СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ Российский патент 2011 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2412846C1

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к интервальному регулированию движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, на другом контролируют изменение сигнала в зависимости от координаты поездного шунта и по характеру изменения сигнала фиксируют освобождение путевого участка после занятия предыдущей рельсовой цепи и истечения заданного интервала времени фиксируют опорное напряжение - напряжение приемного конца данной рельсовой цепи, по которому определяют пороговые напряжения занятия и освобождения, сравнивая пороговые напряжения с текущими, определяют состояние участка, после освобождения данного и следующего участков вновь переопределяют опорное напряжение [патент РФ №2238867, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., Яковлев В.Н., Смышляев В.А., Гуменников В.Б. БИ №30, 2004 г.].

Недостатком известного способа является ограниченная контролируемая длина рельсовой линии за счет потерь энергии при передаче сигнала.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, на другом текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, которые определяют по опорному напряжению - текущему напряжению на приемном конце рельсовой линии в отсутствие влияния шунта, при этом входные сопротивления по концам имеют комплексный характер с емкостной составляющей. У питающего и приемного концов в точках максимального всплеска напряжений к рельсам подсоединяют последовательные резонансные контуры, повышая напряжение на приемном конце рельсовой линии при нахождении шунта вне зоны влияния на рельсовую линию [патент РФ №2348559, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободности рельсовой линии. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., Смышляев В.А., Гуменников В.Б., Ахмадуллин Ф.Р. Бюл. №7, 2009 г.].

Недостатком известного способа является ограниченная контролируемая длина рельсовой линии за счет потерь энергии при передаче сигнала.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является увеличение контролируемой длины рельсовой линии за счет переприема и накопления энергии сигнала в середине рельсовой линии накопителем.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе контроля свободности рельсовой линии в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, на другом конце сигнал принимают, в середине рельсовой линии подсоединяют резонансные контуры, причем в середине рельсовой линии энергию передаваемого сигнала накапливают до порога срабатывания первого путевого реле, преобразуют частоту сигнала и передают в левую половину рельсовой линии, при наличии сигнала на приемном конце и в середине рельсовой линии фиксируют свободность рельсовой линии, при отсутствии сигнала на приемном конце фиксируют занятость левой половины рельсовой линии и свободность правой половины, а при отсутствии сигнала на приемном конце и в середине рельсовой линии фиксируют занятость правой половины рельсовой линии.

На чертеже представлена схема устройства, реализующего данный способ, содержащая первый генератор 1, правую половину рельсовой линии 2, правый резонансный контур 3, первый фильтр 4, первое путевое реле 5, накопитель энергии 6, второй генератор 7, второй фильтр 8, левый резонансный контур 9, левую половину рельсовой линии 10, второе путевое реле 11.

Устройство работает следующим образом: сигнал, например, с частотой 420 Гц, формируемый первым генератором 1, поступает в правую половину рельсовой линии 2, беспрепятственно пропускается правым резонансным контуром 3, левый резонансный контур 9 включен тыловым контактом первого путевого реле 5 и не пропускает сигнал на второй участок рельсовой линии. После прохождения первого фильтра 4 сигнал питает первое путевое реле 5, работающее в импульсном режиме, а также заряжает накопитель энергии 6. Первый фильтр 4 пропускает в накопитель энергии 6 и на первое путевое реле 5 только сигнал от первого генератора 1. После накопления энергии в накопителе 6 до порога срабатывания первого путевого реле, тыловым контактом первого путевого реле 5 отключается левый резонансный контур 9, а фронтовыми контактами первого путевого реле 5 включается правый резонансный контур 3 и энергия из накопителя 6 поступает на вход второго генератора 7, который формирует на своем выходе сигнал другой частоты, например 480 Гц, передает его через второй фильтр 8 и правый резонансный контур по левой половине рельсовой линии 10 и на обмотку второго путевого реле 11, работающего в импульсном режиме. Наличие сигнала на приемном конце рельсовой линии и в ее середине (обмотка первого путевого реле 5, обмотка второго путевого реле 11) свидетельствует о свободности рельсовой линии. При проезде поездом приемного конца рельсовой линии обмотка второго путевого реле 11 шунтируется колесными парами поезда и уровень сигнала на ней резко падает, обмотка обесточивается, что свидетельствует о наличии поезда в левой половине рельсовой линии 10. При дальнейшем следовании поезда и его вступлении на правую половину рельсовой линии 2 резко падает уровень сигнала в середине рельсовой линии, в обмотке первого путевого реле 5, т.е. оно шунтируется колесными парами поезда. В этот момент замыкается тыловой контакт реле 5, включается левый резонансный контур 9, а фронтовые контакты размыкаются, отключив правый резонансный контур 3, второй генератор 7. Резкое падение сигнала на обмотке первого путевого реле 5 свидетельствует о наличии поезда в правой половине рельсовой линии 2.

Таким образом, передача сигнала одной частоты от первого генератора 1, ее накопление в середине рельсовой линии накопителем и дальнейшая передача в виде сигнала другой частоты от второго генератора 7, а также включение двух резонансных контуров, исключающих влияние сигнала между серединой рельсовой линии и приемником и между серединой рельсовой линии и генератором, позволяют увеличить длину контролируемой рельсовой линии.

Похожие патенты RU2412846C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2410269C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2348559C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2413646C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
RU2256577C2
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Тарасов Е.М.
  • Звездин И.Н.
  • Трошина М.В.
  • Сахарова Е.М.
RU2184044C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Полякова Юлия Геннадьевна
RU2288128C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2021
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2753939C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2732645C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
  • Трошина Марина Васильевна
RU2410268C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2012
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2488506C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к интервальному регулированию движения поездов. В рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, на другом конце сигнал принимают. В середине рельсовой линии подсоединяют резонансные контуры, а энергию передаваемого сигнала накапливают до порога срабатывания первого путевого реле, преобразуют частоту сигнала и передают во второй участок рельсовой линии. При наличии сигнала на приемном конце и в середине рельсовой линии фиксируют свободность рельсовой линии, при отсутствии сигнала на приемном конце фиксируют занятость левой половины рельсовой линии и свободность правой половины, а при отсутствии сигнала на приемном конце и в середине рельсовой линии фиксируют занятость правой половины рельсовой линии. Достигается увеличение контролируемой длины рельсовой линии за счет переприема и накопления энергии сигнала в середине рельсовой линии накопителем. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 412 846 C1

Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, на другом конце сигнал принимают, в середине рельсовой линии подсоединяют резонансные контуры, отличающийся тем, что в середине рельсовой линии энергию передаваемого сигнала накапливают до порога срабатывания первого путевого реле, преобразуют частоту сигнала и передают во второй участок рельсовой линии, при наличии сигнала на приемном конце и в середине рельсовой линии фиксируют свободность рельсовой линии, при отсутствии сигнала на приемном конце фиксируют занятость левой половины рельсовой линии и свободность правой половины, а при отсутствии сигнала на приемном конце и в середине рельсовой линии фиксируют занятость правой половины рельсовой линии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2412846C1

Способ контроля свободного состояния рельсовой линии 1991
  • Брылеев Аркадий Михайлович
  • Лисин Сергей Леонидович
  • Пиманов Евгений Павлович
  • Тарасов Евгений Михайлович
SU1794763A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2250848C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2273582C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОГО УЧАСТКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАМВАЙНОГО ПУТИ 1998
  • Баду Е.И.
  • Матвеев Е.Н.
  • Перепеч В.М.
  • Топтыгин Н.Н.
RU2138417C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Фокеев Анатолий Борисович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
RU2334641C2

RU 2 412 846 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Шорохов Николай Сергеевич

Даты

2011-02-27Публикация

2009-08-31Подача