РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ Российский патент 2011 года по МПК C22C38/48 

Описание патента на изобретение RU2415195C1

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения.

Известна рельсовая сталь [1], содержащая (в мас.%):

углерод 0,71-0,82 марганец 0,75-1,05 кремний 0,30-0,60 алюминий не более 0,005 азот 0,005-0,015 ванадий 0,05-0,15 хром 0,40-0,80 никель 0,03-0,30 кальций 0,0001-0,005 барий 0,0001-0,005 железо остальное

Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость железнодорожных рельсов, обусловленная недостаточной чистотой стали по неметаллическим включениям.

Известна также рельсовая сталь [2], содержащая (мас.%):

углерод 0,74-0,82 марганец 0,75-1,15 кремний 0,40-0,80 алюминий не более 0,005 ванадий 0,05-0,15 хром 0,40-0,80 никель не более 0,20 медь не более 0,20 железо остальное

Основным недостатком данной стали является недостаточный уровень механических свойств и соответственно повышенная хрупкость рельсов при эксплуатации.

В качестве прототипа выбрана сталь [3], содержащая (в мас.%):

углерод 0,60-1,20 марганец 0,10-1,50 кремний 0,10-1,20 алюминий не более 0,1 ванадий 0,005-0,07 хром ≤1,0 никель ≤2,0 ниобий ≤0,05 азот 0,005-0,025 сера ≤0,02 фосфор ≤0,015 медь ≤2,0 железо остальное

Недостатком указанной стали являются широкие концентрационные пределы по химическим элементам, которые не позволят получить на рельсах в горячекатаном состоянии требуемый уровень механических свойств.

Желаемым техническим результатом изобретения является достижение требуемого уровня механических свойств и надежности рельсов против хрупких разрушений.

Для достижения этого рельсовая сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо при следующем соотношении компонентов (в мас.%):

углерод 0,65-0,75 марганец 0,85-1,20 кремний 0,30-0,55 алюминий не более 0,005 ванадий от более 0,07 до 0,15 хром 0,40-0,95 никель 0,03-0,30 ниобий от более 0,05 до 0,15 азот 0,007-0,020 сера не более 0,02 фосфор не более 0,025 медь не более 0,20 железо остальное

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Выбранные пределы по содержанию углерода обеспечивают сбалансированное соотношение твердости, прочности и пластичности рельсов в горячекатаном состоянии. При содержании менее 0,65% снижается прочность и твердость рельсов, что неблагоприятно сказывается на их износостойкости при эксплуатации. При содержании более 0,75% снижаются пластические свойства рельсовой стали.

Установленные концентрационные пределы кремния обеспечивают упрочнение феррита, тем самым повышая пределы текучести и прочности рельсовой стали в горячекатаном состоянии. При снижении концентрации кремния менее 0,30% наблюдается снижение указанных показателей. При повышении концентрации кремния свыше 0,55% возрастает вероятность снижения пластических характеристик стали.

Концентрация марганца в выбранных пределах обеспечивает достаточную износостойкость рельсов. Марганец увеличивает устойчивость переохлажденного аустенита и обеспечивает образование дисперсного тонкопластинчатого перлита, имеющего хорошее сочетание прочности, пластичности и вязкости. Поскольку марганец смещает точку фазовых превращений к более низким температурам, дальнейшее увеличение его концентрации более 1,20% приводит к снижению пластичности стали.

Концентрация хрома выбрана исходя из обеспечения высокого сопротивления износу и высоких прочностных свойств, при этом снижение концентрации хрома менее 0,40% не позволяет обеспечить требуемую стойкость рельсов в пути, а при повышении концентрации более 0,95% снижаются пластические свойства горячекатаной рельсовой стали.

Введение азота в пределах 0,007-0,020% при наличии в стали ниобия в выбранных пределах позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает повышение прочностных свойств и увеличение сопротивляемости стали хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При содержании азота менее 0,007% невозможно измельчения зерна и, соответственно, не обеспечивается необходимое улучшение свойств стали, а более 0,020% приводит к получению нерастворившегося азота и возможному образованию недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота, ванадия и ниобия обеспечивают измельчение зерна (в том числе и при отрицательных температурах) за счет образования карбонитридов.

Введение ниобия в заявляемых пределах обеспечивает наряду с ванадием получение однородной мелкозернистой структуры. Его содержание до 0,05% включительно не оказывает положительного влияния на ударную вязкость, а при концентрации более 0,15% структура рельсов имеет неоднородное строение.

Повышение концентрации никеля до 0,30% связано с повышением пластических свойств стали, дальнейшее повышение концентрации никеля экономически нецелесообразно.

Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности готовой продукции после прокатки.

Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты механических свойств рельсов в горячекатаном состоянии приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав приводит к измельчению зерна и повышению уровня механических свойств по сравнению с прототипом, что обеспечивает надежность рельсов против хрупких разрушений.

Таблица 1 Химический состав стали Состав C Si Mn Cr V Al N Nb Ni S Р Cu Fe 1 0,65 0,30 0,85 0,70 0,05 0,002 0,007 0,001 0,03 0,005 0,010 0,09 ост. 2 0,70 0,48 0,90 0,40 0,09 0,005 0,010 0,002 0,14 0,008 0,007 0,04 ост. 3 0,70 0,40 0,89 0,49 0,12 0,005 0,012 0,004 0,30 0,006 0,019 0,07 ост. 4 0,67 0,55 1,20 0,75 0,08 0,001 0,020 0,005 0,28 0,005 0,025 0,10 ост. 5 0,75 0,34 1,06 0,95 0,11 0,003 0,016 0,12 0,30 0,014 0,018 0,20 ост. 6 0,66 0,61 1,15 0,95 0,15 0,004 0,016 0,006 0,20 0,020 0,021 0,09 ост. Э76ХСФ по ГОСТ Р 51685 2000 0,74-0,82 0,40-0,80 0,75-1,15 0,40-0,60 0,03-0,15 ≤0,005 - - ≤0,15 ≤0,025 ≤0,025 ≤0,15 ост.

Таблица 2 Механические свойства горячекатаных рельсов Вариант σт σв δ5 ψ Твердость Величина зерна Н/мм2 % НВ10 НВ22 НВш НВпод НВпкг балл 1 760 1000 13 25 395 375 352 352 401 6-7 2 790 1010 12 23 388 375 351 341 388 7 3 980 1093 12 23 401 388 341 341 409 7-8 4 960 1091 11 22 388 375 352 341 388 7 5 890 1072 10 25 388 363 341 341 388 6-7 6 890 1092 10 21 401 375 352 341 401 8 Прототип Э76ХСФ по ГОСТ Р 51685 2000 650 980 7 14 311 302 321 341 5-6 Примечание: НВпкг - твердость на поверхности катания головки рельса; НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм; НВш- твердость в шейке; НВпод- твердость в подошве.

Список источников

1. Патент РФ № 2291221 С1.

2. ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

3. Патент JP 2005-146346 А.

Похожие патенты RU2415195C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2410462C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2368694C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2007
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Черняк Саул Самуилович
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Серпиянов Алексей Иванович
  • Тужилина Лариса Викторовна
RU2361007C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
RU2426812C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2011
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
  • Атконова Ольга Петровна
RU2457272C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Черняк Саул Самуилович
  • Руденков Валерий Александрович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Поздеев Владимир Николаевич
RU2412274C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2005
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Сарычев Евгений Викторович
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Моренко Андрей Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Ворожищев Владимир Иванович
RU2291220C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2010
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Могильный Виктор Васильвич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2449045C1
Способ производства горячекатаного листового проката 2023
  • Семенов Кирилл Сергеевич
  • Жиронкин Михаил Валерьевич
  • Скороходов Евгений Леонидович
  • Бурштинский Максим Владимирович
RU2813917C1
СТАЛЬ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕЕ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Мальцев Андрей Борисович
  • Кузнецов Виктор Валентинович
  • Струнина Людмила Михайловна
  • Золотова Лариса Юрьевна
  • Ордин Владимир Георгиевич
  • Головко Владимир Андреевич
  • Варфоломеев Владимир Владимирович
  • Рузаев Дмитрий Григорьевич
  • Горин Александр Давидович
RU2387731C2

Реферат патента 2011 года РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,65-0,75, марганец 0,85-1,20, кремний 0,30-0,55, алюминий не более 0,005, ванадий от более 0,07 до 0,15, хром 0,40-0,95, никель 0,03-0,30, ниобий от более 0,05 до 0,15, азот 0,007-0,020, сера не более 0,02, фосфор не более 0,025, медь не более 0,20, железо остальное. Повышается уровень механических свойств и надежность рельсов против хрупких разрушений. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 415 195 C1

Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо, отличающаяся тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:
углерод 0,65-0,75 марганец 0,85-1,20 кремний 0,30-0,55 алюминий не более 0,005 ванадий от более 0,07 до 0,15 хром 0,40-0,95 никель 0,03-0,30 ниобий от более 0,05 до 0,15 азот 0,007-0,020 сера не более 0,02 фосфор не более 0,025 медь не более 0,20 железо остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2415195C1

Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 1998
  • Дерябин А.А.
  • Могильный В.В.
  • Добужская А.Б.
  • Лебедев В.И.
  • Пятайкин Е.М.
  • Царев В.Ф.
  • Катунин А.И.
  • Горкавенко В.В.
  • Обшаров М.В.
  • Анашкин Н.С.
  • Гаврилов В.В.
  • Рейхарт В.А.
RU2139365C1
Рельс, способ его изготовления и способ регулирования его охлаждения 1991
  • Гордон О.Бесч
  • Джон А.Ховланд
  • Джун Фурукава
  • Хидеюки Яманака
  • Козо Фукуда
  • Тамоо Хорита
  • Юзуру Катаока
  • Масахиро Уеда
  • Тетсунари Иде
  • Атсуси Ито
  • Такао Гино
SU1839687A3
Способ приготовления мыла 1923
  • Петров Г.С.
  • Таланцев З.М.
SU2004A1
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1

RU 2 415 195 C1

Авторы

Юрьев Алексей Борисович

Мухатдинов Насибулла Хадиатович

Степашин Андрей Михайлович

Козырев Николай Анатольевич

Корнева Лариса Викторовна

Атконова Ольга Петровна

Даты

2011-03-27Публикация

2009-08-03Подача