СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА Российский патент 2010 года по МПК B64C13/16 G05D1/08 

Описание патента на изобретение RU2385264C1

Заявляемое изобретение относится к способам автоматического управления полетом вертолета, в частности, к способам автоматического управления угловым положением вертолета по крену и тангажу, использующим комбинированную систему управления КСУ, содержащую систему дистанционного управления СДУ и систему автоматического управления САУ.

Известны способы автоматического управления угловым положением вертолета, описанные, в частности, в патентах: RU 2150137 С1, 27.05.2000; RU 2204504 С1, 20.05.2003; RU 2220073 С1, 27.12.2003; US 6128554А от 03.10.2000; RU 2282562 С1, 27.08.2006; US 6128554 А, 03.10.2000 и в книге С.М.Федорова и др. Автоматизированное управление полетом воздушных судов. - М.: Транспорт, 1992, с.228, 229, 236, рис.12.2, 12.5, 12.10.

К недостаткам известных способов автоматического управления угловым положением вертолета следует отнести тот факт, что они не обеспечивают важнейших характеристик управляемости: устойчивости по скорости вертолета, постоянства градиентов и и управления по крену и тангажу, а также максимальных располагаемых значений углов крена и тангажа в зависимости от скорости полета.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ автоматического управления угловым положением вертолета, в частности по крену, представленный в книге С.М.Федорова и др. Автоматизированное управление полетом воздушных судов. - М.: Транспорт, 1992, с.236, рис.12.10.

Однако данному способу автоматического управления угловым положением вертолета присущи недостатки, описанные выше, не позволяющие обеспечить важнейших характеристик управляемости, а именно устойчивости по скорости вертолета, постоянства градиентов управления и и максимальных располагаемых значений углов крена и тангажа во всем диапазоне изменения скоростей полета.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков и обеспечение устойчивости по скорости вертолета, а также постоянства градиентов управления и и максимальных значений углов крена и тангажа вертолета во всем диапазоне изменения скоростей полета.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу автоматического управления угловым положением вертолета с применением комбинированной системы управления, содержащей систему дистанционного управления и систему автоматического управления, заключающийся в том, что в качестве сигналов управления используют сигналы системы дистанционного управления и системы автоматического управления, причем сигнал системы дистанционного управления формируют в виде первого суммарного сигнала на основе сигнала, соответствующего перемещению ручки управления, и сигнала, соответствующего угловой скорости вертолета по крену или тангажу, и подают его на первый вход привода органов управления вертолета, а для получения управляющего сигнала системы автоматического управления сначала формируют второй суммарный сигнал на основе сигнала, соответствующего текущему значению перемещения ручки управления, и сигнала, соответствующего перемещению ручки управления в момент включения режима «ручка-угол», взятого с противоположным знаком, затем на основе второго суммарного сигнала и сигнала, соответствующего угловому положению вертолета по крену или тангажу, формируют третий суммарный сигнал, интегрируют его и на основе третьего суммарного сигнала и сигнала, полученного после интегрирования, формируют четвертый суммарный сигнал, который динамически ограничивают посредством интегрирующего устройства и нелинейного элемента с зоной нечувствительности и ограничением, причем, если величина четвертого суммарного сигнала по абсолютной величине больше зоны ограничения, на каждом шаге интегрирования на выходе интегрирующего устройства посредством электронного автотриммера выставляют начальные условия, ограничивающие величину управляющего сигнала системы автоматического управления, динамически ограниченный четвертый суммарный сигнал суммируют с выходным сигналом автотриммера и со вторым суммарным сигналом, взятым с противоположным знаком, полученный пятый суммарный сигнал ограничивают и подают его на второй вход привода.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема системы, реализующей заявляемый способ автоматического управления угловым положением вертолета.

Система содержит датчик 1 угла (крена γ или тангажа ϑ), датчик 2 положения ручки управления, датчик 3 угловой скорости (ωγ или ωυ), первый сумматор 4, привод 5, второй сумматор 6, третий сумматор 7, четвертый сумматор 8, пятый сумматор 9, ограничитель 10, интегрирующее устройство 11, нелинейный элемент 12 с зоной нечувствительности и ограничением, электронный автотриммер 13 и запоминающее устройство 14.

При воздействии летчика на ручку управления на выходе датчика 2 положения ручки управления формируется сигнал Хр, поступающий на первый вход первого сумматора 4, на второй вход которого поступает демпфирующий сигнал с датчика 3 угловой скорости (ωγ или ωυ). Суммарный сигнал с выхода первого сумматора 4, являющийся управляющим сигналом системы дистанционного управления СДУ, подают на первый вход привода 5. Сигнал с датчика 2 положения ручки подают также в систему автоматического управления САУ, а именно на первый вход второго сумматора 6 и через запоминающее устройство 14, фиксирующее значение данного сигнала в момент включения режима «ручка-угол», на второй, инвертирующий вход данного сумматора.

Сигнал с выхода второго сумматора 6 подают на второй вход третьего сумматора 7, на первый вход которого поступает сигнал с датчика 1 угла (γ или ). Сигнал с выхода третьего сумматора 7 подают на первый вход четвертого сумматора 8 и через интегрирующее устройство 11 - на второй вход четвертого сумматора 8. Принимая во внимание, что КСУ состоит из высоконадежной, например, четырехкратно резервированной, СДУ и менее надежной, например, дублированной САУ, для обеспечения отказобезопасности управляющий сигнал с четвертого сумматора 8 динамически ограничивают с использованием нелинейного элемента 12 с зоной нечувствительности и ограничением, вход которого соединен с выходом четвертого сумматора 8, а выход со вторым входом интегрирующего устройства 11.

В случае если величина входного сигнала нелинейного элемента 12 с зоной нечувствительности и ограничением по абсолютной величине больше зоны нечувствительности, на второй вход интегрирующего звена поступает сигнал, по которому на каждом шаге интегрирования на выходе интегрирующего устройства 11 выставляются начальные условия, ограничивающие величину сигнала четвертого сумматора 8. Отметим, что при изменении скорости полета изменяется балансировка органов управления вертолета, которая будет в данной системе осуществляться с использованием интегрирующего устройства 11, при этом при ненулевых балансировочных значениях органов управления в системе величины сигналов, соответствующие максимальным значениям положительных и отрицательных углов, будут не одинаковые. Для устранения данного недостатка в системе используется электронный автотриммер 13, который обнуляет поступающий на его вход сигнал четвертого сумматора 8. Электронный автотриммер может быть реализован, например, в виде интегрирующего устройства с импульсным регулированием скорости. Для того, чтобы электронный автотриммер 13 не влиял на динамические характеристики системы, сигнал по скорости перемещения с первого его выхода подают на третий вход интегрирующего устройства 12. Сигнал со второго выхода, осуществляющий перебалансировку вертолета и обнуление сигнала четвертого сумматора 8, подают на второй вход пятого сумматора 9. На первый вход данного сумматора подают сигнал с четвертого сумматора 8, а на третий, инвертирующий, вход подают сигнал рассогласования между текущим значением датчика 2 положения ручки управления и значением, соответствующим моменту включения режима управления угловым положением вертолета «ручка-угол». Данный сигнал компенсирует дополнительное относительно балансировочного значения перемещение органов управления от отклонения ручки управления в СДУ. Сигнал управления САУ с выхода пятого сумматора 9 через ограничитель 10 подают на второй вход привода и осуществляют автоматическое управление угловыми положениями вертолета.

Для реализации заявляемого способа автоматического управления угловым положением вертолета не требуется специального оборудования. В системе его реализующей могут быть использованы стандартные датчики угловых скоростей, углов и положения ручки управления, выпускаемые промышленностью. Функции вычислителей (сумматоров, интегрирующего устройства и т.д.) могут быть реализованы с помощью БЦВМ.

Как показали результаты моделирования системы КСУ-А для вертолета «АНСАТ», при использовании данного технического решения обеспечивается устойчивость по скорости вертолета, а также постоянство градиентов управления , и максимальных значений углов крена и тангажа вертолета во всем диапазоне изменения скоростей полета.

Таким образом, предлагаемый способ автоматического управления угловым положением вертолета реализуем и применим для широкого класса вертолетов, в частности типа «АНСАТ».

Похожие патенты RU2385264C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА 2008
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
RU2385263C1
Система дистанционного управления вертолетом 2015
  • Заец Виктор Федорович
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Тимофеев Дмитрий Сергеевич
  • Капцов Сергей Васильевич
  • Купреев Михаил Юрьевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Кислов Сергей Владимирович
  • Туктарев Николай Алексеевич
RU2636245C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2008
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
RU2380279C1
Способ формирования отказоустойчивой комплексной системы управления (КСУ) и отказоустойчивая КСУ 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Тимофеев Дмитрий Сергеевич
  • Капцов Сергей Васильевич
  • Купреев Михаил Юрьевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Кислов Сергей Владимирович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Майорова Светлана Юрьевна
  • Хлупнов Андрей Юрьевич
  • Кобазев Владимир Евгеньевич
RU2629454C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Карасев Андрей Геннадьевич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Дохолов Дмитрий Сергеевич
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Носков Юрий Викторович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Петров Вячеслав Мефодьевич
  • Степанов Валентин Александрович
  • Штыкало Василий Федорович
  • Якубович Марк Михайлович
RU2327602C1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В БОКОВОМ ДВИЖЕНИИ 2017
  • Евдокимчик Егор Александрович
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Любжин Игорь Александрович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
  • Юдис Сергей Романович
RU2671063C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КАНАЛЕ КУРСА 2021
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
RU2768310C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2008
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Оболенский Юрий Георгиевич
RU2372250C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Михайлин Денис Александрович
  • Похваленский Владимир Леонидович
  • Синевич Григорий Михайлович
RU2618652C1
САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Демин Игорь Михайлович
  • Погосян Михаил Асланович
  • Барковский Александр Федорович
  • Москалев Павел Борисович
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Шенфикель Юрий Ильич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Костенко Николай Иванович
  • Пекарш Александр Иванович
  • Огарков Сергей Олегович
RU2472672C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА

Заявляемое изобретение относится к способам автоматического управления полетом вертолета по крену и тангажу, использующим комбинированную систему управления КСУ, содержащую систему дистанционного управления СДУ и систему автоматического управления САУ. Сигнал СДУ формируют в виде суммарного сигнала на основе сигнала, соответствующего перемещению ручки управления, и сигнала, соответствующего угловой скорости вертолета по крену или тангажу, и подают его на первый вход привода органов управления угловым положением вертолета. Управляющий сигнал САУ формируют в виде суммарного сигнала на основе сигнала, соответствующего текущему значению перемещения ручки управления, сигнала, соответствующего перемещению ручки управления в момент включения режима «ручка-угол», взятого с противоположным знаком, и сигнала, соответствующего угловому положению вертолета по крену или тангажу. Полученный суммарный сигнал динамически ограничивают посредством интегрирующего устройства, нелинейного элемента с зоной нечувствительности и ограничением и электронного автотриммера. Сформированный управляющий сигнал подают на второй вход привода. Обеспечивается устойчивость по скорости вертолета, а также постоянство градиентов управления , и максимальных значений углов крена и тангажа вертолета во всем диапазоне изменения скоростей полета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 385 264 C1

Способ автоматического управления угловым положением вертолета с применением комбинированной системы управления, содержащей систему дистанционного управления и систему автоматического управления, заключающийся в том, что в качестве сигналов управления используют сигналы системы дистанционного управления и системы автоматического управления, причем сигнал системы дистанционного управления формируют в виде первого суммарного сигнала на основе сигнала, соответствующего перемещению ручки управления, и сигнала, соответствующего угловой скорости вертолета по крену или тангажу, и подают его на первый вход привода органов управления вертолета, отличающийся тем, что для получения управляющего сигнала системы автоматического управления сначала формируют второй суммарный сигнал на основе сигнала, соответствующего текущему значению перемещения ручки управления, и сигнала, соответствующего перемещению ручки управления в момент включения режима «ручка - угол», взятого с противоположным знаком, затем на основе второго суммарного сигнала и сигнала, соответствующего угловому положению вертолета по крену или тангажу, формируют третий суммарный сигнал, интегрируют его и на основе третьего суммарного сигнала и сигнала, полученного после интегрирования, формируют четвертый суммарный сигнал, который динамически ограничивают посредством интегрирующего устройства и нелинейного элемента с зоной нечувствительности и ограничением, причем, если величина четвертого суммарного сигнала по абсолютной величине больше зоны ограничения, на каждом шаге интегрирования на выходе интегрирующего устройства посредством электронного автотриммера выставляют начальные условия, ограничивающие величину управляющего сигнала системы автоматического управления, динамически ограниченный четвертый суммарный сигнал суммируют с выходным сигналом автотриммера и со вторым суммарным сигналом, взятым с противоположным знаком, полученный пятый суммарный сигнал ограничивают и подают его на второй вход привода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2385264C1

Федоров С.М
и др
Автоматизированное управление полетом воздушных судов
- М.: Транспорт, 1992, стр.228, 229, 236, рис.12.2, 12.5, 12.10
Система ориентации и стабилизации 1981
  • Мануйлов Юрий Сергеевич
  • Артемьев Владимир Аркадьевич
  • Веревкин Александр Юрьевич
  • Лачугин Владимир Петрович
SU966669A1
0
SU53028A1
US 4420808 А, 13.12.1983
US 6142413 A, 07.11.2000.

RU 2 385 264 C1

Авторы

Воробьев Александр Владимирович

Штейнгардт Борис Хаскельевич

Даты

2010-03-27Публикация

2008-12-15Подача