СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2010 года по МПК B61L25/00 

Описание патента на изобретение RU2382711C1

Изобретение относится к подземному транспорту, в частности к способам управления движением электропоездов метрополитена.

Для имеющегося подвижного состава различают три основных режима: тяга, выбег и торможение. Динамика движения электропоезда в этих режимах оказывает существенное влияние на электропотребление и энергетические показатели системы электроснабжения линии метрополитена.

Известен способ управления движением электропоездов метрополитена, включающий моделирование перемещений электропоездов по линии метрополитена, выполнение тяговых расчетов для перегонов с определением расходов электроэнергии, составление графиков движения электропоездов и ведение каждого электропоезда в режимах тяги, выбега и торможения. При этом моделирование перемещений поездов осуществляют непрерывным способом, одновариантные тяговые расчеты делают графоаналитическим методом, составляют графики движения поездов, а выбор оптимального управления движением каждого электропоезда в режимах тяги, выбега и торможения производят при максимальном электропотреблении (см., например, "Электроснабжение метрополитенов. Устройство, эксплуатация и проектирование" / Под ред. Е.И.Быкова. М.: Транспорт, 1977, с.362-390).

Данный способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу.

К недостаткам известного способа следует отнести большие материальные и финансовые затраты при его использовании, основную часть которых составляют затраты на повышенное потребление электроэнергии в связи с невозможностью выбора оптимальных с точки зрения электропотребления режимов движения электропоездов и невозможностью поддержания оптимальных режимов в процессе ведения поезда по линии.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа управления движением электропоездов метрополитена, обеспечивающего получение нового технического результата, а именно

- снижение расхода электроэнергии при совпадении действительных режимов, осуществляемых при ведении электропоезда по линии метрополитена, с оптимальными, определяемыми на стадии проектирования и соответствующими минимальным ежегодным приведенным затратам транспортной организации и минимальному расходу электроэнергии на движение электропоезда по линии, а также

- снижение материальных затрат на оборудование и

- экономию средств на эксплуатацию подвижного состава.

Поставленная задача решается тем, что в способе управления движением электропоездов метрополитена, включающем моделирование перемещений электропоездов по линии метрополитена, выполнение тяговых расчетов для перегонов с определением расходов электроэнергии, составление графиков движения электропоездов и ведение каждого электропоезда по линии в режимах тяги, выбега и торможения, при моделировании воспроизводят движение электропоездов по линии метрополитена с дискретным шагом по времени и в такой же последовательности выполняют многовариантные тяговые расчеты, при этом оптимальные режимы ведения каждого электропоезда и времена хода по перегонам выбирают на стадии проектирования по минимуму ежегодных приведенных затрат транспортной организации при минимальном расходе электроэнергии на движение электропоезда по линии.

Сущность изобретения и его преимущества по сравнению с известным способом станут более понятными и очевидными из нижеследующего подробного описания примера его осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено следующее.

Фиг.1 - схема моделирования перемещений электропоездов по линии метрополитена.

Фиг.2 - графики скорости и тока в зависимости от пройденного пути.

Фиг.3 - график расхода электроэнергии в зависимости от времени хода электропоезда по перегону.

Фиг.4 - графики зависимости ежегодных приведенных затрат от времени хода электропоезда по линии и отдельных составляющих затрат.

Процесс управления движением начинают с имитационного моделирования дискретных перемещений электропоездов по линии во времени с небольшим шагом Δt=2 c.

При таком моделировании (фиг.1) для радиальной линии движение осуществляют от начальной отметки «0» по перегонам линии до конца по одному пути, а после оборота по тупикам - по другому пути в обратном направлении.

В той же последовательности для каждого перегона выполняют многовариантные тяговые расчеты численным методом с таким же шагом Δt.

Зависимости скорости движения электропоезда от пути и времени хода v (s, t), потребляемого тока также от пути и времени хода i (s, t), расхода электроэнергии W определяют для каждого времени хода электропоезда по перегону txпер.

На фиг.2 указаны режимы тяги, выбега и торможения. Цифрами 1, 2 и 3 отмечены места выключения тяги. Цифре 1 (фиг.2) соответствует наибольшее время хода под током и наибольший расход электроэнергии Wмакс (фиг.3) и минимальное время хода tхмин, а цифре 3 - наименьший расход электроэнергии Wмин и наибольшее время хода tхмакс.

Оптимальный режим ведения электропоезда определяют на стадии проектирования. После выполнения тяговых расчетов известен диапазон изменения времени хода электропоезда по линии. Так, минимальное значение Тхмин равно сумме минимальных времен хода по перегонам с учетом стоянок на станциях, то же максимальное значение Тхмакс:

Тхмин=Σtxперjмин+Σtстj,

Тхмакс=Σtxперjмакс+Σtcтj.

Выбор времени хода электропоезда по линии, соответствующего оптимальному режиму, выполняют с использованием экономического критерия - ежегодных приведенных затрат. Основные составляющие критерия указаны в формуле:

З=С+(α+α')·К+Ен·К,

где С - стоимость электроэнергии, потребляемой поездами за 1 год;

α - амортизационные отчисления на капитальный ремонт,

α' - отчисления на содержание поездных бригад;

К - стоимость подвижного состава, обращающегося на линии;

Ен - нормативный коэффициент эффективности.

На фиг.4 цифрой 4 отмечен график ежегодных приведенных затрат «З»;

цифрой 5 - график суммы затрат (α+α')·К+Ен.К;

цийрой 6 - график стоимости электроэнергии «С», потребляемой на тягу электропоездов.

Стоимость электроэнергии на тягу С уменьшается с увеличением времени хода поезда по линии. Капиталовложения К увеличиваются. Действительно:

К=в·м·Nл,

где в - стоимость одного вагона, руб;

м - количество вагонов в электропоезде;

Nл - количество электропоездов, обращающихся на линии.

Nл=Тх/Тпик,

где Тпик - интервал между электропоездами в часы пик.

График З(Тх) имеет минимум, соответствующий оптимальному времени хода поезда по линии Тхопт.

Нахождение Тхопт выполняют с одновременным определением времен хода электропоезда по каждому перегону. В качестве критерия выбора взят минимальный расход электроэнергии на движение электропоезда по линии.

Процедуру выбора предсталяют в виде динамического процесса во времени от Тхмин до Тхмакс. Для Тхмин известны минимальные времена хода по перегонам. Далее увеличиваем Тх на шаг по времени Δt (с таким же шагом выполняются тяговые расчеты ). Делается это за счет увеличения времени хода перегона, для которого уменьшение расхода электроэнергии наибольшее.

Для каждого Тх рассчитывают и запоминают затраты «З» и времена хода электропоезда по перегонам.

Минимальное значение затрат «З» будет соответствовать искомому оптимальному времени хода электропоезда по линии Тхопт с известными временами хода электропоезда по перегонам txпер.

На основании полученных данных о временах хода по перегонам и по линии метрополитена составляют график движения электропоездов.

В результате выбора оптимального режима ведения электропоезда по линии для каждого перегона становятся известными времена хода под током, время начала и длительность выбега, начало и окончание торможения, т.е. моменты управления режимами движения электропоезда.

Таким образом, используя предложенный способ, реализованный в процессе применения системы автоведения электроподвижного состава, осуществляют управление движением электропоездов метрополитена.

Как видно из приведенного примера осуществления изобретения, благодаря выбору оптимального режима движения электропоезда на стадии проектирования достигнуто снижение расхода электроэнергии при совпадении действительных режимов движения электропоезда по линии метрополитена с режимами, соответствующими минимальным ежегодным приведенным затратам транспортной организации и минимальному расходу электроэнергии на движение электропоезда по линии, что в свою очередь приводит к повышению экономичности и долговечности подвижного состава, снижению тепловыделений и улучшению экологической обстановки в метрополитене.

Предлагаемое изобретение имеет изобретательский уровень, так как получен неожиданный технический результат, относящийся к средству, воплощающему данное изобретение, которое частично характеризуется признаками носителя информации, предназначенного для непосредственного участия в процессе управления движением электропоездов метрополитена.

Похожие патенты RU2382711C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА 2002
  • Рабинович М.Д.
  • Бушненко Ю.В.
  • Буткевич Х.Ю.
  • Мугинштейн Л.А.
  • Никифорова Н.Б.
  • Свергун С.В.
RU2213669C1
Устройство для управления скоростью подвижного состава 1983
  • Баранов Леонид Аврамович
  • Головичер Яков Михайлович
  • Мухин Александр Никандрович
SU1106698A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПАССАЖИРСКОГО ЭЛЕКТРОВОЗА 2006
  • Богатков Максим Юрьевич
  • Донской Александр Львович
  • Завьялов Евгений Евгеньевич
  • Комков Евгений Васильевич
  • Подобедов Дмитрий Владимирович
RU2320498C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПАССАЖИРСКОГО ЭЛЕКТРОВОЗА 2004
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Мугинштейн Лев Александрович
  • Завьялов Евгений Евгеньевич
  • Пясик Михаил Соломонович
  • Шутко Александр Иванович
  • Ябко Израиль Аврумович
RU2273567C1
Устройство построения прогнозных энергосберегающих графиков движения поездов 2018
  • Лысиков Михаил Григорьевич
  • Озеров Алексей Валерьевич
  • Ольшанский Алексей Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2685368C1
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ ПРИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ 2008
  • Якунин Владимир Иванович
  • Тони Олег Вильямсович
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Зиннер Владимир Иванович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Иванов Михаил Тимофеевич
RU2387564C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА И СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2016
  • Вильгельм Александр Сергеевич
  • Комяков Александр Анатольевич
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2641537C2
Устройство для управления движением поездов 1976
  • Аверкиев В.Г.
  • Ващенко А.И.
  • Плакс А.В.
  • Снурков К.Ф.
  • Ульянычев Ю.В.
  • Фирсов Н.И.
SU592067A1
УСТРОЙСТВО ПОСТРОЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ГРАФИКОВ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2011
  • Мугинштейн Лев Александрович
  • Ляшко Олег Викторович
  • Анфиногенов Анатолий Юрьевич
  • Кирякин Валерий Юрьевич
  • Понарин Лев Николаевич
  • Виноградов Сергей Александрович
RU2487036C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2022
  • Углов Андрей Александрович
  • Микашкин Андрей Геннадиевич
  • Николаев Александр Станиславович
  • Свиридов Виктор Владимирович
  • Котов Михаил Владимирович
  • Шаров Сергей Викторович
RU2790985C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 382 711 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к подземному транспорту и может быть использовано для управления движением электропоездов метрополитена. Способ управления движением электропоездов метрополитена включает моделирование перемещений электропоездов по линии метрополитена, выполнение тяговых расчетов для перегонов с определением расходов электроэнергии, составление графиков движения электропоездов и ведение каждого электропоезда в режимах тяги, выбега и торможения. При моделировании воспроизводят движение электропоездов по линии метрополитена с дискретным шагом по времени и в такой же последовательности выполняют многовариантные тяговые расчеты. Оптимальные режимы ведения электропоезда и времена хода по перегонам выбирают на стадии проектирования по минимуму ежегодных приведенных затрат при минимальном расходе электроэнергии на движение электропоезда по линии, а ежегодные приведенные затраты рассчитывают по формуле:

З=C+(α+α')·К+Ен·K,

где С - стоимость электроэнергии, потребляемой поездами за 1 год;

α - амортизационные отчисления на капитальный ремонт;

α' - отчисления на содержание поездных бригад;

К - стоимость подвижного состава, обращающегося на линии;

Ен - нормативный коэффициент эффективности.

Технический результат изобретения заключается в снижении расхода электроэнергии. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 382 711 C1

Способ управления движением электропоездов метрополитена, включающий моделирование перемещений электропоездов по линии метрополитена, выполнение тяговых расчетов для перегонов с определением расходов электроэнергии, составление графиков движения электропоездов и ведение каждого электропоезда в режимах тяги, выбега и торможения, отличающийся тем, что при моделировании воспроизводят движение электропоездов по линии метрополитена с дискретным шагом по времени и в такой же последовательности выполняют многовариантные тяговые расчеты, при этом оптимальные режимы ведения электропоезда и времена хода по перегонам выбирают на стадии проектирования по минимуму ежегодных приведенных затрат при минимальном расходе электроэнергии на движение электропоезда по линии, а ежегодные приведенные затраты рассчитывают по формуле:
З=С+(α+α')·К+Ен·К,
где С - стоимость электроэнергии, потребляемой поездами за 1 год;
α - амортизационные отчисления на капитальный ремонт;
α' - отчисления на содержание поездных бригад;
К - стоимость подвижного состава, обращающегося на линии;
Ен - нормативный коэффициент эффективности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2382711C1

Под
ред
Е.И.БЫКОВА
Электроснабжение метрополитенов
Устройство, эксплуатация и проектирование
- М.: Транспорт, 1977
ТКАЧЕВ Ю.В
и др
Применение метода динамического программирования для нахождения оптимальных режимов ведения поезда
Вестник инженеров электромехаников железнодорожного транспорта, вып.1, Самарская государственная академия путей

RU 2 382 711 C1

Авторы

Шиловская Римма Викторовна

Аверьянов Владимир Алексеевич

Данелюк Павел Михайлович

Кривенко Андрей Аскольдович

Крук Юрий Евгеньевич

Даты

2010-02-27Публикация

2008-07-09Подача