АВИАГОРИЗОНТ Российский патент 2010 года по МПК G01C19/34 

Описание патента на изобретение RU2390726C1

Изобретение относится к авионике.

Известны авиагоризонты двух систем индикации: американская система, где символ самолета неподвижен, а отклоняется изображение земли, показывая ее истинное положение; и российская система, где отклоняется символ самолетика, показывая его положение относительно земли (см. патент СССР №1801202 или RU 2207514 C1).

Достоверно известно, что причиной нескольких авиакатастроф послужило неадекватное рефлекторное восприятие летчиками авиагоризонта американской системы. Но и восприятие авиагоризонта российской системы в критической стрессовой ситуации при часто имеющих место ложных ощущениях вестибулярного аппарата также затруднено вследствие необходимости анализа его показаний.

Данное изобретение устраняет недостатки обеих систем.

Для того чтобы исключить ошибку при быстром воприятии, подвижный элемент прибора имеет дополнительно одну или две шкалы, состоящие из изображений стрелок, а неподвижный корпус прибора имеет 1, 2, 3 или 4 окна напротив этих шкал. Окна крена имеют нарисованное положение на окне основной шкалы.

Кроме того, в процессе полета летчик испытывает перегрузки и вибрации от оборудования самолета. Поэтому в реальной практике полета возникают ситуации, когда пилот отклоняется относительно информационного табло авиагоризонта, что может послужить основанием для неправильной оценки показаний данного прибора - появляется погрешность от параллакса. Для того чтобы уменьшить указанную погрешность - обеспечить возможность пилоту отслеживать достоверные показания авиагоризонта при смещении пилота относительно информационного табло прибора, дополнительные шкалы авиагоризонта в виде стрелок выполнены с возможностью менять свое положение относительно окон при отклонении подвижной части прибора от исходной оси движения летательного аппарата.

При отклонении самолета по тангажу или по крену в окнах появляются стрелки, показывающие, куда отклонять рукоятку управления или штурвал /далее "штурвал"/. Таким образом действия летчика по выводу самолета в нормальное положение упрощаются - он сдвигает штурвал в направлении стрелок и ждет, пока они не покажут нейтральное положение.

Промежуток между дополнительными шкалами должен быть таким, чтобы при любых возможных положениях подвижного элемента прибора стрелки тангажа не попадали в окно крена.

Однако для уменьшения размеров прибора возможен следующий вариант. Окно крена делается оранжевым, а стрелки крена делаются светло-зелеными. Тогда через окно они будут выглядеть как темно-коричневые. Окно тангажа делается светло-зеленым, а стрелки оранжевыми, и через окно они также будут выглядеть темно-коричневыми. Впрочем, окно тангажа при этом может быть просто прозрачным. В любом случае при попадании оранжевых стрелок тангажа в оранжевое окно крена они будут не видны. Или цвета выбираются наоборот.

Возможен упрощенный вариант изобретения - наличие только одной дополнительной шкалы - шкалы крена, так как наиболее часто затруднено восприятие именно этого параметра. В этом случае достаточно одного окна. Тангаж при этом определяется как обычно - по основной шкале.

На прилагаемом чертеже изображен авиагоризонт, где 1 - основная шкала подвижной части прибора, 2 - дополнительная шкала крена, 3 - дополнительная шкала тангажа, 4 - окна в корпусе напротив этих шкал.

Работает данный авиагоризонт следующим образом: при отклонении подвижной части прибора шкалы 2 и 3 меняют свое положение относительно окон 4, и в окнах появляются стрелки, показывающие пилоту рекомендуемое движение штурвала.

При применении данного изобретения катастрофы из-за потери пространственной ориентации прекратятся.

Похожие патенты RU2390726C1

название год авторы номер документа
АВИАГОРИЗОНТ 2010
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2428657C1
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ТАНГАЖА И/ИЛИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ /ВАРИАНТЫ/ 2014
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2567985C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2420427C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
ВАРИАТИВНОЕ РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2505456C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2504815C2
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Пленцов Александр Пантелеевич
  • Законова Наталья Александровна
RU2331848C2
ДАТЧИК ПРЕПЯТСТВИЯ /ВАРИАНТЫ/ 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2527196C2
УПРАВЛЕНИЕ "УТКА" (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2531706C2
СИСТЕМА АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ 2006
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2335437C2

Реферат патента 2010 года АВИАГОРИЗОНТ

Изобретение относится к авионике. Техническим результатом изобретения является уменьшение погрешности от параллакса, обеспечение отслеживания достоверных показаний при смещении пилота относительно информационного табло прибора. Авиагоризонт содержит подвижную шкалу и корпус. Подвижный элемент авиагоризонта имеет одну или две дополнительные шкалы, а корпус прибора имеет 1-4 окна напротив этих шкал. Дополнительные шкалы состоят из изображения стрелок, отображенных с возможностью менять свое положение относительно упомянутых окон при отклонении подвижного элемента авиагоризонта. Окно крена делается оранжевым, а стрелки крена делаются светло-зелеными. Окно тангажа делается прозрачным или светло-зеленым, а стрелки тангажа делаются оранжевыми или наоборот. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 390 726 C1

1. Авиагоризонт, содержащий подвижную шкалу и корпус, при этом подвижный элемент авиагоризонта имеет одну или две дополнительные шкалы, а корпус прибора имеет 1-4 окна напротив этих шкал, отличающийся тем, что упомянутые дополнительные шкалы состоят из изображения стрелок, отображенных с возможностью менять свое положение относительно упомянутых окон при отклонении подвижного элемента авиагоризонта.

2. Авиагоризонт по п.1, отличающийся тем, что окно крена делается оранжевым, а стрелки крена делаются светло-зелеными, а окно тангажа делается прозрачным или светло-зеленым, а стрелки тангажа делаются оранжевыми или наоборот.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2390726C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ АВИАГОРИЗОНТА В ПИЛОТАЖНЫЙ КОМПЛЕКС 2002
  • Годлевский В.У.
  • Степанов В.Л.
  • Абузяров Ф.Н.
  • Дудин Д.Н.
  • Ратов А.В.
RU2213938C1
Способ автономного формирования посадочной информации для летательного аппарата и устройство для его осуществления 1991
  • Артемов Владимир Тарасович
SU1836642A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Чернов В.Ю.
RU2265876C1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР 2002
  • Деревянкин В.П.
  • Кучерявый А.А.
  • Макаров Н.Н.
RU2207514C1
DE 3200048 A1, 14.07.1983.

RU 2 390 726 C1

Авторы

Староверов Николай Евгеньевич

Даты

2010-05-27Публикация

2008-11-19Подача