СПОСОБ РЕМОНТА СВАРКОЙ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Российский патент 2010 года по МПК B23P6/04 B23K9/04 

Описание патента на изобретение RU2400342C1

Изобретение относится к способу ремонта стальных конструкций сваркой, в частности может быть использовано при ремонте остовов тяговых электродвигателей локомотивов, преимущественно работающих в условиях вибрационного нагружения.

Известен способ ремонта деталей, включающий механическое удаление дефектов, многослойную наплавку и последующую механическую обработку. Наплавку осуществляют в два слоя - внутреннего электродами ферритного класса с содержанием углерода не более 0,20% (проволока Св-08Г2С под флюсом АН-348 А, сварочный ток 440 А, напряжение на дуге - 32 В). Наружный слой накладывают порошковой проволокой типа ПП-25ХФМС, сварочный ток - 350 А, причем сварочный ток при наложении внутреннего слоя принимают равным 1,1-1,4 от силы сварочного тока при наплавке износостойкого слоя. Толщину внутреннего слоя выбирают равной 0,01-0,3 толщины наружного износостойкого слоя (RU, патент №2096155 С1, МПК В23Р 6/00, опубл. 1997 г.).

Основным недостатком является понижение пластичности и ударной вязкости сварного шва в целом, т.к. определенная толщина износостойкого слоя значительно превышает толщину подслоя.

Известен способ ремонта бандажных колец турбогенератора, принятый за прототип, при котором производят вышлифовку трещины, предварительный подогрев до температуры 250±20°С. Наплавку выполняют электродами с получением наплавленного металла аустенитной микроструктуры, усиленной ферритной дельта - фазой (RU, патент №2189299, МПК В23Р 6/04, В23К 9/04, опубл 2002 г.).

Однако известный способ не может быть использован для ремонта сваркой остовов тяговых электродвигателей, так как в известном способе весь объем разделанной трещины заполняется материалом аустенитного класса, не предполагая разделения на внутренний ферритный, составляющий основной объем, и облицовочный аустенитный слои, вследствие чего не осуществляется фазовое превращение γ→α, создающее благоприятные сжимающие напряжения.

Техническим результатом изобретения является снижение высокого уровня остаточных напряжений после сварки за счет искусственного наведения сжимающих напряжений, повышение сопротивляемости усталостным разрушениям стальных конструкций, работающих в условиях повышенного вибровозбуждения.

Указанный технический результат достигается тем, что при ремонте стальных конструкций выполняют разделку кромок трещины, их предварительный подогрев и получение многослойного сварного шва с выполнением наружного облицовочного слоя высоколегированными электродами из стали аустенитного класса, предварительный подогрев кромок проводят до температуры 200-250°С, при этом для получения внутренних слоев используют низколегированные ферритные электроды, а наружный облицовочный слой сварного шва выполяют толщиной h=2…3 мм с плавным перекрытием зоны термического влияния стальными электродами следующего состава, мас.%: углерод С 0,04, кремний Si 0,52, марганец Mn 1,33, хром Cr 19,5, никель Ni 9,2, сера S 0,013, фосфор Р 0,024, железо - остальное, с созданием в сварочном шве сжимающих напряжений при фазовом превращении γ→α.

На чертеже в разрезе изображен сварной шов стальной конструкции, выполненный многослойной сваркой.

Сварной шов стальной конструкции 1, например ремонтный сварной шов остова тягового электродвигателя локомотива, выполнен многослойной сваркой, состоит: из внутренних слоев 2, выполненных электродами из низколегированного материала ферритного класса, который заполняет основной объем разделанной трещины в стальной конструкции 1 и наружного облицовочного слоя 3, выполненного электродами аустенитного класса, толщиной h=2…3 мм без нарушения сплошности, с плавным перекрытием зоны термического влияния.

Способ выполнения сварного шва при ремонтной сварке стальной конструкции осуществляется следующим образом.

В эксплуатации на многие детали, являющиеся неподрессоренными узлами локомотивов, воздействуют вибровозбуждения от взаимодействия колес с верхним строением пути и вибровозбуждения от работы тяговой передачи. Постоянное воздействие вибрационных нагрузок приводит к возникновению усталостных трещин. При ремонтной сварке возникают остаточные напряжения, вызванные местным (неравномерным) нагревом металла, созданным воздействием концентрированного источника нагрева. Остаточные напряжения, возникшие после ремонта трещин, при воздействии вибрационных нагрузок в эксплуатации, приводят к дальнейшему трещинообразованию в зоне шва, околошовной зоне и основном металле. Искусственно наведенные сжимающие напряжения повышают циклическую долговечность сварного шва.

При ремонтной сварке конструкции 1, например остова тягового электродвигателя, производят разделку кромок: механическое удаление трещины в металле конструкции, возникшей в результате эксплуатации, трещину разделывают, под углом 60±2°. Производят предварительный подогрев разделки кромок непосредственно перед сваркой газовой горелкой до температуры 200-250°С. Производят многослойную сварку внутренних слоев 2 электродами из низколегированных материалов ферритного класса. Режимы сварки (сила тока и полярность) назначают в соответствии с паспортом завода-изготовителя электродов. Для отработки режима сварки ферритными электродами производят сварку на образцах на минимальном токе при обеспечении устойчивого горения. Наплавку наружного облицовочного слоя выполняют высоколегированными электродами из стали аустенитного класса толщиной h=2…3 мм без нарушения сплошности, с плавным перекрытием зоны термического влияния, следующего состава, мас.%: углерод С 0,04, кремний Si 0,52, марганец Mn 1,33, хром Cr 19,5, никель Ni 9,2, сера S 0,013, фосфор Р 0,024, железо - остальное, с созданием в сварочном шве сжимающих напряжений при фазовом превращении γ→α.

Режимы сварки (сила тока, полярность) назначают в соответствии с паспортом завода-изготовителя электродов. Для отработки режима сварки электродами аустенитного класса производят сварку на образцах на минимальном токе при обеспечении устойчивого горения.

При сохранении равнопрочности предлагаемый способ сварки обеспечивает повышение циклической долговечности сварного шва, вследствие регулирования остаточных напряжений, повышение сопротивляемости усталостным разрушениям путем применения технологических приемов, таких как правильный подбор сварочных материалов, воздействия на состав и структуру зоны соединения.

Похожие патенты RU2400342C1

название год авторы номер документа
Способ дуговой сварки велдолетов из аустенитных сталей к трубопроводу из низкоуглеродистых и низколегированных сталей 2016
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Шотер Павел Иванович
  • Неганов Дмитрий Александрович
  • Филиппов Олег Иванович
  • Колесников Олег Игоревич
  • Юшин Алексей Александрович
  • Гончаров Николай Георгиевич
RU2643098C2
Способ ремонта отливок с применением дуговой сварки 2015
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Зинченко Кирилл Александрович
  • Колесников Олег Викторович
  • Юшин Алексей Александрович
  • Гончаров Николай Георгиевич
  • Михайлов Игорь Игоревич
RU2630080C2
СПОСОБ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКИ 1997
  • Беляев Даниил Иванович[Ua]
  • Пасько Сергей Владимирович[Ru]
  • Хорошева Нина Николаевна[Ru]
  • Кирьяков Виктор Михайлович[Ua]
  • Клапатюк Андрей Васильевич[Ua]
  • Позняков Валерий Дмитриевич[Ua]
RU2110378C1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ТРУБ С КОНТРОЛИРУЕМЫМ ТЕПЛОВЛОЖЕНИЕМ 2014
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Ченцов Александр Николаевич
  • Колесников Олег Игоревич
  • Гончаров Николай Георгиевич
  • Зотов Михаил Юрьевич
  • Шотер Павел Иванович
RU2563793C1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБ ПЕЧЕЙ ПИРОЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ 2007
  • Хайдарова Анна Александровна
  • Гнюсов Сергей Федорович
  • Советченко Борис Федорович
RU2361709C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ УЗЛА СОПРЯЖЕНИЯ ДНИЩА РЕЗЕРВУАРА С ЕГО СТЕНКОЙ 2021
  • Колесников Олег Игоревич
  • Юшин Алексей Александрович
  • Гончаров Николай Георгиевич
  • Деркач Денис Викторович
  • Михайлов Игорь Игоревич
RU2772702C1
СПОСОБ СВАРКИ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ СТАЛИ ТИПА АК 1996
  • Шуляковский О.Б.
  • Шанин Е.Н.
  • Шевелкин В.И.
  • Клещев В.Г.
RU2089363C1
Способ дуговой сварки 1978
  • Липодаев Владимир Николаевич
  • Каховский Николай Иванович
SU791479A1
Способ изготовления прямошовной сварной плакированной трубы 2021
  • Голишев Виталий Алексеевич
  • Махлов Константин Викторович
  • Шумилкин Арнольд Зиновьевич
RU2775448C1
СПОСОБ ДВУХДУГОВОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СВАРКИ 2018
  • Сидоров Владимир Петрович
RU2687118C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 400 342 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ РЕМОНТА СВАРКОЙ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Изобретение может быть использовано при ремонте остовов тяговых электродвигателей локомотивов, преимущественно, работающих в условиях вибрационного нагружения. Выполняют разделку кромок трещины и проводят предварительный подогрев до температуры 200-250°С. Для получения внутренних слоев многослойного сварного шва используют низколегированные ферритные электроды. Наружный облицовочный слой выполняют толщиной h=2-3 мм с плавным перекрытием зоны термического влияния высоколегированными электродами из стали аустенитного класса следующего состава, мас.%: углерод - 0,04, кремний - 0,52, марганец - 1,33, хром - 19,5, никель - 9,2, сера - 0,013, фосфор - 0,024, железо - остальное. При этом создают в сварном шве сжимающие напряжения при фазовом превращении γ→α. Способ обеспечивает снижение уровня остаточных напряжений после сварки за счет искусственного получения сжимающих напряжений, а также повышение сопротивляемости усталостным разрушениям стальных конструкций, работающих в условиях повышенного вибровозбуждения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 400 342 C1

Способ ремонта сваркой стальных конструкций, включающий выполнение разделки кромок трещины, их предварительный подогрев и получение многослойного сварного шва с выполнением наружного облицовочного слоя высоколегированными электродами из стали аустенитного класса, отличающийся тем, что предварительный подогрев кромок проводят до температуры 200-250°С, при этом для получения внутренних слоев используют низколегированные ферритные электроды, а наружный облицовочный слой сварного шва выполняют толщиной h=2…3 мм с плавным перекрытием зоны термического влияния стальными электродами следующего состава, мас.%:
углерод 0,04 кремний 0,52 марганец 1,33 хром 19,5 никель 9,2 сера 0,013 фосфор 0,024 железо остальное, созданием в сварном шве сжимающих напряжений при фазовом превращении γ→α.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2400342C1

СПОСОБ РЕМОНТА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ ТУРБОГЕНЕРАТОРА 2000
  • Сагайдученко С.А.
  • Майер В.Б.
  • Шамарин Б.М.
RU2189299C2
Способ дуговой сварки 1985
  • Молочная Татьяна Васильевна
  • Хохлов Николай Федорович
  • Осипов Владимир Александрович
  • Смирнов Сергей Иванович
SU1279779A1
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ 1996
  • Ветер В.В.
  • Найденов И.В.
  • Белкин Г.А.
  • Корышев А.Н.
  • Шацких Н.И.
RU2096155C1
Способ дуговой сварки 1978
  • Липодаев Владимир Николаевич
  • Каховский Николай Иванович
SU791479A1
Способ сварки стальных конструкций 1990
  • Горынин Игорь Васильевич
  • Легостаев Юрий Леонидович
  • Грищенко Леонид Владимирович
  • Соколов Олег Георгиевич
  • Бусыгин Вячеслав Васильевич
  • Малышевский Виктор Андреевич
SU1738537A1
US 3808667 A, 07.05.1974.

RU 2 400 342 C1

Авторы

Огуенко Василий Николаевич

Перфилов Сергей Викторович

Бенькович Татьяна Николаевна

Долгополова Маргарита Григорьевна

Сытина Светлана Олеговна

Даты

2010-09-27Публикация

2009-02-13Подача