Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается вопроса гашения крутильных колебаний трансмиссии.
Известен способ гашения крутильных колебаний трансмиссии, используемый в трансмиссии массовых автомобилей путем установки за двигателем демпфера крутильных колебаний (Юрковский И.М. и Толпыгин В.А. Автомобиль КАМАЗ. Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. - М.: ДОСААФ, 1975, рис.78, стр.150), содержащего упругий элемент, который снижает колебания передаваемого момента, и элемент трения, гасящего колебания при резонансах.
Известен также способ гашения колебаний за счет упругой деформации торсиона (Специальный колесный тягач КЗКТ-7428 и его модификации. Руководство по эксплуатации. Отпечатано в Курганской городской типографии, рис.51, стр.137).
Недостатком указанных способов является неполное гашение колебаний, из-за чего не решается вопрос снижения износа зубьев шестерен, необходим сложный расчет трансмиссии на крутильные колебания с целью определения величины момента трения в демпфере при резонансах. Характеристика элемента трения нестабильна: при работе момент трения снижается. К тому же, момент трения увеличивает жесткость трансмиссии, что ведет к возрастанию амплитуды колебаний до и после резонанса.
Для исключения резонансных колебаний трансмиссии и уменьшения ее колебания при других частотах предлагается способ гашения крутильных колебаний транспортной машины, при котором путем снижения жесткости упругого элемента демпфера, а именно - в 30-50 раз, амплитуда колебаний передаваемого на трансмиссию крутящего момента двигателя становится меньше, чем момент трения в трансмиссии. Угол закрутки демпфера с 3-5°, как это чаще всего бывает в существующих демпферах, увеличивается до 90°-180°.
Амплитуда колебаний передаваемого крутящего момента зависит от жесткости демпфера и равна произведению жесткости демпфера на угол колебания коленчатого вала при его вращении. Если снизить жесткость упругого элемента демпфера в 50 раз, в такое же число раз снизится и амплитуда колебаний момента. Амплитуда оказывается незначительной, резонанс колебаний, требующий больших затрат энергии, становится невозможен, а элемент трения в демпфере не нужен.
Предлагаемый способ имеет большие запасы для эффективного гашения колебаний и может использоваться, например, в случае выключения нескольких цилиндров дизеля, что иногда делается для поддержания температуры работающих цилиндров с целью недопущения осмоления поршней и привода клапанов системы газораспределения, происходящего при низкой температуре.
Неравномерность вращения коленчатого вала после отключения цилиндров особенно большая. Существующий способ гашения колебаний путем введения трения в демпфере, когда демпфер настраивается на одну неравномерность вращения коленчатого вала (обычно - для работы всех цилиндров), оказывается недостаточным: амплитуды колебаний при резонансах после отключения цилиндров могут быть очень большие, они в 20-30 раз превышают колебания, которые имеют место до наступления резонанса.
Соединение двигателя и трансмиссии на транспортных машинах делается слишком жестким, в результате чего на трансмиссию передаются большие угловые колебания коленчатого вала. Существующий способ снижения резонансных крутильных колебаний путем введения в соединяющем двигатель и трансмиссию демпфере элемента трения решает задачу лишь частично, не уменьшая межрезонансные колебания, которые вызывают износ трансмиссии. Жесткость соединяющего двигателя и трансмиссию демпфера предлагается снизить до значения, при котором амплитуды колебания передаваемого на трансмиссию крутящего момента двигателя настолько малы, что они не могут привести трансмиссию к резонансным колебаниям. Кроме исключения происходящих при резонансе поломок, резко уменьшается износ зубьев шестерен и других соединений трансмиссии, наступающий в результате усталости материала (питтинга).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2399812C1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
Привод рабочего органа землеройной машины | 1983 |
|
SU1129300A1 |
ДЕМПФЕР | 2005 |
|
RU2297562C2 |
Привод рабочего органа землеройно-метательной машины | 1985 |
|
SU1257138A1 |
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2234009C2 |
НИЗКОШУМНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2219399C2 |
ДЕМПФЕР | 2009 |
|
RU2405991C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2102715C1 |
Система управления демпфером крутильных колебаний сцепления автомобиля | 1989 |
|
SU1717432A1 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ заключается в установке демпфера, содержащего упругий элемент. Жесткость упругого элемента снижают в 30-50 раз, обеспечивая угол закрутки демпфера в пределах от 90° до 180°. Амплитуда колебаний передаваемого на трансмиссию крутящего момента при этом становится меньше, чем момент трения в трансмиссии. Достигается исключение резонансных колебаний и снижение износа трансмиссии.
Способ гашения крутильных колебаний трансмиссии транспортной машины, вызванных неравномерным вращением коленчатого вала двигателя, заключающийся в том, что устанавливают демпфер, содержащий упругий элемент, отличающийся тем, что жесткость упругого элемента снижают в 30-50 раз, обеспечивая угол закрутки демпфера в пределах от 90 до 180° для получения амплитуды колебаний передаваемого на трансмиссию крутящего момента меньше, чем момент трения в трансмиссии.
ЯВОРСКИЙ Ю | |||
Резина в автомобилях, пер | |||
с пол | |||
A.M.Спички | |||
- Л.: Машиностроение, 1980, с.242-245, фиг.360, 375 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ МНОГОКАНАЛБНОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ | 0 |
|
SU381050A1 |
Динамический гаситель угловых колебаний | 1989 |
|
SU1714243A1 |
Демпфер крутильных колебаний | 1988 |
|
SU1548554A1 |
JP 2004278726 A, 07.10.2004. |
Авторы
Даты
2011-02-20—Публикация
2009-05-20—Подача