ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ СТАПЕЛЬ-ВПС Российский патент 2010 года по МПК B64F1/00 

Описание патента на изобретение RU2401776C2

Изобретение относится к аэродромным сооружениям и технике, предназначенным для обеспечения взлета и посадки самолетов.

Известны катапульты, предназначенные для запуска летательных аппаратов, но которые не обеспечивают их посадку.

Известны палубные средства, которые обеспечивают и взлет, и посадку с торможением при помощи чалочного троса с якорем самолета, который зацепляется за трос-растяжку палубного устройства торможения.

Известны и другие способы торможения самолета на земле, например, при помощи тормозного парашюта, патент RU 2148530, 7 В64С 7/10.

Известна взлетно-посадочная полоса по патенту RU 2184055, 7 B64F 1/00.

Перечисленные взлетно-посадочные средства по своему техническому уровню существенно отстали от развития авиационной техники. Возник конфликт, который породил ряд проблем в авиации, например, зависимость полетов от метеоусловий. Стационарный аэродром невозможно переместить в черту города и обеспечить посадку самолета в тумане, при обледенении и снежном заносе ВПП. Все это существенно снижает эффективность применения авиационной техники.

Для разрешения перечисленных проблем предлагается комплексное их разрешение при помощи самолетов вертикального взлета и посадки - СВБП и взлетно-посадочного стапеля - ВПС.

Составным элементом комплекса является ВПС, который содержит раму, направляющие, образующие ложе для летательного аппарата. На раме шарнирно закреплены два ряда 2-плечих рычагов, расположенных против друг друга, другими концами соединенных между собой попарно лентами-растяжками, а средними частями взаимодействующих между собой через амортизатор.

Рама имеет опоры, в которых шарнирно закреплен подпружиненный V-образный улавливатель, вершиной совмещенный с продольной осью рамы, при этом вершина удалена по ходу на некоторое расстояние от точки опоры и крепления рамы шкворнем, а противоположный конец рамы покоится на роликах. Рама оснащена прожектором с направленным вверх лучом, при этом прожектор снабжен светофильтрами.

Взлетно-посадочный стапель - ВПС состоит из: рамы 1, рычагов 2 ленты-растяжки 3, амортизатора 4, опоры улавливателя 5, улавливателя 6, амортизатора улавливателя 7, шкворня 8, роликов 9, подпятника 10. прожектора 11.

На чертежах изображен взлетно-посадочный стапель - ВПС, где:

на фиг.1 изображен вид спереди; а-б;

на фиг.2 - вид сбоку;

на фиг.3 - вид сверху.

Работает взлетно-посадочный стапель в такой последовательности: самолет - СВВП подходит к аэропорту с посадочной скоростью 280-300 км/ч, переходит на посадочный режим, выпускает тормозной парашют и чалочный трос с якорем, скорость снижается до 5 км/ч, и с высоты 2-3 м якорь чалочного троса зацепляется за улавливатель и своей инерционной массой самолета устанавливает раму по продольной оси фюзеляжа. Это достигается за счет того, что точка приложения инерционной силы самолета на улавливателе находится по ходу дальше от точки крепления рамы. Амортизатор улавливателя гасит инерционные силы и снижает скорость самолета до нуля - так осуществляется поперечная ориентация самолета во ВПС, а продольная жестко завязана чалочным тросом самолета.

Двигатель выключается, и самолет парашютирует на ленту-растяжку, прогибает ее, срабатывают амортизаторы рычагов - гасится динамическая нагрузка, лента-растяжка обхватывает фюзеляж по полупериметру и зажимает его.

Отличительной особенностью ВШ является, что ВПС в своей непосредственной работе не использует посторонние источники энергии. Посадка самолета на ВПС может осуществляться и в снег, и в туман на разрешающий световой столб прожектора.

Десяток ВПС даже при 2-часовом обслуживании могут обеспечить влет и посадку 120 самолетам и даже в групповом варианте с одного направления.

Технический результат от использования комплекса СВВП-ВПС существенно изменит к лучшему обстановку в авиации, сделает ее мобильной, менее зависимой от погоды, способной перемещаться в пространстве, приблизиться к городу, позволит упростить конструкцию самолета, в принципе изменить техническое обслуживание самолетов и пассажиров.

Похожие патенты RU2401776C2

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ-СВВП 2008
  • Пикулев Николай Михайлович
RU2406652C2
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2013
  • Пикулев Николай Михайлович
RU2524318C1
МОТОПЛАНЕР 2013
  • Пикулев Николай Михайлович
RU2553519C2
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2008
  • Горшков Александр Александрович
RU2430859C2
СТЕНД ДЛЯ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Рогов А.П.
  • Бетенев П.М.
RU2158908C1
САМОЛЁТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2018
  • Горшков Александр Александрович
RU2742496C2
САМОЛЁТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2021
  • Горшков Александр Александрович
RU2805888C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2007
  • Камалетдинов Рашид Шагизович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Зенин Владимир Васильевич
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2356801C1
Самолет вертикального взлета и посадки 2020
  • Зименская Эллина Владимировна
RU2738746C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ru]
  • Егоршев Анатолий Викторович[Ru]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
RU2090459C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 401 776 C2

Реферат патента 2010 года ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ СТАПЕЛЬ-ВПС

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к взлетно-посадочному стапелю. Взлетно-посадочный стапель содержит раму, направляющие, образующие ложе для летательного аппарата. Рама оснащена двумя рядами 2-плечих рычагов, расположенных против друг друга, одним концом шарнирно закрепленных на раме, другими - попарно связанными лентой-растяжкой и взаимодействующими через амортизатор. Один конец рамы имеет опоры, в которых шарнирно закреплен подпружиненный V-образный улавливатель, вершиной совмещенный с продольной осью рамы, при этом вершина удалена по ходу на некоторое расстояние от точки опоры и крепления рамы шкворнем, а противоположный конец рамы покоится на роликах. Технический результат заключается в обеспечении мобильности взлетно-посадочного стапеля. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 401 776 C2

1. Взлетно-посадочный стапель, содержащий раму, направляющие, образующие ложе для летательного аппарата, отличающийся тем, что рама ВПС оснащена двумя рядами 2-плечих рычагов, расположенных против друг друга, одним концом шарнирно закрепленных на раме, другими - попарно связанных лентой-растяжкой и взаимодействующих через амортизатор, при этом один конец рамы имеет опоры, в которых шарнирно закреплен подпружиненный V-образный улавливатель, вершиной совмещенный с продольной осью рамы, при этом вершина удалена по ходу на некоторое расстояние от точки опоры и крепления рамы шкворнем, а противоположный конец рамы покоится на роликах.

2. Взлетно-посадочный стапель по п.1, отличающийся тем, что рама ВПС оснащена прожектором, направленным лучом вертикально вверх, снабженным светофильтрами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2401776C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ШАССИ 2004
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Сыромятников Владимир Сергеевич
  • Гумерова Марина Булатовна
  • Намазгулова Лира Рафаэлевна
  • Папернюк Владислав Александрович
RU2272756C1
US 5170966 A, 16.12.1992
СПОСОБ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПЛАТФОРМУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Григорьев Юрий Константинович
RU2093429C1
Приспособление для затягивания кип проволокой 1925
  • Гаврилов В.М.
SU2800A1

RU 2 401 776 C2

Авторы

Пикулев Николай Михайлович

Даты

2010-10-20Публикация

2008-03-03Подача