Изобретение относится к демонстрационным средствам, к методам обучения и может найти применение при обучении родному или иностранным языкам.
Известен способ обучения языкам, включающий использование демонстрационных средств - изображений движущихся элементов (Патент РФ N 2110846, кл. G 09 B 19/06, 1998).
Однако данным известным способом используют только те демонстрационные средства, которые демонстрируют частицы, причем демонстрационные средства не окрашены.
Известно, что цвет является мощным средством, влияющим на процесс запоминания, и поэтому широко используется в учебном процессе в виде окрашенных наглядных пособий.
Так, например, широко применяются в учебной литературе не только черно-белые, но и цветные иллюстрации, которые с помощью цвета усиливают эмоциональное восприятие и воздействуют на механизм ассоциативной памяти.
Известен способ обучения языкам, включающий демонстарацию и письменное воспроизведение окрашенных наглядных пособий - средств, содержащих элементы в виде фона средства и изображенных на нем букв, и/или слов, и/или их частей, и/или словосочетаний, и/или предложений, и/или разъяснений, и/или знаков препинания, и/или цифр, и/или поясняющих знаков (Детская энциклопедия., М., Педагогика, 1978, т. 11. Язык и литература, с. 44 - 45).
Однако, данный известный способ имеет ограниченные возможности влияния на процесс запоминания у учащихся, поскольку цвет выбран произвольно.
Наиболее близким аналогам заявленного изобретения является способ обучения языкам, включающий демонстрацию на окрашенных или неокрашенных элементах фона окрашенных наглядных элементов, основную массу которых представляют одним цветом, а выделяемые элементы - другим (см. патент Великобритании N 2209862, кл. G 09 B 1/00, 1989).
Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является высокая эффективность запоминания и усвоения учебного материала при обучении языкам.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обучения языкам, включающем демонстрацию на окрашенных или неокрашенных элементах фона окрашенных наглядных элементов, основную массу которых представляют одним цветом, а выделяемые элементы - другим, согласно изобретению новые для обучаемых элементы представляют третьим цветом. Окрашенные наглядные элементы изображают на элементах фона в виде букв, и/или слов, и/или их частей, и/или словосочетаний, и/или предложений, и/или их членов, и/или разъяснений, и/или знаков препинания, и/или цифр, и/или пояснительных знаков. Окрашенные наглядные элементы на элементах фона могут быть воспроизведены письменно.
Основную массу элементов могут демонстрировать и/или писать синим или черным цветом, выделяемые элементы - зеленым, а новые для обучаемых элементы - красным. Элементы, дающие информацию о настоящем времени, могут демонстрировать и/или писать зеленым цветом, о прошедшем времени - желтым, а о будущем - голубым.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.
Пример 1. Разъясняя времена глаголов, педагог продемонстрировал обучаемым зеленое комнатное растение и заострил их внимание на том, что сейчас, в данный момент, в настоящее время растение окрашено в зеленый цвет. Со временем листья на растении пожелтеют, погибнут. Они станут листьями в прошлом. Такое разъяснение вызвало у обучаемых устойчивую ассоциацию: элементы, демонстрируемые в зеленом цвете, дают информацию о настоящем времени, в желтом - о прошедшем. Далее педагог напомнил обучаемым известные образные понятия "синяя птица", "голубая мечта" и объяснил, что у многих народов мира голубой цвет ассоциируется с будущим. В сознании учащихся надежно закрепилось понимание того, что информация, передаваемая им учителем в голубом цвете, является информацией о будущем времени. Даже первоклассники, которые по школьной программе не владели понятием "время", "глагол", легко усвоили прием передачи информации о времени в цвете и безошибочно применяли его в практике. Легко усвоили данный прием и иностранцы, обучавшиеся русскому языку.
Пример 2. Регулярно при ознакомлении русскоговорящих обучаемых с новой темой при изучении ими русского языка название этой темы, новые термины, правила правописания и т.п. педагог демонстрировал в красном цвете. В рабочих тетрадях данные сведения обучаемые также записывали красным цветом. В результате было отмечено ускорение усвоения учащимися новых понятий, новых тем, новых правил. Эффект отмечен и при обучении русскому языку иностранных обучаемых.
Пример 3. При обучении русскоговорящих обучаемых английскому языку педагог использовал условные пояснительные знаки: подчеркивание чертой зеленого цвета окончаний "s" и "es" в существительных во множественном числе. При этом сами существительные педагог демонстрировал, а ученики писали синим или черным цветом, а окончания "s" и "es" - красным цветом и подчеркивали их чертой зеленого цвета. В результате красный цвет давал учащимся сигнал: "Запомни! ", а зеленый цвет давал сигнал: "Обрати внимание!". Отмечено заметное повышение эффективности усвоения обучаемыми данного нового материала.
Пример 4. При изучении правил передачи на письме прямой речи был использован прием написания текста синим цветом (или черным) и выделения красным цветом кавычек, заглавной буквы после раскрытых кавычек, запятых, тире, двоеточия. Отмечено, что эффективность усвоения данного нового материала учащимися, которые пользовались цветом, была на 25 - 30% выше эффективности усвоения данного нового учебного материала теми учащимися, которым весь материал был изложен в одном (синем) цвете.
Пример 5. Группу обучающихся русскому языку из 20 членов разделили на две подгруппы из 10 каждая. При изучении состава слова обе группы использовали одинаковые поясняющие знаки: выделение приставки чертой, расположенной над словом, с отметкой границы приставки и корня короткой вертикальной чертой (горизонтальная Г-образная ломаная линия). Над корнем слова размещали дугообразную черту, над суффиксом - ломаную линию из двух элементов, соединенных под углом, направленным вверх. Окончание обводили линиями с четырех сторон, замыкающимися в прямоугольник. Основу слова подчеркивали прямой линией с перпендикулярными изломами на месте начала и окончания основы.
Например:
При этом все обучаемые писали слова синим или черным цветом, но обучаемые первой (контрольной) группы изображали синим или черным цветом и поясняющие знаки, в то время как учащиеся второй группы изображали поясняющие знаки зеленым цветом, "призывающим": "Обрати внимание!". В результате учащиеся второй группы усвоили данный новый учебный материал значительно быстрее, легко оперировали условными знаками на практике, легче и быстрее учащихся первой группы выделяли приставки, корни, суффиксы, окончания и основы слов.
Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает высокую эффективность усвоения нового учебного материала при обучении языкам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ | 2000 |
|
RU2168771C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171502C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 2000 |
|
RU2168770C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171503C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ | 2002 |
|
RU2216785C1 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ | 2000 |
|
RU2203103C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2000 |
|
RU2168773C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИИ | 2000 |
|
RU2168769C1 |
Способ предназначен для обучения родному и иностранному языкам и позволяет повысить эффективность обучения. При обучении языкам рекомендуется использовать окрашенные наглядные пособия, манипулировать цветом при написании букв, слов, их частей, словосочетаний, предложений и их частей, поясняющих знаков. Основную массу элементов демонстрационных средств передают в одном, преимущественно в черном или синем цвете, новые элементы - в красном, поясняющие - в зеленом. Элементы дающие информацию о настоящем времени, обозначают зеленым цветом, о прошедшем - желтым, о будущем - голубым. 3 з.п. ф-лы.
GB 22090862 A, 24.05.1989 | |||
ПЛАЗМАТРОН ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ В ДИНАМИЧЕСКОМ ВАКУУМЕ | 2013 |
|
RU2546974C1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ВОССТАНОВЛЕННОГО ТАБАКА | 2008 |
|
RU2357593C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕСА И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕСА | 2016 |
|
RU2722061C2 |
US 3170247 A, 23.02.1965 | |||
ОБЪЕМНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ | 1995 |
|
RU2104582C1 |
Авторы
Даты
1999-12-27—Публикация
1998-07-21—Подача