СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2010 года по МПК C10G69/00 C10G67/14 

Описание патента на изобретение RU2387700C1

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива.

В настоящее время в качестве моторного топлива все чаще применяется дизельное топливо, вследствие его более высокого КПД. Получение дизельных топлив с низким содержанием серы является одной из наиболее важных проблем современной нефтепереработки. Присутствие соединений серы в нефтепродуктах вызывает усиленную коррозию, ухудшает условия эксплуатации двигателя, снижает сроки службы оборудования, а также требует защиты окружающей среды от вредного воздействия окислов серы, образующихся при сжигании сернистых соединений.

Требования к характеристикам выпускаемых в оборот дизельных топлив жестко регламентируются. В частности, в соответствии с международными стандартами содержание серы в готовом продукте не может превышать 10 ppm.

Известен способ получения дизельного топлива (патент РФ №2247140), включающий одноступенчатую гидроочистку легкой (конец кипения не выше 300°С) и двухступенчатую гидроочистку тяжелой (температура начала кипения не ниже 300°С) газойлевых фракций на алюмоникель-/алюмокобальтмолибденовом катализаторе. Гидроочистка производится при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций.

Известен способ получения сверхмалосернистого дизельного топлива, описанный в патенте РФ №2303624, в соответствии с которым топливо получают путем двухступенчатой каталитической гидроочистки дизельной фракции 180-360°С в присутствии водородсодержащего газа при повышенной температуре и давлении, получают паровую и жидкую фазу гидрогенизата первой ступени. Жидкую фазу гидрогенизата первой ступени подвергают гидроочистке на второй ступени с получением гидрогенизата второй ступени и его последующим объединением с паровой фазой гидрогенизата первой ступени.

Недостатком известных способов является то, что они не предназначены для получения топлива с содержанием серы не более 10 ppm.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению и выбранный авторами в качестве прототипа является способ получения дизельного топлива, описанный в «Справочнике нефтепереработчика» под редакцией Г.А.Ластовкина, Е.Д.Радченко, М.Г.Рудина, Ленинград, «ХИМИЯ», 1986 г., стр.73-74.

В соответствии с данным способом обессоленную нефть подают в атмосферную колонну на перегонку (дистилляцию). Из атмосферной колонны помимо бензиновой и керосиновой фракций отбирают два компонента дизельного топлива - фракцию 250-320°С и фракцию 320-380°С, температура питания колонны составляет 362°С. Фракции смешивают. Соотношение компонентов подбирается так, чтобы балансовая смесь вышеуказанных фракций, прошедшая гидроочистку при перегонке по методу ASTM D-86 выкипала до 360°С на >90% (по объему) и содержала до 1% серы.

Известный способ не позволяет получать топливо с содержанием серы до 10 ppm.

Целью предлагаемого изобретения является получение дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ppm.

Указанная цель достигается способом получения дизельного топлива, включающим обессоливание нефти; ее дистилляцию; выведение дизельных фракций; их смешение и последующую гидроочистку смеси, при этом в соответствии с предлагаемым решением при дистилляции в атмосферной колонне отбирают фракцию с температурой кипения 170-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку в вакуумную колонну; при дистилляции в вакуумной колонне отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С; производят их смешение с фракцией дизельного топлива атмосферной колонны (170-341°С) в балансовом соотношении, при этом смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С; полученную смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе.

Из литературных данных (например, Salvatore Torrisi, Michael Gunter, журнал "Petroleum Technology Quartlerly", 2004 г., т.9, №4 стр.29-35) известно, что во фракциях с концом кипения свыше 340°С содержатся сернистые соединения (замещенные дибензотиофены), где сера связана с пространственно затрудненными полиароматическими кольцами и ее удаление при гидроочистке осложняется ввиду пространственного закрытия атома серы.

Предлагаемый в качестве изобретения способ получения дизельного топлива решает эту проблему путем удаления этих соединений в вакуумной колоне, в результате чего высококипящие дибензотиофены остаются в вакуумном дистилляте, а дизельные фракции не содержат трудноудаляемой серы. Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Обессоленную нефть направляют на дистилляцию в атмосферную колонну. Помимо бензиновой и керосиновой фракций отбирают компонент дизельного топлива фракцию 171-341°С, температура питания колонны составляет 362°С. Фракции с температурой кипения выше 341°С (в том числе тяжелые фракции дизельного топлива) направляются на дальнейшую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну. Из этой колонны, кроме вакуумного газойля, выводят две дизельные фракции с температурой кипения 181-304°С (верхний вывод) и фракцию 226-326°С (боковой вывод). Для достижения поставленной цели при осуществлении предлагаемого способа в вакуумную колонну вместе с мазутом направляются фракции с температурой кипения от 341°С. Увеличение содержания дизельных фракций с температурой конца кипения >341°С в мазуте не влияет на процесс дальнейшей переработки мазута в вакуумной колонне.

При работе вакуумной колонны используются параметры, соответствующие проектному решению:

Температура питания, °С не выше 395

Температура верха колонны, °С не выше 125

Температура низа колонны, °С не выше 380

Давление верха, мм рт.ст. 680-760

Полученные в атмосферной и вакуумной колонне дизельные фракции смешивают и подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Балансовая смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С.

Режим гидроочистки дизельного топлива зависит от вида катализатора, его активности, от качества сырья и требований к получаемому продукту и подбирается в соответствии с проектным решением, например:

Катализатор CoMo, NiMo

Давление, кг/см2 20-60

Температура, °С 340-400

Объемная скорость подачи сырья, ч-1 1-3

Кратность циркуляции водородсодержащего газа, нм33 200-600

Содержание водорода в циркулирующем газе, % об. 75-95

Для понижения температуры застывания дизельного топлива после процесса гидроочистки используют процессы депарафинизации фракций дизельного топлива. Известны различные способы депарафинизации, например: карбамидная, каталитическая, адсорбционная - методом «Парекс» (см. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001, стр.442). Однако процесс депарафинизации применяется не всегда. Для получения дизельного топлива, соответствующего нормативным и эксплуатационным требованиям по низкотемпературным характеристикам, возможно использование депрессорно-диспергирующих присадок (Технология переработки нефти / Под редакцией Глаголевой О.Ф., Капустина В.М. Часть первая. Первичная переработка нефти. М.: Химия, «КолосС», стр.230). Например, депрессорно-диспергирующая присадка фирмы Clariant Dodiflow 5416. Присадки добавляются прямо в трубопровод, по которому готовое топливо поступает в накопительный резервуар. Добавление присадок не влияет на количество серы в готовом топливе.

Предлагаемый способ разработан и успешно применяется на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Способ можно проиллюстрировать следующими примерами.

Пример №1.

В соответствии с предлагаемым способом обессоленную нефть направляют в атмосферную колонну на дистилляцию, температура питания колонны составляет 362°С. Отбирают компонент дизельного топлива - фракцию с температурой кипения 171-365°С. Фракции с температурой кипения выше 365°С направляются на дальнейшую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, где выводят две дизельные фракции с температурой кипения 181-304°С (верхний вывод) и фракцию 226-340°С (боковой вывод).

Полученные дизельные фракции смешивают, при перегонке по методу ASTM D-86 смесь этих фракций имеет конец кипения не более 360°С.

При смешении, количества фракций берут в следующих соотношениях:

171-365°С - 85-87%

181-304°С - 1-3%

226-340°С - 8-12%

Смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в готовом топливе составляет 0,0074% мас. (или 74 ppm).

Пример №2.

Способ осуществляется аналогично примеру 1, только из атмосферной колонны отбирают фракцию с температурой кипения 171-360°С, фракции смешивают, смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 350°С.

Процентный состав фракций в смеси имеет следующие пределы:

171-360°С - 82-85%

181-304°С - 1-5%

226-340°С - 11-13%

Смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в готовом топливе составляет 0,002% мас. (или 20 ppm).

Пример №3.

Пример представляет собой вариант, при котором достигается цель, поставленная предлагаемым изобретением. Обессоленную нефть направляют в атмосферную колонну на дистилляцию, где отбирают компонент дизельного топлива - фракцию с температурой кипения 171-341°С.

Фракции с температурой кипения выше 341°С направляются на дальнейшую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, где выводят две дизельные фракции с температурой кипения 181-304°С (верхний вывод) и фракцию 226-326°С (боковой вывод). Затем производят смешение дизельных фракций, отобранных из двух колон, а именно: 171-341°С; 181-304°С и 226-326°С. Смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С. Процентный состав фракций в полученной смеси таков:

171-341°С - 80%

181-304°С - 7%

226-326°С - 13%

Указанное соотношение фракций представляет собой балансовое количество или выработанное количество (или количество по выработке). При смешении всего выработанного количества каждой из трех фракций, температура смеси при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С.

Смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в готовом топливе составляет 0,0009% мас. (или 9 ppm), что соответствует требованиям международных стандартов.

Предлагаемый способ позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ppm, что соответствует требованиям международных стандартов и позволит расширить рынки сбыта готового продукта.

Технология получения дизельного топлива с низким содержанием серы, описываемая в предлагаемом изобретении, может быть внедрена на нефтеперерабатывающем заводе, имеющем стандартный набор оборудования, а именно установки АВТ и гидроочистки. Предлагаемый способ не требует дополнительного оборудования, не предусматривает проведение вторичной перегонки дизельной фракции, что позволяет экономить энергозатраты. Внедрение предлагаемого способа не требует дополнительных капиталовложений.

Похожие патенты RU2387700C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2011
  • Теляшев Раушан Гумерович
  • Обрывалина Анна Николаевна
  • Енгулатова Валентина Павловна
  • Накипова Ирина Григорьевна
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Гаврилов Николай Васильевич
RU2458104C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО 2011
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
RU2464299C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2011
  • Гаврилов Николай Васильевич
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Гришин Владимир Валентинович
RU2455342C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА 2017
  • Каримов Айрат Азатович
  • Давлетшин Марат Рашитович
  • Файрузов Данис Хасанович
  • Хабибуллин Азамат Мансурович
  • Никифоров Николай Николаевич
  • Губайдуллин Ринат Фанисович
  • Алябьев Андрей Степанович
  • Спащенко Артем Юрьевич
  • Александрова Кристина Викторовна
RU2646225C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНОГО РАСТВОРИТЕЛЯ 2004
  • Рассадин Виктор Гаврилович
  • Дуров Олег Владимирович
  • Овсянников Виктор Александрович
  • Коваленко Александр Николаевич
  • Губанов Василий Иванович
  • Гаврилов Николай Васильевич
RU2271380C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2020
  • Карпов Николай Владимирович
  • Вахромов Николай Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Бубнов Максим Александрович
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2743762C1
Способ каталитического гидрооблагораживания остатка газового конденсата 2020
  • Нигметов Рустам Иманбаевич
  • Нурахмедова Александра Фаритовна
  • Каратун Ольга Николаевна
  • Попадин Николай Владимирович
RU2723625C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Царев Антон Вячеславович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2613634C1
Способ гидрооблагораживания вакуумного газойля (варианты) 2020
  • Логинова Анна Николаевна
  • Морозова Янина Владиславовна
  • Баканев Иван Александрович
  • Свидерский Сергей Александрович
  • Фадеев Вадим Владимирович
RU2753597C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2535492C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива. Согласно способу по изобретению после обессоливания нефти проводят ее дистилляцию, при этом из атмосферной колонны отбирают дизельную фракцию с температурой кипения 171-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, из вакуумной колонны отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С, смешивают в балансовом соотношении эти фракции с дизельной фракцией из атмосферной колонны, при этом балансовая смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С, полученную смесь подвергают гидроочистке и получают дизельное топливо. Технический результат- способ по изобретению позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ppm.

Формула изобретения RU 2 387 700 C1

Способ получения дизельного топлива, включающий обессоливание нефти, ее дистилляцию, выведение дизельных фракций, их смешение и последующую гидроочистку смеси, отличающийся тем, что при дистилляции в атмосферной колонне отбирают дизельную фракцию, выкипающую в пределах 171-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, при дистилляции в вакуумной колонне отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С, затем производят смешение отобранных из вакуумной колонны фракций с фракцией из атмосферной колонны в балансовом количестве, при этом смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С, полученную смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2387700C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ланин И.П.
  • Гареев Р.Г.
  • Галиакбаров М.Ф.
  • Пугачев И.В.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
  • Набережнев В.В.
RU2141505C1
RU 94033834 A1, 27.05.1996
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Григорович Б.А.
RU2150485C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2001
  • Логинов С.А.
  • Капустин В.М.
  • Луговской А.И.
  • Лебедев Б.Л.
  • Рудяк К.Б.
  • Курганов В.М.
RU2247140C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХМАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Тараканов Геннадий Васильевич
  • Лыкова Любовь Федоровна
  • Тараканов Алексей Геннадьевич
  • Нурахмедова Александра Фаритовна
RU2303624C1
СРЕДСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2016
  • Чеснокова Наталья Борисовна
  • Кост Ольга Алексеевна
  • Никольская Ирина Ивановна
  • Безнос Ольга Валерьевна
  • Ельцов Александр Игоревич
RU2657780C2
CN 101045884 A, 03.10.2007
Справочник нефтепеработчика под ред
Г.А.ЛАСТОВКИНА, Е.Д.РАДЧЕНКО, М.Г.РУДИНА
- Л.: Химия, 1986, с.73-74.

RU 2 387 700 C1

Авторы

Дуров Олег Владимирович

Гаврилов Николай Васильевич

Накипова Ирина Григорьевна

Енгулатова Валентина Павловна

Рыков Роман Владимирович

Васильев Герман Григорьевич

Коваленко Александр Николаевич

Овсянников Виктор Александрович

Карпов Николай Владимирович

Даты

2010-04-27Публикация

2008-09-22Подача