Изобретение относится к способам обучения письму и предназначено для формирования правильного графического навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также коррекции и закрепления уже сформированного графического навыка и позволяет повысить эффективность процесса обучения и сократить его сроки.
До настоящего времени способы и приспособления для обучения письму не получили широкого распространения, несмотря на известность в патентной литературе, в том числе множества средств, способствующих формированию графического навыка письма.
Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк с искажениями наклона, формы, высоты и ширины букв, "писчий спазм" (зажим мышц кисти пишущей руки) и его следствие - медленный темп письма.
Отсутствие эффективного способа обучения с применением вспомогательных средств и приспособлений делало малоэффективными усилия педагогов и обучающихся. Существует несколько направлений обучения письму. Существуют два способа его реализации - безотрывное письмо и непрерывно-отрывное письмо.
Безотрывное письмо предполагает, что перо все время касается бумаги или при отрыве возвращается в ту же точку, где оно было в момент отрыва. При таком письме перо часто дважды проходит по одной и той же траектории, что может приводить к утолщению или раздвоению элементов букв. При этом разборчивость письма может снизиться.
Непрерывно-отрывное письмо позволяет устранить подобное искажение букв и слов, но при этом появляется необходимость визуализации движения пера по воздуху в дидактическом материале.
Известен способ формирования дидактического материала для обучения письму (см. патент РФ №2377659, опубликован в БИ №36 от 27.12.2009 г.). Способ основан на использовании координатной сетки. На ней формируют три основных и один вспомогательный топологических класса элементарных линий, группы маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии и стрелки, указывающие направление движения пера обучающегося, повторяющие форму элементарной линии, с возможностью совмещения стрелок с элементарными линиями. Группам маркерных точек, стрелкам и элементарным линиям присваивают индексы. Элементарные линии топологических классов, стрелки и группы маркерных точек объединяют с помощью индексов в последовательности для получения дидактического материала. Соседние элементарные линии в букве или буквоэлементе могут быть выделены разными цветами. Первая маркерная точка, соответствующая элементарной линии, буквоэлементу или букве, может иметь цвет, отличный от цвета маркерных точек данной группы. Ее выделяют цветом, отличным от цвета элементарных линий. Стрелка, указывающая начало движения пера по поверхности начертания, может иметь отличительную особенность от других стрелок.
Вышеуказанный способ является наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу и поэтому выбран в качестве прототипа.
Недостатком способа является неопределенность траектории движения пера без контакта с бумагой, что может приводить к усложнению самого процесса объединения буквоэлементов в буквы и буквоэлементов в слова из-за неоптимальной траектории движения, что может приводить к затруднению формирования каллиграфического навыка письма.
Решаемой технической проблемой является создание более качественного и более ускоренного способа обучения каллиграфическому навыку письма.
Достигаемым техническим результатом является применение оптимальных движений пера обучаемого не только при движении пера по бумаге, но и при движении без контакта с ней. Это обеспечивает физиологически оптимальный способ обучения и формирования каллиграфического навыка письма.
Для достижения технического результата в способе обучения каллиграфическому навыку письма, заключающемся на применении дидактического материала, сформированного с помощью координатной сетки, трех основных и одного вспомогательного топологических классов элементарных линий, групп маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии, стрелок, указывающих направление движения пера обучающегося, с возможностью объединения элементарных линий топологических классов, стрелок и маркерных точек для получения дидактического материала, новым является то, что на координатной сетке дополнительно вводят класс линий «по воздуху», каждый элемент которого демонстрирует рекомендуемую траекторию движения пера без контакта с бумагой при переходе от конца предыдущего буквоэлемента к началу следующего буквоэлемента в букве или от буквы к букве в слове.
Новая совокупность существенных признаков позволяет в заявляемом способе улучшить качество и скорость обучения.
Способ поясняется двумя примерами, приведенными на рис. 1 - рис. 18.
Пример №1. Формирование дидактического материала для обучения написания заглавной буквы «П», рис. 1 - рис. 9:
1. Сначала формируется координатная сетка, состоящая из линий разной толщины, см. рис. 1.
2. Формируются слои, состоящие из элементарных линий, маркерных и стрелок, показывающих направление движения пера по бумаге. Каждый слой для наглядности показан на фоне координатной сетки, см. рис. 2 - рис. 4.
3. Формируются слой, состоящий из линий нового класса «по воздуху», см. рис. 5.
5. Формируются слой, состоящий из стрелок, показывающих направление движения пера «по воздуху», см. рис. 6.
6. На рис. 8 демонстрируется результат наложения слоев №1-№5.
7. На рис. 10 демонстрируется результат наложения слоев №1-№7. Приведенный пример демонстрирует, что написание некоторых
прописных букв в виде непрерывного следа на бумаге невозможно, либо может привести к искажению привычного вида букв.
Пример №2. Формирование дидактического материала для обучения написания слога «ис» строчными буквами, рис. 10 - рис. 18:
1. Сначала формируется координатная сетка, состоящая из линий разной толщины, см. рис. 10.
2. Формируются слои, состоящие из элементарных линий, маркерных и стрелок, показывающих направление движения пера. Каждый слой для наглядности показан на фоне координатной сетки, см. рис. 11 - рис. 14.
3. Формируются слой, состоящий из линий нового класса «по воздуху», см. рис. 15.
5. Формируются слой, состоящий из стрелок, показывающих направление движения пера «по воздуху», см. рис. 16.
6. На рис. 17 демонстрируется результат наложения слоев №1-№4.
7. На рис. 18 демонстрируется результат наложения слоев №1-№6.
Пример №2 показывает возможные нарушения формы букв при безотрывном от бумаги способе написания - может получиться слог «ее» вместо необходимого «ис».
Новый класс линий «по воздуху» по своей сути связывает написание отдельных частей букв в одно целостное движение, поэтому начертание линии «по воздуху» при диктовке можно сопровождать звуком «и», который, по сути, является союзом.
Перо обучающегося и при контакте с бумагой при обведении элементарных линий, и без контакта с бумагой при обведении линий «по воздуху» описывает непрерывную по движению кривую. Благодаря оптимальной траектории пера по бумаге и над бумагой движение обучающегося становится согласно биомеханике человека физиологически экономичным, что позволяет обучаемому быстро и качественно усвоить навыки быстрого каллиграфического письма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ | 2008 |
|
RU2377659C1 |
Устройство и метод для обучения письму и коррекции почерка | 2018 |
|
RU2730748C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА И ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА | 2007 |
|
RU2390853C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ И КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА | 2002 |
|
RU2206128C2 |
ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2032230C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2002 |
|
RU2206923C1 |
Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния | 2022 |
|
RU2797851C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ЭЙДЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА | 2008 |
|
RU2383933C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ | 2002 |
|
RU2216785C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
Изобретение относится к способам обучения письму и предназначен для формирования правильного графического навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также коррекции и закрепления уже сформированного графического навыка. Способ обучения каллиграфическому навыку письма, заключающийся в применении дидактического материала, сформированного с помощью координатной сетки, трех основных и одного вспомогательного топологических классов элементарных линий, групп маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии, стрелок, указывающих направление движения пера обучающегося, повторяющие форму элементарной линии, с возможностью совмещения стрелок с элементарными линиями, при этом объединяют элементарные линии топологических классов, стрелки и группы маркерных точек в нужной последовательности в буквоэлементы или буквы для получения дидактического материала. На координатной сетке вводят класс линий «по воздуху», каждый элемент которого демонстрирует рекомендуемую траекторию движения пера без контакта с бумагой при переходе от конца предыдущего буквоэлемента к началу другого буквоэлемента в букве или от буквы к букве в слове. Линии «по воздуху» могут быть показаны на дидактическом материале и отличаться способом изображения от всех остальных линий дидактического материала. Достигаемым техническим результатом является применение оптимальных движений пера обучаемого не только при движении пера по бумаге, но и при движении без контакта с ней. 2 з.п. ф-лы, 18 ил.
1. Способ обучения каллиграфическому навыку письма, заключающийся в применении дидактического материала, сформированного с помощью координатной сетки, трех основных и одного вспомогательного топологических классов элементарных линий, групп маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии, стрелок, указывающих направление движения пера обучающегося, повторяющие форму элементарной линии, с возможностью совмещения стрелок с элементарными линиями, при этом объединяют элементарные линии топологических классов, стрелки и группы маркерных точек в нужной последовательности в буквоэлементы или буквы для получения дидактического материала, отличающийся тем, что на координатной сетке дополнительно вводят класс линий «по воздуху», каждый элемент которого демонстрирует рекомендуемую траекторию движения пера без контакта с бумагой при переходе от конца предыдущего буквоэлемента к началу другого буквоэлемента в букве или от буквы к букве в слове.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что линии «по воздуху» могут быть показаны на дидактическом материале.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что линии «по воздуху» могут отличаться способом изображения от всех остальных линий дидактического материала.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ | 2008 |
|
RU2377659C1 |
ЦЕЛЬНЫЙ КЛЕТЬЕВОЙ УСПОКОИТЕЛЬ ДЛЯ РОТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБМОТКОЙ И СБОРНЫМИ ЗУБЦАМИ | 1926 |
|
SU7230A1 |
CN 104464442 A, 25.03.2015 | |||
JP 2000015959 A, 18.01.2000. |
Авторы
Даты
2019-07-16—Публикация
2018-12-26—Подача