РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ Российский патент 2007 года по МПК C22C38/46 

Описание патента на изобретение RU2291220C1

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов.

Известная, выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь [1], содержит (в мас.%):

углерод0,71-0,82марганец0,75-1,05кремний0,45-0,80алюминий0,005-0,015азот0,0005-0,015ванадий0,03-0,09хром0,35-0,70никель0,03-0,20железоостальное

Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость, обусловленная пониженным комплексом физико-механических свойств.

Известная рельсовая сталь марки Э76Ф [2] содержит (в мас.%):

углерод0,71-0,82марганец0,75-1,05кремний0,25-0,45ванадий 0,03-0,15хром не более 0,15никель не более 0,15медь не более 0,15железоостальное

Существенным недостатком данной стали является низкая стойкость железнодорожных рельсов без термической обработки и необходимость термообработки стали для повышения эксплуатационных свойств.

Желаемым техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости.

Для достижения этого сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, азот, никель, железо, дополнительно содержит кальций при следующем соотношении компонентов (в мас.%)

углерод0,71-0,82марганец0,75-1,20кремний0,30-0,60алюминийне более 0,005азот0,005-0,020ванадий0,05-0,15хром0,40-1,20никель0,03-0,20кальций0,0001-0,005железоостальное

при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфора не более 0,025%, меди не более 0,20%.

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок:

Повышенное содержание марганца по сравнению с прототипом позволило компенсировать отрицательное влияние высокого содержания углерода на показатели пластичности и ударной вязкости. Марганец увеличивает устойчивость переохлажденного аустенита и обеспечивает образование дисперсного тонкопластинчатого перлита, имеющего хорошее сочетание прочности, пластичности и вязкости. Поскольку марганец смещает точку фазовых превращений к более низким температурам, дальнейшее увеличение его концентрации более 1,20% в стали с высоким содержанием углерода ведет к возрастанию вероятности образования недопустимой структуры верхнего бейнита.

Кремний при концентрации 0,30-0,60% обеспечивает после прокатки повышение предела текучести и прочности. Содержание его до 0,30% при выбранной концентрации углерода, марганца и хрома не обеспечивает требуемые прочностные свойства. С повышением содержания кремния свыше 0,60% возрастает склонность стали к обезуглероживанию при прокатке и ухудшается свариваемость металла при сварке.

Введение алюминия в количестве менее 0,005% позволяет обеспечить необходимую чистоту металла, исключить недопустимые включения глинозема.

Комплексное микролегирование стали азотом и ванадием в заявляемых пределах обеспечивает за счет образования дисперсных карбонитридных фаз измельчение зерна аустенита. Обеспечение в стали мелкозернистой структуры обусловлено необходимостью повышения вязкости и сопротивляемости рельсов хрупким разрушениям. При концентрации азота менее 0,005% в стали, содержащей менее 0,05% ванадия, не обеспечивается достаточное количество дисперсных карбонитридных фаз и, как следствие этого, после прокатки образуется крупнозернистая структура, отрицательно сказывающаяся на величине ударной вязкости. Увеличение концентрации азота сверх 0,020% нецелесообразно ввиду опасности образования газовых пузырей в стали. Ограничение верхнего предела по содержанию ванадия обусловлено вероятностью образования карбидов ванадия, приводящих к снижению ударной вязкости.

Хром в количестве 0,40-1,20% обеспечивает при охлаждении с прокатного нагрева повышение твердости и прочности, соизмеримые с термически упрочненными рельсами. Обеспечивая повышение прочности, хром не приводит к снижению показателей пластичности и ударной вязкости. При легировании стали хромом совместно с ванадием обеспечивается дисперсная тонкопластинчатая структура, характеризующаяся высоким сопротивлением к истиранию. В присутствии хрома возрастает устойчивость стали против коррозии. Содержание хрома менее 0,40% не обеспечивает требуемую прочность и износостойкость рельсов. При содержании хрома, превышающем 1,20%, увеличивается количество карбидов хрома, сообщающих стали хрупкость.

Введение малых добавок кальция и бария способствует повышению чистоты стали по оксидным и сульфидным включениям, обеспечивает образование глобулярных неметаллических включений в металле. Это способствует улучшению пластичности и ударной вязкости стали. Более высокие присадки приводят к загрязнению металла сложными многофазными включениями.

Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности рельсов и повышением их пластичности и вязкости.

Серия опытных плавок была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты испытаний механических свойств в горячекатаном состоянии в сравнении с рельсовой сталью Э76Ф (прошедшей термообработку), представленные в таблице 2, показывают, что заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств рельсовой стали, что, в свою очередь, увеличивает эксплуатационную стойкость железнодорожных рельсов.

Список источников информации

1. Патент РФ №2131946, С 22 С 38/46.

2. ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

Похожие патенты RU2291220C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2005
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Девяткин Юрий Дмитриевич
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
  • Моренко Андрей Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Гаврилов Владимир Васильевич
  • Теплоухов Геннадий Максимович
RU2291221C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2007
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Черняк Саул Самуилович
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Серпиянов Алексей Иванович
  • Тужилина Лариса Викторовна
RU2361007C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2005
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Черняк Саул Самуилович
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Руденков Валерий Александрович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Клоков Михаил Владимирович
RU2291218C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2011
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
  • Атконова Ольга Петровна
RU2457272C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
RU2426812C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2415195C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Мохов Глеб Владимирович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2426813C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2410462C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2368694C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2365667C1

Реферат патента 2007 года РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов. Предложена рельсовая сталь, содержащая, мас.%: углерод 0,71-0,82, марганец 0,75-1,20 кремний 0,30-0,60, алюминий не более 0,005, азот 0,005-0,020, ванадий 0,05-0,15, хром 0,40-1,20, никель 0,03-0,20, кальций 0,0001-0,005, железо - остальное, при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфор не более 0,025%, медь не более 0,20%. Техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 291 220 C1

Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, азот, никель, железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит кальций при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод0,71-0,82Марганец0,75-1,20Кремний0,30-0,60АлюминийНе более 0,005Азот0,005-0,020Ванадий0,05-0,15Хром0,40-1,20Никель0,03-0,20Кальций0,0001-0,005ЖелезоОстальное

при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020, фосфор не более 0,025, медь не более 0,20.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291220C1

РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 1997
  • Лебедев В.И.
  • Катунин А.И.
  • Царев В.Ф.
  • Козырев Н.А.
  • Могильный В.В.
  • Гаврилов В.В.
  • Обшаров М.В.
RU2131946C1
ВИНАРОВ С.М
Бор, кальций и цирконий в чугуне и стали
- М.: Государственное научно-техническое издательство литературы по черной и цветной металлургии
Судно 1925
  • Беньковский Ф.А.
SU1961A1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2002
  • Ворожищев В.И.
  • Черняк С.С.
  • Козырев Н.А.
  • Дементьев В.П.
  • Тужилина Л.В.
  • Войлошников В.Д.
RU2224044C2
JP 2004315928 А, 11.11.2004
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 1999
  • Могильный В.В.
  • Пятайкин Е.М.
  • Козырев Н.А.
  • Царев В.Ф.
  • Константинов А.П.
RU2197553C2

RU 2 291 220 C1

Авторы

Павлов Вячеслав Владимирович

Годик Леонид Александрович

Козырев Николай Анатольевич

Сарычев Евгений Викторович

Дементьев Валерий Петрович

Моренко Андрей Владимирович

Корнева Лариса Викторовна

Могильный Виктор Васильевич

Ворожищев Владимир Иванович

Даты

2007-01-10Публикация

2005-05-04Подача