СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2005 года по МПК C10G65/16 

Описание патента на изобретение RU2247140C2

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к способу получения дизельного топлива.

Известен способ получения дизельного топлива, заключающийся в том, что из нефти перегонкой выделяют фракции (160-190) - 300°С и (300-310) - 390°С, смешивают их в соотношении 70:30-30:70 мас.%, полученную смесь подвергают гидроочистке в присутствии плотно расположенных по ходу сырья слоев катализаторов: алюмоникельмолибденового и двух слоев алюмокобальтмолибденового при массовом соотношении слоев (1,0-1,5):10:(30-35) при температуре 330-370°С, давлении 2,5-4,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0-4,5 час-1, а полученный гидрогенизат подвергают стабилизации с получением целевого продукта (Патент РФ №2141994, С 10 G 67/02, 1999 г.).

Однако этот способ при изменении состава сырья не позволяет получать оптимальные результаты по качеству дизельного топлива.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения дизельного топлива, согласно которому фракцию с температурой конца кипения не выше 300°С подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-50 мас.% алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, взятым в количестве 10-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 1, фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-40 мас.% алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного серой, взятой в количестве 5-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 2, полученные продукты компаундируют соответственно в соотношении 3-4:2-1 с получением целевого продукта с температурами начала кипения не ниже 170°С и конца кипения не выше 370°С.

Причем процесс гидроочистки фракции 175-300°С проводят при температуре 340°С, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 4 час-1, а процесс гидроочистки фракции 300-368°С проводят при 360°С, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 час-1.

Недостатком этого способа является необходимость специальной подготовки катализатора и низкая производительность.

Задачей настоящего изобретения является упрощение технологии и повышение производительности способа.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, включающий гидроочистку легкой и тяжелой газойлевых фракций на алюмоникель- алюмокобальтмолибденовом катализаторе при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций, при этом гидроочистку легкой газойлевой фракции осуществляют в одну ступень при объемной скорости подачи сырья 5-7 час-1, а гидроочистку тяжелой газойлевой фракции осуществляют в две ступени при объемной скорости подачи сырья 1-1,5 час-1.

Причем используют легкую газойлевую фракцию с концом кипения не выше 300°С и тяжелую газойлевую фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С, гидроочистку газойлевых фракций осуществляют при температуре 340-360°С и давлении 4 МПа и гидроочищенные легкую и тяжелую газойлевые фракции компаундируют в соотношении 1-1,7:1 соответственно.

Отличием заявляемого технического решения является соотношение скоростей гидроочистки легкой и тяжелой газойлевых фракций.

Заявленное соотношение является результатом проведенных авторами исследований распределения групп сераорганических соединений в легких и тяжелых фракциях дизельного топлива и скоростей гидрообессеривания этих фракций.

Использование предлагаемого способа позволит упростить технологию получения дизельного топлива на предприятиях отрасли и увеличить производительность установок за счет того, что каждая фракция дизельного топлива очищается в оптимальных условиях, т.е. подобранные условия гидроочистки обеспечивают удаление сернистых соединений, наиболее характерных для данных фракций.

Существо предлагаемого способа иллюстрируется приведенными ниже примерами. Для осуществления способа были использованы прямогонные газойлевые фракции, характеристики которых приведены в таблице.

Для более наглядного понимания скорости и глубины гидроочистки каждой из фракций и сравнения их скоростей условия гидроочистки были подобраны таким образом, чтобы были видны их различия, поэтому процесс проводили на никельмолибденовом катализаторе средней активности.

Пример 1.

Фракцию 180-300°С подвергают гидроочистке в одну ступень при температуре 340°С, давлении 4 МПа с объемной скоростью 5 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,08%, фракцию 300-360°С гидроочищают в две ступени при температуре 340°С, давлении 4 МПа с объемной скоростью 1,0 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,19%. Гидрогенизаты компаундируют в соотношении 1,7:1, содержание серы в объединенном гидрогенизате составляет 0,12%.

Пример 2.

Фракцию 180-300°С подвергают гидроочистке в две ступени при температуре 340°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 1,7 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,03%, фракцию 300-360°С подвергают гидроочистке при температуре 340°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 3,0 час-1 в одну ступень до содержания серы в гидрогенизате 0,46%.

Гидрогенизаты компаундируют в соотношении 1,7:1, содержание серы в объединенном гидрогенизате составляет 0,19%.

Пример 3.

Фракцию 180-300°С подвергают гидроочистке в одну ступень при температуре 340°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 5,0 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,08%, Фракцию 300-360°С подвергают гидроочистке в две ступени при температуре 360°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 1,0 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,14%. Гидрогенизаты компаундируют в соотношении 1:1, содержание серы в объединенном гидрогенизате составляет 0,10%.

Похожие патенты RU2247140C2

название год авторы номер документа
Способ гидроочистки дизельного топлива 2022
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
  • Мальцев Дмитрий Иванович
  • Самойлов Наум Александрович
RU2798566C1
Способ гидроочистки дизельного топлива 2019
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
  • Самойлов Наум Александрович
  • Жилина Валерия Анатольевна
RU2691965C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2019
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Минаев Артем Константинович
  • Никульшин Павел Анатольевич
RU2747259C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2011
  • Теляшев Раушан Гумерович
  • Обрывалина Анна Николаевна
  • Енгулатова Валентина Павловна
  • Накипова Ирина Григорьевна
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Гаврилов Николай Васильевич
RU2458104C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХМАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Тараканов Геннадий Васильевич
  • Лыкова Любовь Федоровна
  • Тараканов Алексей Геннадьевич
  • Нурахмедова Александра Фаритовна
RU2303624C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Груданова Алёна Игоревна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Болдушевский Роман Эдуардович
RU2623088C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2673558C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Кинзуль Александр Петрович
  • Иващенко Игорь Викторович
  • Мельчаков Дмитрий Александрович
  • Хандархаев Сергей Васильевич
  • Твердохлебов Владимир Павлович
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Винокуров Борис Владимирович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
RU2527564C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Каминский Э.Ф.
  • Хавкин В.А.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Кастерин В.Н.
  • Санников А.Л.
  • Дружинин О.А.
  • Хандархаев С.В.
  • Пичугин В.М.
  • Габов М.В.
  • Твёрдохлебов В.П.
RU2221838C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Использование: нефтехимия. Сущность: проводят гидроочистку легкой и тяжелой газойлевых фракций на алюмоникельалюмокобальтмолибденовом катализаторе при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций. При этом гидроочистку легкой газойлевой фракции осуществляют в одну ступень при объемной скорости подачи сырья 5-7 час-1, а гидроочистку тяжелой газойлевой фракции осуществляют в две ступени при объемной скорости подачи сырья 1-1,5 час-1. Преимущественно используют легкую газойлевую фракцию с концом кипения не выше 300°С и тяжелую газойлевую фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С, которые затем компаундируют в соотношении 1-1,7:1 соответственно. Гидроочистку газойлевых фракций осуществляют при температуре 340-360°С и давлении 4 МПа. Технический результат: упрощение технологии получения дизельного топлива и увеличение производительности установок. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 247 140 C2

1. Способ получения дизельного топлива, включающий гидроочистку легкой и тяжелой газойлевых фракций на алюмоникельалюмокобальтмолибденовом катализаторе при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций, отличающийся тем, что гидроочистку легкой газойлевой фракции осуществляют в одну ступень при объемной скорости подачи сырья 5-7 ч-1, а гидроочистку тяжелой газойлевой фракции осуществляют в две ступени при объемной скорости подачи сырья 1-1,5 ч-1.2. Способ получения дизельного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют легкую газойлевую фракцию с концом кипения не выше 300°С и тяжелую газойлевую фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С.3. Способ получения дизельного топлива по пп.1, 2, отличающийся тем, что гидроочистку газойлевых фракций осуществляют при температуре 340-360°С и давлении 4 МПа.4. Способ получения дизельного топлива по пп.1-3, отличающийся тем, что гидроочищенные легкую и тяжелую газойлевые фракции компаундируют в соотношении 1-1,7:1 соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247140C2

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Насиров Р.К.
  • Бичурин Р.Ч.
RU2103324C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1998
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Лагутенко Н.М.
  • Заяшников Е.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Есипко Е.А.
  • Овчинников В.Н.
  • Болдинов В.А.
  • Никитин А.А.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Калинина М.В.
RU2141994C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1992
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Янсон Е.Ф.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Гольдштейн Ю.М.
  • Прокофьев В.П.
  • Заяшников Е.Н.
  • Крылов В.В.
  • Соломахина Л.С.
  • Николаева В.Б.
  • Фомин В.Ф.
RU2047649C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Сомов В.Е.
  • Лаптев Н.В.
  • Залищевский Г.Д.
  • Варшавский О.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2108370C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Семенов В.М.
  • Калимуллин М.М.
  • Мальцев А.П.
  • Ланин И.П.
  • Салихов Р.Ф.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
RU2039791C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1993
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Николаева В.Б.
  • Новиков В.Б.
  • Соломахина Л.С.
  • Заяшников Е.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Овчинников В.Н.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Данилов А.М.
RU2039080C1
US 6264827 А, 24.07.2001.

RU 2 247 140 C2

Авторы

Логинов С.А.

Капустин В.М.

Луговской А.И.

Лебедев Б.Л.

Рудяк К.Б.

Курганов В.М.

Даты

2005-02-27Публикация

2001-11-27Подача