметрам ортодромической траектории объекта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2584541C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ МОБИЛЬНОГО ПРИЕМНИКА СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (СРНС) 2010
  • Васильев Михаил Васильевич
  • Михайлов Николай Викторович
  • Поспелов Сергей Сергеевич
  • Джалали Биджан
RU2432584C2
ПОДВИЖНЫЙ ОПОРНЫЙ ПРИЕМНИК ДЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ (RTK), ОСНОВАННОЙ НА ПОПРАВКАХ, ВЫЧИСЛЕННЫХ В ОПОРНОМ ПРИЕМНИКЕ 2005
  • Хэтч Рональд Р.
  • Шарп Ричард Т.
RU2386980C2
СПОСОБ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ЗАДЕРЖКОЙ ФРОНТОВ ДАЛЬНОМЕРНОГО КОДА СИГНАЛОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ 2006
  • Дубинко Юрий Сергеевич
RU2319977C1
ПРИЕМНИК СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ С БЛОКОМ БЫСТРОГО И ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ПОИСКА 2010
  • Пурто Леонид Викторович
  • Пентюхов Владимир Владимирович
  • Беркович Геннадий Михайлович
  • Смирнов Павел Валентинович
RU2444027C2
WO 2013122498 A1, 22.08.2013
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ 2008
  • Онысько Олег Васильевич
  • Благодатский Михаил Дмитриевич
  • Жигайлов Евгений Анатольевич
  • Анпилогов Валерий Иванович
  • Смирнов Борис Викторович
RU2376936C1
US 6091785 A, 18.07.2000.

RU 2 584 541 C1

Авторы

Акперов Имран Гурру Оглы

Каменский Владислав Валерьевич

Крамаров Сергей Олегович

Лукасевич Виктор Иванович

Соколов Сергей Викторович

Тищенко Евгений Николаевич

Даты

2016-05-20Публикация

2015-03-24Подача